«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Матф.10:37). Разбираемый стих в речи Спасителя является продолжением темы о взаимоотношениях Апостолов с ближними родственниками после первого общественного служения.

Начинается этот стих словами Спасителя о том, что «кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». Эту часть разбираемого стиха нужно понимать следующим образом. Объяснив в предыдущем стихе Своим ученикам понятие о том, кто является их духовными врагами, Спаситель в разбираемом стихе начинает Свою речь такими словами «кто любит…».

Слово «любовь» в общепризнанном смысловом значении обозначает «чувство привязанности, основанное на общности интересов…, такое же чувство, основанное на взаимном расположении, симпатии, близости» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, 2009, Москва, с.418).

По современным религиозным представлениям сущность слова «любовь» характеризуется так. «Любовь - это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин.15:13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественно иной - любовь, которая выше закона (Гал.5.22-23). Хотя закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф.22:36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин.3:16; 1Ин.4:9-10; Рим.5:8). Бог и любовь тождественны (1Ин.4:8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин.4:7,11-12). Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия - любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две - человеческие, и только последняя - Божественная» (Библейский словарь В.П. Вихлянцева).

Согласно понятиям древнееврейского народа наивысшей любовью считалась любовь к Господу Богу. В древнееврейском обществе любовь делилась на любовь небесную и любовь земную. К любви земной древние евреи относили любовь ко всему мирскому, тленному, не духовному. Например, плотская любовь, любовь к определенным видам еды, украшениям, богатству, любовь к своей профессии. Наивысшим видом любви у древних евреев считалась любовь духовная. Она была основана на взаимности, возникающей между верующим человеком и Господом Богом. То есть верующий человек должен был проявлять огромное чувство преданной и искренней любви к Своему Создателю и Вседержителю, Господу Богу. Такая любовь должна была подкрепляться не только сильным чувством веры в Бога, но и совершением богоугодных поступков. В ответ Господь Бог на верующего и любящего Его человека изливал Свою любовь в виде Божественной благодати. «Добрый приобретает благоволение от Господа» (Пр.12:2), «потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их» (1Пет.3:12), «каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал» (Еф.6:8). Таким образом, у древних евреев понятие любви к Богу было тесно связано с верой человека в Бога. Потому что, по их представлениям, не было любви к Богу без веры, так же, как не могла существовать вера в Бога без любви к Нему.

В разбираемом стихе говорится «Кто любит отца или мать более, нежели Меня». Под словом «Меня» в данном стихе говорится об Иисусе Христе, как об истинном Мессии. То есть в данном стихе идет сопоставление любви к ближайшим родственникам, отцу и матери, и любви к Мессии, принесшему Благую весть. А истинный Мессия и есть Господь Бог. Об этом так говорится в Новом Завете. «Я и Отец - одно» (Иоан.10:30). «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан.1:1). «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» (1Иоан.5:7). «Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан.14:8-10).

Отец и мать ученика Христова на тот период придерживались ошибочных религиозных взглядов по отношению к Иисусу из Назарета, навязанных им фарисеями и книжниками. Суть этих взглядов состояла в том, что Иисус из Назарета якобы был не настоящим мессией.

В заповедях Моисея (по которым жили древние евреи, в том числе и родители Апостолов), взятых из Ветхого Завета, также фигурирует слово «любовь», как и в разбираемом стихе. Первая заповедь гласит о том, что древний еврей должен любить Господа Бога. «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор.5:6-7). А пятая заповедь говорит о том, что древний еврей должен почитать и любить своих родителей. «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было» (Втор.5:16). Если древний еврей любит Господа Бога, то он должен исполнять все Его заповеди, в том числе почитать своих родителей и любить ближних своих. Таким образом, первая и пятая заповеди не противоречат, а дополняют друг друга.

И поэтому древние евреи с самого детства изучали эти заповеди Божии и приобщались к почитанию и любви не только Господа Бога, но и своих родителей. Как сказано выше, любой древний еврей знал из Закона Моисея, что сначала нужно любить и почитать Господа Бога, сотворившего всё и всех (в том числе и отца с матерью). А затем следующей по значимости идет любовь к родителям своим. Поэтому древние евреи в первую очередь должны были любить Бога, и одновременно с этим любить своих родителей. То есть исполнение заповеди любви к Богу и любви к своим родителям у древних евреев было неразрывно связано. И так поступал каждый образованный древний еврей. На основе этих понятий воспитывались и Апостолы Христовы во время своего детства и юности. И они также знали, что сначала необходимо почитать и любить Господа Бога. И в то же время любить и почитать своих родителей.

