«Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника» (Матф.10:41). Разбираемый стих является продолжением наставления Спасителя, начатого Им в 40-м стихе. В этом стихе, также как и в 40-м, Спаситель характеризует Апостолам следующие две категории людей, с которыми им предстоит встретиться во время их первого апостольского служения. Эти люди обозначены в данном стихе словом «кто». Про этих людей сказано «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка» и «кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». Если в 40-м стихе охарактеризована первая категория людей, которые безоговорочно и покорно принимают через учеников Спасителя Самого Мессию, а через Мессию – Отца Небесного, то в разбираемом стихе описываются две следующие категории людей. О людях из второй категории сказано, что они принимают Иисуса Христа не как Мессию, а как пророка. О людях из третьей категории сказано, что они принимают Спасителя тоже не как Мессию, и не как пророка, а как праведника. Как же следует понимать эти слова из разбираемого стиха?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить о роли пророков и праведников в древнееврейском обществе и чем они отличались от Мессии. О Мессии из Библии известно, что Он Сын Божий, Спаситель мира, Который принес людям новый Божий Закон (Иоан.13:34).

«Пророки. Так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха… и свидетельствовать о могущественных делах Божиих… Пророки не были, как это теперь понимается, предсказателями будущего… Но они были прежде всего провозвестниками Воли Божьей» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1980, с.356).

Пророк, согласно представлениям древнееврейского народа и Закона Моисея – это глас Божий. То есть через пророка Господь Бог выражал Свою волю Своему богоизбранному народу. «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним» (Чис.12:6). «И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господне» (4Цар.20:16).  То есть считалось, что устами пророка говорит Сам Господь Бог. Поэтому пророк мог приходить и к царям и к простым людям и передавать им Волю Божью, обязательную к исполнению всеми, кому она была адресована. Пророки также могли давать указания и советы от имени Бога о том, как людям избавиться от своих грехов, чтобы улучшить свою жизнь. А также могли исцелять людей от тяжелых болезней Духом Божиим, если Бог находил их достойными этого чуда. «И сказал весь народ Самуилу: помолись о рабах твоих пред Господом Богом твоим» (1Цар.12:19).

Ярким примером древнееврейского пророка является Илия пророк. Он от имени Бога осуждал царя Ахава, его жену Исавель и давал им советы как исправиться и избавиться от греха. Как видим, пророки не приносили древнееврейскому народу новой Благой вести, но от имени Бога указывали людям пути преодоления греха с целью улучшения их жизни. И при этом пророки с помощью Божьей могли покаявшихся и ставших на путь духовного исправления людей исцелить от тяжелых болезней, либо совершить какое-либо иное чудо. Например, пророк Илия оживляет сына вдовы. «И воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил» (3Цар.17:20-22).

Можно также предположить, что какая-то часть людей, выслушав вразумительную и понятную речь Апостолов, не восприняла их как учеников Мессии. Можно предположить, что после ознакомления с Благой вестью эта часть людей учтиво просила Апостолов указать им на их грехи. И Апостолы, обладая дарами Духа Святого, указывали этим людям на их грехи и предсказывали им пути их преодоления. Внимательно выслушивая советы Апостолов и убеждаясь в том, что Апостолы правдиво характеризовали их грехи, можно предположить, что эта часть людей посчитала Апостолов пророками Божиими. Потому что, согласно представлениям древнееврейского народа, именно пророки Божии занимались изобличением людских грехов и подсказывали, как их исправить. Предвидя такую реакцию второй группы людей на Благую весть, Христос и делает вывод об этих людях. И говорит о них Своим ученикам «кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка». Эти слова нужно понимать в том смысле, что если люди, отнесенные Христом ко второй группе воспринимающих Благую весть, приняли Апостолов за пророков, посланных пророком Иисусом из Назарета, то и получат согласно тому, как они приняли Апостолов по своей вере соответствующую награду. Что это за награда?

Всем древним евреям было известно, что награда пророка Божьего (получаемая людьми от пророков) состояла в мудрых советах, адресованных этим людям, о том, как им избавиться от грехов и сделать свою жизнь праведной. Потому что именно в этом и состояло предназначение пророка Божьего, как гласа Всевышнего.

