«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10:38). Этот стих является завершающей частью предыдущего стиха. Такая мысль подтверждается тем фактом, что предыдущий 37-й стих не завершен точкой, а имеет точку с запятой. В начале 37-го стиха присутствуют слова «не достоин Меня». Этими же словами завершается 37-й стих. И в конце разбираемого стиха эти слова повторены. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в 37-м и 38-м стихах речь идет о тех действиях, которые Апостолы делать не должны. А если сделают эти действия, то будут не достойны Мессии. Поэтому 38-й стих является завершающим звеном в рассуждении Мессии о том, что не должны делать Апостолы. В начале 37-го стиха говорится о том, что они не должны любить отца или мать больше, нежели Мессию. В конце 37-го стиха говорится о том, что они не должны любить сына или дочь более, нежели Мессию. Иначе будут не достойны Спасителя. И в разбираемом стихе говорится о том, что если Апостолы не будут брать креста своего и продолжат следовать за Спасителем, то также будут не достойны Спасителя.

Согласно смыслу анализируемого стиха слова Спасителя, содержащиеся в нем, обращены к двенадцати Апостолам, а не ко всем христианам на свете. Эта мысль подтверждается утверждением Самого Спасителя, которое Он сказал в ранее идущих стихах. «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря» (Матф.10:5). В разбираемом стихе продолжаются слова Спасителя, которые Он адресует Своим Апостолам. Но в данном случае Его речь посвящена кресту.

В начале разбираемого стиха Спаситель говорит «и кто не берет креста своего». Выражение «нести крест свой» является иносказательным и образным.

Смысловым центром разбираемого стиха является крест, упомянутый Спасителем. Для того чтобы разобраться в смысле этого стиха, необходимо пояснить смысловое значение, которое Спаситель вкладывает в понятие упомянутого Им креста.

Все толкователи говорят о том, что крест, упомянутый в разбираемой речи Спасителя, обозначает страдания, возникающие в человеческой жизни. Например, в своей книге Полный церковно-славянский словарь автор Г. Дьяченко по данному вопросу пишет так. «Крест - орудие поносной смерти нашего Спасителя, соделавшееся для нас орудием спасения и знаменем победы над смертью и диаволом. Хвалясь о Кресте Господа Иисуса Христа Святая Церковь употребляет образ Креста Господнего как лучшее для себя украшение и ограждение от козней вражеских... Иногда крест значит гонения, несчастие (Матф.10:38). Крест свой взять - терпеливо перенести гонения, болезнь, беду, твердо стоять в борьбе со своими страстями и прочими врагами спасения - распинать свое грешное самолюбие (Матф.16:24)» (Г. Дьяченко, Полный церковно-славянский словарь, М., Отчий дом, 2004, с.270).

В разбираемом стихе говорится о том, что Апостолы должны нести крест свой. И если под крестом иметь ввиду крест для распятия как орудие самой позорной и мучительной казни, то у любознательного читателя может возникнуть следующий вопрос. Говорят ли слова «нести свой крест» о том, что Апостолы должны понести тяжелое и смертельное наказание в конце своего первого апостольского путешествия, перед которым они и получали нами анализируемые наставления из уст Спасителя, и о которых идет речь в анализируемых стихах?

Из Библии мы знаем, чем закончилось первое апостольское служение. Апостолы исполнили все наставления Иисуса Христа и возвестили двенадцати коленам израилевым о приходе Мессии и о приближении Царства Небесного. И хотя это первое служение и сопровождалось многими трудностями (Апостолов даже водили к судьям, правителям и царям, пытаясь запретить их проповедь), но оно не закончилось в буквальном понимании слов толкователя Г. Дьяченко «брать крест свой», то есть смертным осуждением Апостолов. Апостолы претерпели многие трудности и опасности, но вернулись целыми и невредимыми. И впоследствии продолжили проповедь учения Христова.

Из приведенной информации можно предположить, что слова о кресте своем, адресованные Апостолам, в разбираемом случае не обозначают скорую смерть Апостолов во время или после первого общественного служения. И выражение «крест свой» не может обозначать крест, на котором распинают на смерть, и должно иметь иной смыл.

К тому же пояснение слов «крест свой» как прообраз «Креста Христова», не согласуется с текстом разбираемого стиха. Потому что Спаситель не может в разбираемом стихе говорить Апостолам об Искупительном кресте. Так как Искупительный крест Христов ещё не успел стать символом крестных страданий Иисуса Христа, потому что евангельское событие, связанное с распятием Иисуса Христа на Кресте ещё не произошло.

Эта разница подчеркивается и в другой научной литературе. «Нести свой крест – так говорят о тяжелой судьбе, тяжелых страданиях кого-либо. Выражения эти возникли на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест, на котором Его должны были распять (Ин.19:17)» (Н.С. Ашукин, М.Г. Ашукина, крылатые слова, Москва, Художественная литература, 1988, с.237).

Как видим в выше указанной цитате крест стал символизировать тяжелую судьбу и страдания после того, когда на нём был распят Иисус. В выше приведенной цитате об этом говорится «Выражения эти возникли на основе евангельской легенды об Иисусе, несшем крест…».