Анализируя выше приведенные сведения о заповедях любви к Богу и родителям из Ветхого Завета, которым следовали древние евреи, у любознательного читателя может возникнуть вопрос, от чего именно Спаситель предостерегает Своих учеников словами из разбираемого стиха?

Дело в том что Спаситель, предупредив в выше разбираемых стихах Своих учеников о том, что их родители и домашние будут противиться мессианским взглядам Апостолов, добавляет, что этим дело не ограничится. После того, когда у книжников и фарисеев через родителей Апостолов не получится переубедить Апостолов Христовых в якобы ошибочности их христианских взглядов, враги Христа попробуют предпринять следующие действия. Книжники и фарисеи, снова привлекая к себе в союзники родителей Апостолов, могли убедить отцов и матерей учеников Христовых в следующем. Они могли настоять на том, чтобы родители потребовали от своих сыновей соблюдения заповеди о любви к родителям. И под воздействием книжников и фарисеев родители Апостолов, ставя под сомнение божественность Иисуса из Назарета, могли пытаться запретить дальнейшее общение своих сыновей, Апостолов, со Спасителем под предлогом соблюдения заповеди любви сыновей к своим родителям. И могли требовать от своих сыновей остаться в отчем доме и не ходить с Иисусом из Назарета и не распространять Его новое учение. То есть родители Апостолов не считали Спасителя истинным Мессией и поэтому любовь к родителям ставили выше любви к Иисусу Христу.

Делая вывод из первой части разбираемого стиха, можно сказать что Спаситель в разбираемом стихе говорит о духовной любви к родителям, которая стоит прежде любви к Спасителю. А это, по Закону Моисея и по представлениям древних евреев, может быть только в том случае, когда Иисуса Христа из Назарета не считать Мессией, а считать обычным человеком, как это делали книжники и фарисеи. Из этого следует, что этими словами Спаситель в разбираемом стихе предупреждает Своих Апостолов об очередном тяжелом испытании их веры в Иисуса Христа, как в истинного Мессию.

То есть первой частью этого стиха Спаситель ещё раз указал Апостолам на то, что отец и мать, как представители старшего поколения в древнееврейской семье, проявляли любовь к Богу на основе ошибочного учения фарисеев. А фарисеи не признавали Иисуса Христа из Назарета, как истинного Мессию. Таким образом, родители Апостолов, воспитанные в духе фарисейских наставлений, под влиянием книжников и фарисеев тоже не признавали Иисуса Христа как истинного Мессию. И естественно на тот момент не могли любить Его, как Бога. И по этой причине призывали Апостолов остаться дома и исполнить свои обязанности по отношению к ним, родителям, согласно пятой заповеди Закона Моисея. А также советовали своим сыновьям Апостолам (с подачи фарисеев и книжников) не ходить с Иисусом из Назарета и не распространять Благую весть.

Вторая часть разбираемого стиха начинается после точки с запятой. Она представляет собой органическое продолжение первой части и дополняет эту часть новыми сведениями.

Для того чтобы понять вторую часть разбираемого стиха нужно пояснить тот момент, что слова Спасителя из разбираемого стиха адресованы конкретно Его ученикам. У любознательного читателя может возникнуть вопрос, были ли у Апостолов дети? Из евангельских текстов нам известно, что у Апостола Петра была тёща, которую Спаситель лечил от горячки. (Матф.8:14-15). В Новом Завете упоминается и жены Апостолов. «И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, [брат] Иакова. Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с [некоторыми] женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его» (Деян.1:13,14). «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» (1Кор.9:5). А если некоторые Апостолы были женаты, то вполне могли иметь и детей.

Правомерность предположения о том, что у Апостолов были отцы, матери, жены и дети подтверждается словами Самого Спасителя из разбираемого стиха. Если бы у Апостолов не было бы детей, то Спаситель бы и не обращался к Своим ученикам с речью, в которой советовал то, как они должны вести себя по отношению к своим близким. Одними из близких родственников были их дети, фигурирующие во второй части разбираемого стиха.

