«И враги человеку - домашние его» (Матф.10:36). Этот стих является непосредственным продолжением речи Спасителя, описанной в предыдущем стихе. В этом стихе, как и в предыдущих стихах, продолжается изложение наставлений, которые дает Спаситель Своим ученикам. В предыдущем стихе Спаситель охарактеризовал будущие взаимоотношения между человеком (Апостолом) и его отцом. Он также охарактеризовал отношения между дочерью и матерью, невесткой и свекровью, показав разделение молодого и старшего поколения на первом этапе появления Нового Завета в семьях Апостолов. Эти отношения в виде разногласий возникнут на религиозно-философской почве.

Разбираемый стих начинается с союза «и». Союз «и» обозначает «присоединительный союз, употребляется для присоединения предложений или отдельных членов предложения, дополняющих, развивающих ранее высказанную мысль» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Москва, Альта-Принт, 2009, с.286). В разбираемом стихе союз «и» используется для того чтобы к 35-му стиху присоединить смысловое значение разбираемого стиха. В 35-м стихе сказано о разделении человека-Апостола с его ближайшими родственниками. Для того чтобы продолжить ранее высказанную мысль, дополнить и расширить её, разбираемый стих начинается с союза «и». И продолжая ранее высказанную мысль, Спаситель делает вывод из Своих ранее сказанных слов. И говорит о том, что для Апостолов домашние его будут являться врагами.

В начале разбираемого стиха фигурирует слово «враги». Это слово имеет ниже следующее смысловое значение. Слово «враг» обозначает «1 человек, борющийся за иные, противоположные интересы, противник; 2 то же, что и неприятель; 4 ненавидящий что-нибудь, кого-нибудь; 5 дьявол, черт» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, Москва, 2009, с.101).

Словом «человек» в данном стихе, как и в предыдущем, обозначен ученик Спасителя. Это доказывается тем обоснованием, что Спаситель обращается именно к Своим ученикам, и ни к кому-нибудь иному. Слово «домашние» обозначает «5 члены семьи, лица, живущие совместно с кем-либо» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, Москва, 2009, с.194). Слово «его» также обозначает ученика Спасителя. Указав на то, что для человека, то есть для Апостола его домашние являются врагами, Спаситель предположительно вкладывал в эти слова ниже следующий смысл. Называя домашних Апостолов врагами, Иисус Христос никоим образом не говорит о том, что домашние хотели всячески вредить ученикам Его. Врагами они названы в духовном смысле. Домашние имели такие же религиозные взгляды на приход Мессии-Христа, как и глава дома, и его близкие родственники, но противоположные взглядам Апостолов в восприятии Нового Завета. Именно такое понимание слова «враг» и подтверждается толкованием, взятым из академического словаря. В этом издании пишется о том, что врагом может быть и такой человек, «борющийся за иные, противоположные интересы». То есть Апостолу домашние его были врагами в духовно-религиозном смысле. А расхождения между Апостолом и домашними его были основаны на религиозной почве. Иными словами домашние Апостола поддерживали взгляды представителей старшего поколения из семьи Апостолов. А как мы выяснили ранее, старшее поколение, находясь под воздействием ложной пропаганды фарисеев, не хотело признавать Иисуса Мессией и не стремилось принимать Его учение.

Для обозначения такого разделения Матфей удачно выбрал очень емкое слово «домашние его». Слово «домашние» имеет два смысловых значения. В первом случае оно обозначает родственников, то есть ближайших членов семьи. А во втором случае оно обозначает не родственников, а других людей (то есть домочадцев, прислугу), которые живут в семье того или иного человека.

Для того чтобы читатель мог лучше уяснить разбираемый стих, дадим более подробную информацию о древнееврейской семье и её традициях. Согласно обычаям древнееврейской семьи, мать и отец, сестра, жена, невестка являлись ближайшими родственниками человека (Апостола). Но помимо ближайших родственников в доме человека проживали и домашние его. Согласно традициям древнееврейского народа «домашние» представляли собой людей, выполняющих домашнюю работу, связанную с ведением хозяйства. Поэтому такие люди и назывались домашними людьми. Чаще всего домашними становились дальние обедневшие родственники той или иной семьи. Домашними людьми могли стать и посторонние люди. Но главным принципом в подборе домашних было то, что они должны были разделять религиозно-философские взгляды хозяев дома, а также их жизненную философию, и отличаться преданностью данной семье-дому. То есть древнееврейская семья представляла собой монолит, состоящий как из ближних родственников, так и из домашних людей, входящих в эту семью.

В контексте разбираемого стиха выше изложенные сведения обозначают то, что домашние люди должны были иметь одну и ту же жизненную идеологию и одни и те же философские взгляды, что и хозяева семьи-дома. Иначе бы они не входили в состав данной семьи на правах домашних людей. Как видим, и для домашних людей согласно традициям древнееврейского народа было обязательно иметь строгие религиозно-философские взгляды. А не только умение вести хозяйство. Таким образом, в условиях возникновения Нового Завета домашние люди тоже должны были иметь жизненную позицию по отношению к Благой вести и появившемуся Мессии. Потому что появление обещанного Мессии ждал весь древнееврейский народ.