Помимо прочего Сам Иисус Христос о Своей крестной смерти и дальнейшем Воскрешении стал говорить двенадцати Апостолам значительно позже разбираемых событий первого апостольского служения. «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Матф.16:21).

Из этого следует что в разбираемом стихе фигурирует другой крест. Если крест, на котором Христос принял распятие, называется искупительным по названию искупительной жертвы Мессии за первородный грех, то можно предположить, что крест, о котором идет речь в устах Спасителя в разбираемом стихе, имеет другой смысл и название. Для того чтобы разобраться в том, что же представляет собой крест из разбираемого стиха, необходимо вспомнить следующее. Из Библии известно о том, что Иисуса Христа называли Агнцем Божиим. Агнец, то есть ягненок представлял собой жертвенное животное, приносимое в жертву Богу древними евреями. Христа также называли Агнцем потому что Он тоже должен был быть принесен в жертву для искупления первородного греха.

«Агнец – ягненок, чистый – ветхозаветная жертва, прообраз Христа (Исх.12:5, Лев.22:27), агнец Иисус Христос (Ин.1:29, Апок.4:4, 4:10, 5:14)… О Христе говорили «се Агнец Божий взявший грехи мира» (Ин.1:29)» (Г. Дьяченко, Полный церковно-славянский словарь, ук. изд., с.4).

В Ветхом Завете об агнцах говорится следующее. В древнееврейском государстве агнцев приносили в жертву для того, чтобы Господь Бог открывался сынам Израилевым и чтобы Он освящал скинию собрания и жертвенник. «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером... Это - всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою; там буду открываться сынам Израилевым, и освятится [место сие] славою Моею. И освящу скинию собрания и жертвенник» (Исх.29:38-39, 42-44). То есть через однолетних агнцев, приносимых в жертву, Господь Бог освящал жертвенник и скинию собрания.

Новозаветный Агнец, Иисус Христос, также, как и ветхозаветный агнец, освящает храм. «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его, и Агнец» (Откр.21:22).

В Ветхом Завете говорится и то, что однолетних агнцев древние евреи приносили в жертву во время пасхи Господней. «И совершил Иосия в Иерусалиме пасху Господу, и закололи пасхального агнца в четырнадцатый [день] первого месяца... и заколите пасхального агнца, и освятитесь, и приготовьте его для братьев ваших, поступая согласно со словом Господним чрез Моисея» (2Пар.35:1,6). То есть через пасхального агнца Господь Бог освящал и древних евреев.

В Новом Завете говорится о том, что последователи Иисуса Христа также будут освящены Его Кровью. «Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1Пет.1:18,19).

О том, что ветхозаветный агнец являлся прообразом Христа-Агнца говорит и ветхозаветный пророк Исаия. Вот как Исаия говорит о Спасителе в своей пророческой книге. «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис.53:7).

Из всего выше сказанного можно предположить следующее. Если непорочный агнец был прообразом Непорочного Агнца-Христа, то некий предмет, на котором древние евреи приносили в жертву агнца, должен был быть прообразом Искупительного креста Христова. То есть предмет, на котором древние евреи приносили в жертву агнца, должен напоминать Жертвенный крест Христов. И если Христос уподобляется агнцу, жертвенному ягнёнку. И при этом сам Христос был распят на кресте, то по аналогии с Христом агнца-ягнёнка можно предположить приносили в жертву особым способом, возможно распяв его на кресте-вертеле для всесожжения.

Такое предположение об аналогиях крестов позволяет нам сделать следующий вывод. Крест-вертел, на котором предположительно распинали агнца-ягненка, принося его в жертву Богу для всесожжения, является своего рода алтарем и священным предметом. Таким же алтарем и священным предметом стал крест, обагренный святой кровью Иисуса Христа. И если по названию Искупительной жертвы Христа этот крест называется искупительным, то крест, на котором распинали агнца, принося его в жертву Богу, мог называться жертвенным крестом.

Всё выше сказанное дает возможность предположить то, что Христос в разбираемом стихе говорит Своим ученикам не об искупительном кресте, потому что Христа на нём ещё не распяли, а о жертвенном кресте агнца. Таким образом Христос, упоминая в разбираемом стихе о кресте, предлагает Своим ученикам принести их мирскую жизнь в жертву служению Богу во время распространения Благой вести.

Продолжая это рассуждение можно предположить, что Христос предлагает Своим ученикам вести жертвенную жизнь монахов, ограничивая себя во всем и удаляясь от радостей и роскоши мирской жизни для того, чтобы распространять Благую весть, ведя аскетический образ жизни во имя служения Богу. То есть пожертвовать своей мирской жизнью, как жертвовали жизнью агнца для принесения жертвы Богу. Эти рассуждения подтверждаются словами Иисуса Христа об отвержении себя и о ведении аскетического образа жизни.

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:24). «И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34). «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:33).

