«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» (Матф.10:40). Разбираемый стих открывает собой цикл, состоящий из трех стихов. Эти стихи объединены между собой единой целью, темой и предназначением. Эти три стиха направлены на то, чтобы рассказать Апостолам о том, кому в первую очередь давать Благую весть. В этих стиха рассказывается о четырех группах людей, которым Апостолы в первую очередь должны были рассказать Благую весть. Первый стих из этой группы стихов имеет обобщающий характер. Он характеризует не только людей, которые принимают Апостолов, но и указывает на то, что через Апостолов они принимают Мессию и Его учение. А через Мессию принимается Бог-Отец, пославший Мессию к людям с Благой вестью.

Однако были и такие израильтяне, которые верили ложным словам фарисеев и книжников и не признавали Иисуса Христа как истинного Мессию. Именно эта ситуация и охарактеризована в начале разбираемого стиха. Если бы весь народ израильский принял бы учеников Христовых, то об этом так бы и писалось в Евангелии. Однако в начале разбираемого стиха Матфей ясно пишет «кто принимает вас». Этим указывая на то обстоятельство, что кто-то принимал учеников Христовых, а кто-то нет.

Начало разбираемого стиха посвящено именно людям, которые хотят принять от Апостолов Благую весть. Эти люди характеризуются очень кратко, но емко. О них сказано «кто принимает вас». Словом «вас» обозначены Апостолы, несущие Благую весть. Словом «кто» обозначены люди, которые желают получить из рук Апостолов Благую весть. Об этих людях сказано то, что они принимают Апостолов, то есть «принимают вас».

Таким образом эти слова указывают на то, что люди будут желать услышать проповедь Апостолов и учение Христово, не взирая на противодействие книжников и фарисеев. А чтобы более подробно и полно узнать об этом новом учении Мессии из уст Апостолов, эти люди возможно и будут приглашать Апостолов в свои дома. И там оказывать Апостолам все знаки древнееврейского гостеприимства. То есть будут принимать учеников Христовых как самых дорогих и желанных гостей – как духовных учителей и посланников истинного Мессии и Отца Небесного. Можно предположить, что эти люди, которые не послушали лжи фарисеев и книжников, были достойны услышать учение Христово. Так как они проявляли в своей жизни покорность Воле Божьей, жили по Закону Божьему, и не нарушали заповедей Божиих. И всей своей жизнью старались служить Господу Богу.

Такие преданные Богу люди знали о том, что от Бога придет Его единородный Сын-Мессия, Который и принесет Новую Заповедь. Поэтому люди, преданные Господу Богу, безоговорочно принимали и учение Его Сына – Мессии. А поскольку у них не было возможности лично встретиться с Мессией, чтобы услышать новое учение, то они принимали учеников Христовых, которых послал Мессия.

Таким образом, в разбираемом стихе говорится о людях, которые глубоко преданы Господу Богу и проявляют покорность Его Воле и принимают пришедшего от Бога-Отца Мессию и пришедших от Мессии учеников.

В разбираемом стихе говорится и о награде, предназначенной этим людям, за то, что они принимают Мессию, посланного Богом-Отцом. А всем древним евреям хорошо было известно, что если они принимают Господа Бога, то значит и Господь Бог будет заботиться о них в земной жизни и примет их в Царство Небесное. А это считалось самой большой наградой для древних евреев.

В завершающей части разбираемого стиха Спаситель говорит о том, что «а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня». Под Пославшим Меня подразумевается Бог-Отец, Который посылает Бога-Сына в мир людей для распространения Нового Завета. Завершающими словами из разбираемого стиха Спаситель говорит о том, что Его собственная миссия является божественной, так как Он является Посланником Божиим. А также этими словами Спаситель говорит о том, что Слово Божье через Мессию и через Апостолов проникнет в разум и сердца людей. А также этими словами Он говорит о том, что распространение Благой вести, которое ведут Апостолы, освящено Самим Богом-Отцом.

Сказав о том, что если человек принимает Мессию через Его учеников, то таким образом принимает и Господа Бога, Спаситель указал на то, что Его учение не только истинно, но и имеет Божественное происхождение. Этими словами Спаситель также указал на то, что именно Он является истинным Мессией, Которого и послал Господь Бог к людям с проповедью Благой вести.

В Библии есть такое место, которое помогает лучше пояснить разбираемый стих. «Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне» (Иоан. 5:36-37). Иными словами в этом отрывке из Библии сказано о том, что не только Сам Спаситель свидетельствует о Себе. Но и Отец Небесный, пославший Его, свидетельствует о Нём, как об истинном Мессии. В разбираемом стихе Спаситель высказывает подобную мысль о том, что кто принимает Его, принимает и пославшего Его. То есть Бога-Отца. Согласно древнееврейским взглядам, свидетельство двоих, Бога-Сына и Бога-Отца, являлось выражением истины. А в разбираемом стихе об учении Мессии и об Его истинности свидетельствуют и ученики Его. Об истинности Христа из Назарета, как настоящего Мессии, свидетельствуют и Его поступки, связанные с лечение, воскрешением и проповедью, которые Он мог совершить только при помощи Божьей.

Таким образом, в разбираемом стихе описана первая из четырех категория людей, которые, принимая Апостолов, принимают Мессию, а через Мессию принимают Отца Небесного. А это означало то, что такие люди подчинились Воле Божьей и приняли Новый Завет, тем самым выразили свое желание жить по заповедям Благой вести, принесенной Спасителем и полученной ими от Апостолов. То есть эта категория людей видела в лице Апостолов Бога-Отца, Который дарует им Новый Завет.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.