Согласно обычаям древнееврейской семьи, все её члены и прислуга должны были беспрекословно исполнять приказы главы дома-семьи. И, как сказано выше, обязательно разделять религиозно-философские взгляды хозяина дома. Поэтому Апостолы, уже исповедовавшие на то время новое Мессианское учение, обязательно столкнулись бы с временным неприятием этого Мессианского учения его отцом, а следовательно и домашними. Так как глава семейства и домашние ещё находились под влиянием фарисейского понимания Закона Божьего, идущего в разрез с истинным Мессианским учением. И если отец, то есть глава семьи, пытаясь удержать сына в фарисейском варианте исповедания Закона Божьего, начинал ограничивать свободу своего сына в чем-либо, то и прислуга в этом помогала хозяину дома. Поэтому слово «домашние его» очень точно применено в данном тексте. И глубоко и точно выражает ту мысль, что прислуга, как и глава и члены семьи, названные одним словом «домашние его», будут какое-то время враждебно относиться к сыну хозяина дома, который решил стать учеником Спасителя.

У любознательного читателя может возникнуть ниже следующий вопрос. Если глава дома был на тот момент категорически против того, чтобы его сын продолжил ходить со Спасителем, а слуги поддерживали главу дома, то как же в таком случае сын хозяина дома мог пойти по поручению Спасителя в первое Апостольское служение? В Евангелиях на этот вопрос прямого ответа не дано. Поэтому можно сделать ниже следующее предположение, поясняющее данную ситуацию.

Можно предположить то, что глава дома запрещал своему сыну общаться со Спасителем под влиянием враждебных к Мессии советов книжников и фарисеев. Поскольку согласно древнееврейским обычаям, сын должен подчиняться главе дома, то он не мог продолжить обучение у Спасителя без согласия своих родителей. Из священной истории мы знаем, что Спаситель избрал для первого Апостольского служения двенадцать учеников. Значит можно предположить то, что перед тем, как отправиться проповедовать по древнееврейскому государству, Апостолы Христовы получили на это родительское благословение. Такое благословение родители Апостолов могли дать только в одном случае. Когда они получили совет от более авторитетного человека, чем книжники и фарисеи, которые не признавали Иисуса Мессией. Можно предположить, что таким единственным человеком мог быть Иоанн Креститель. Его авторитет в то время был непререкаем и имел всеобщее признание, в том числе и у фарисеев и книжников. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его: кто ты? ... А посланные были из фарисеев» (Иоан.1:19,34). Можно предположить, что родители Апостолов ходили советоваться к Иоанну Крестителю о том, истинным ли Мессией является Иисус из Назарета, и можно ли Ему в ученики отдавать своих сыновей. К тому же сами сыновья-Апостолы говорили своим отцам, что и Иоанн Креститель признает в Иисусе из Назарета Истинного Мессию. «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом... Один из двух, слышавших от Иоанна [об Иисусе] и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра» (Иоан.1:35-37,40).

Основываясь на евангельских текстах, можно предположить, что Предтеча подтвердил родителям Апостолов о том, что Иисус есть долгожданный и Истинный Мессия, Который принес новую Благую весть людям. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29). И стать Его учеником для детей этих родителей будет не только необходимо, но и почетно. Можно предположить, что после слов Предтечи родители Апостолов отпустили своих сыновей для того чтобы они стали учениками Спасителя мира. Можно сказать что визит к Иоанну Крестителю был первым шагом родителей Апостолов к дальнейшему принятию ими христианского учения. И такой порядок решения выше изложенного вопроса не противоречил традициям, по которым жила древнееврейская семья.

Некоторые толкователи разбираемый стих объясняют так. «Здесь высказывается мысль, которая, вероятно, иудеям была хорошо известна, потому что слова Христа представляют цитацию из Мих VII:6: «ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка — против свекрови своей; враги человеку — домашние его» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.206). Можно предположить, что Лопухин ошибочно и бездоказательно утверждает то, «что слова Христа представляют цитацию из Мих VII:6». В действительности слова Спасителя перекликаются с этой цитатой. Но слова Христа имеют другой смысл и иное, отличительное от этой цитаты смысловое значение.

В предыдущих стихах Спаситель характеризует то, что Благая весть вызовет разделение между близкими родственниками: отцом и сыном; матерью и дочкой; свекровью и невесткой. А в разбираемом стихе Спаситель рассказывает о той общей позиции, которую примут все члены дома-семьи, то есть домашние его во главе с хозяином дома, по отношению к Апостолу. Таким образом, Матфей, излагая речь Христа, очень последовательно дает характеристику поведения всей семьи-дома по отношению к ученикам Спасителя, которые стали первыми христианами и поверили в учение Мессии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.