Древним евреям эти слова были хорошо понятны. Однако современному читателю могут быть непонятны выражения Спасителя о том, что ученик Христов должен отвергнуть себя или отрешиться от себя. Во времена Христовы эти выражения обозначали особый образ жизни, при помощи которого человек посвящал себя служению Господу Богу. И только при отвержении себя, по словам Христа, он мог стать Его учеником. Выражения «отвергнись себя» и «отрешиться от всего» у древних евреев обозначали особый образ жизни, связанный с тем, что человек отказывался от всего земного, то есть от всех земных радостей и удовольствий. Он это делал для того, чтобы посвятить свою жизнь служению Богу. Отказавшись от земных наслаждений такой человек смыслом своей жизни ставил мысли о Боге, молитвы и обряды, посвященные Богу а также соблюдение заповедей Божиих и совершение богоугодных добрых поступков. То есть такой человек жил не для получения земных удовольствий, а для того чтобы каждой секундой своей жизни соблюдать Божьи заповеди и законы и такими поступками служить Господу Богу.  То есть жизнь такого человека, по представлению древних евреев, была посвящена не себе самому, а Богу.

Вот такой подвижнический образ жизни согласно мнению древних евреев и характеризовался словами «нести крест жертвенный». То есть пожертвовать свою жизнь во имя Господа Бога.

Слова Спасителя о том, что Апостолы должны взять и нести крест свой не только указывают на то, что Апостолы должны распространять Благую весть и преодолевать трудности, возникающие в их жизни. Эти слова Спасителя мудро указывают и на то, что у каждого Апостола жизнь будет своя, индивидуальная. Эта мысль выражена в словосочетании «крест свой». Слово «свой» как раз и указывает на то, что у каждого Апостола будет своя, отличная от других жизнь. И страдания и испытания у каждого Апостола будут проявляться по-своему, через свойственные их жизни обстоятельства.

Согласно смыслу разбираемого стиха крест Апостолам дает Спаситель, и они его сами не выбирают. Они дают добровольное согласие нести этот крест.

Древнеславянский текст этого стиха раскрывает более ясный смысл его содержания. В древнеславянском тексте этого стиха написано «й иже не приймет креста своего, й в след Мне грядет, несть Мне достоин». В древнеславянском тексте употреблено слово «не приймет» имеющее смысл «не принимает». Таким образом Спаситель говорит о том, что если Апостол не принимает из Его рук крест, то такой ученик и не достоин Христа.

Иисус Христос, вручая каждому крест по силе ученика, предлагает им вести монашеский образ жизни (состоящий из добровольного отказа от мирских утех и удовольствий и отличающийся непорочностью и безгрешностью и соблюдением заповедей Божиих). То есть предлагает им подчинить всю свою жизнь служению Богу и отказаться от мирских удовольствий, отвлекающих от такого служения.

«Монах – этим словом называются люди, отказавшиеся от мирского общества, давшие обет беспорочной жизни, послушания и нищеты, по особому постановлению церкви получившие благословение на эти подвиги и вступившие в общество себе подобных подвижников» (Дьяченко Г., ук. изд., с.316). «Монашество – форма воплощения аскетического идеала… уход монахов от мира и отказ от жизненных ценностей посредством принятия обетов целомудрия, бедности и послушания сочетались со стремлением монахов воздействовать на мир своим примером и проповедью… На Руси монах … принимает обеты нестяжания (отказа от собственности), целомудрия (безбрачия), послушания (повиновение власти)» (Христианство, Словарь под ред. Митрохина Л.Н., Москва, Республика, 1994, с.290).

У древних евреев не было названия «монах». Но это понятие называлось словом «назорей». И оно также требовало от человека отказ от мирских удовольствий для служения Господу Богу.

«Назорей – означает человека, отдельного от обыкновенных людей, отшельника… Обет назорейства состоял в том, что человек обещал воздерживаться от вина и всякого хмельного напитка и от всего нечистого и не стричь волос… По окончании дней назорейства назорей приносил жертву однолетнего агнца в жертву всесожжения… Ветхозаветные назореи имеют сходство с новозаветными иноками, то есть монахами» (Дьяченко, ук. изд., с.330).

Именно за такую подвижническую жизнь во имя Бога, основанную на самоотречении, Христос и давал Своим ученикам награду великую.

Награда Апостолов выражается также и в том, что они стали соучастниками славы Иисуса Христа. Апостол Петр в своем послании как раз и говорит об этом. «Сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе» (1Петр.5:1). Более того, как награду великую за то, что Апостолы достойно несли свой крест в деле общественного служения, они получили почетное право восседать вместе с Христом на двенадцати престолах. «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28). Наряду с этим это право является продолжением их общественного служения. Но выбранный на это общественное служение не всякий ученик Спасителя, а только избранные двенадцать Апостолов, которые за свой подвижнический подвиг навсегда вошли в священную историю христианства.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что слова Спасителя о кресте своем, который должен взять каждый Его ученик, обозначают то, что ученик должен жить определенным образом жизни, отрешаясь от всего мирского и соблюдая Закон Божий. И только ведя такой аскетический назорейский образ жизни он и может полноценно проповедовать Благую весть среди людей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.