При прочтении разбираемого стиха может возникнуть вопрос, неужели дети Апостолов так же, как и родители учеников Христовых могли быть для них на то время духовными врагами и требовать к себе любви больше, нежели к Иисусу из Назарета?

Для ответа на этот вопрос можно предположить ниже следующее. Апостолы для того чтобы приобрести знания о Благой вести и в дальнейшем распространять учение Христово, должны были ходить со Спасителем. На это время они покидали свою семью, родителей и своих детей. В период отсутствия Апостолов их дети вынуждены были находиться с матерями и отцами Апостолов. Отцы и матери Апостолов не только присматривали за детьми учеников Христовых, но и воспитывали их. Как мы выяснили ранее, отцы и матери Апостолов могли воспитывать апостольских детей на основе своих жизненных взглядов и на основе своей религиозно-философской морали, основанной на ложных поучениях фарисеев и книжников. Поэтому дети учеников Христовых под влиянием ложных фарисейских взглядов на то время также были духовными врагами Спасителю и Апостолам. Поэтому Свои предостережения о том, почему нельзя любить отца и мать больше чем Мессию, изложенные в первой части стиха, Спаситель во второй части стиха переносит и на детей Апостолов.

Любознательный читатель может задать вопрос, а имели ли право дети Апостолов говорить своим любимым родителям об их (родителей) якобы ошибочной апостольской деятельности по распространению Благой вести? По этому поводу можно предположить, что во второй части разбираемого стиха, скорее всего, говорится о тех детях Апостолов, которые достигли двенадцатилетнего возраста. Ведь в древней Палестине юноши и девушки именно с двенадцати лет получали право посещать Иерусалимский храм и считались с этого возраста самостоятельными в принятии решений в своей жизни, в том числе и религиозно-философского характера. И уже могли в этом возрасте вступать в споры и диалоги со своими родителями об Иисусе из Назарета. И как любящие дети, не равнодушные к будущему своих родителей, могли указывать на ошибки своих родителей, если считали, что родители что-то делают не правильно. Свои советы дети Апостолов давали своим родителям для того, как они думали, чтобы во благо родителям исправить их якобы ошибки.

Как уже говорилось, данный стих обращен не ко всем древним евреям того времени, а только к Апостолам Спасителя. Об этом и упоминается в начале 10-й главы (Матф.10:1-5) в которой говорится о том, что Спаситель обращается со Своей речью только к Своим Апостолам. Более того, Спаситель это делает потому, что предвидит будущие события в жизни Апостолов. Ведь только у Апостолов Христовых была возможность выбора, признать Иисуса из Назарета Мессией и последовать за Спасителем, усердно исполняя все Его заповеди. Или послушать своих родителей и детей, а через них на самом деле фарисеев, и не принять истинного Мессию. И не совершить тех духовных подвигов, на которые призывал только их Спаситель. И таким поступком продемонстрировать всей Палестине, всем древним евреям, что они, так же, как и книжники и фарисеи, не признают Иисуса Христа Мессией.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод. Спаситель предостерегает Своих Апостолов от ошибочного выбора. Ведь если Апостолы поддадутся уговорам своих ближайших любимых родственников, родителей и детей, и оставят проповедь Благой вести, то тогда не исполнят не только заповедь о любви к Богу, но также не исполнят и заповедь о любви к родителям и детям. Ведь тогда родители и дети Апостолов, продолжая исповедовать искаженный книжниками и фарисеями Закон Божий, не смогут наследовать Царства Небесного. И наоборот, если Апостолы не поддадутся на уговоры своих близких и продолжат проповедь Благой вести, оставив родителей и детей на попечение Божье, то со временем будут достойны наследовать Царство Небесное и будут иметь возможность в дальнейшем убедить своих близких принять христианство и получить спасение для Царства Небесного. И смогут выступить ходатаями перед Сыном Божиим за своих родственников.

О том, что же получат Апостолы за то, что последуют за Христом, в Библии говорится так. «Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Матф.19:27-29). Об этом же говорится у Марка (Мар.10:28-3) и у Луки (Лук.18:28-30).

Как видим, Спаситель выступает не против ближайших родственников Апостолов, а против вероломных и хитрых интриг фарисеев и книжников, которые в своих кознях против Спасителя пытались использовать даже ближайших родственников учеников Христовых.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.