Как правило люди, просили пророков Божиих не о чем-то простом, а о том, что нельзя сделать самостоятельно, либо с помощью людей. Поэтому пророки с помощью Божьей могли достойному человеку либо помочь пророческим словами, либо мудрым советом по очень важному для человека вопросу, который он сам не мог разрешить. Либо, например, исцелить тяжелую болезнь, либо продлить жизнь.

Награда пророка в древнееврейском обществе считалась очень высокой наградой. Потому что древние евреи считали, что коль Бог через Своего пророка подсказывает именно этим людям на наличие у них грехов, и при этом указывает на то, как от них избавиться, то это означало, что Бог заботится о таких людях, окружает их Своим вниманием и оказывает им Свою помощь. Пока эти люди отягощены грехами, они не смогут в дальнейшем попасть в приближающееся Царство Небесное. Но при помощи пророка Божьего, присланного Господом, эти люди имеют возможность искупить грехи и в дальнейшем стать достойными Царства Небесного. Вот в этом, по мнению древних евреев, и состояла награда пророка (дарованная пророком этим людям), который от имени Бога проявлял заботу и внимание к этим людям, и показывал, что эти люди для Бога небезразличны.

Можно предположить, что вторая группа, описанная в разбираемом стихе, – это люди, прошедшие большую часть тернистого пути к Царству Небесному и нуждающиеся в том, чтобы им помогли пройти оставшийся путь. А пройти оставшийся путь – значит искоренить последние остатки греха и после этого увидеть и понять, что Иисус из Назарета больше чем пророк, что Он Сын Божий, и принять Его учение. И быть после этого сопричисленным к первой группе людей из 40-го стиха, принимающих Христа и достойных грядущего Царства Небесного.

Можно предположить, что в древнееврейском обществе евреи очень ценили внимание Бога к себе и определяли Божье внимание к себе по тем жизненным обстоятельствам, которые Бог посылал им в процессе их жизни. Признаком внимания Бога к праведному человеку считалось то, что Господь напрямую разговаривает с ним. Например, когда Бог разговаривал с праведным человеком Моисеем из горящего куста (Исх.3:4). По взглядам древних евреев считалось, что если человек отягощен грехами, то контакт такого человека с Богом затруднителен. Но если Господь находил человека достойным Своего внимания и считал, что человек может исправиться, то посылал к такому человеку пророка Божьего, который от имени Бога указывал этому человеку на наличие конкретных грехов и давал совет, как от них избавиться.

Но пророки, как милость Божья, приходили далеко не ко всем людям. Поэтому согласно взглядам древних евреев, счастьем для человека было и то, что недалеко от него жил праведник а не пророк. Праведник – это не пророк, который являлся гласом Божиим. Праведник – это человек, который соблюдает в своей жизни все заповеди Божьи и старается угодить своей благочестивой жизнью Богу. А Бог за добродетельную жизнь этому человеку может ниспослать способность мудро мыслить и разбираться в сложных ситуациях. «Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду. Закон Бога его в сердце у него; не поколеблются стопы его» (Пс.36:30-31). «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Пс.36:29). Это было, по мнению древних евреев, закрыто от греховных людей. Поэтому, не имея возможности встретиться с пророком Божиим, древние евреи при решении важных жизненных вопросов очень часто за советом обращались к праведнику. Так как считали, что Бог наделяет его мудростью и ясным умом за богоугодный образ жизни.

Можно предположить, что выслушав Апостолов, часть людей не восприняла их, как учеников Мессии, а восприняла их как праведных людей, к мнению которых стоит прислушаться. Если для первой группы древних евреев (описанной в 40-м стихе) слова учеников Христа были обязательны к исполнению, как слова Мессии. И если второй группой людей, которые признавали в Иисусе пророка Божьего, слова Апостолов воспринимаются как подсказка к преодолению грехов обязательная к исполнению. То третьей группой людей, которые считали Иисуса из Назарета и Его учеников только праведниками, слова Апостолов воспринимались как мудрый совет к размышлению. Поэтому о третьей группе людей, с которой в дальнейшем придется столкнуться Апостолам, Спаситель и сказал «и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника». То есть об этой группе людей Спаситель сказал, что эти люди воспримут Апостолов как праведников. И будут принимать Апостолов во имя их учителя-праведника.

Предположительно эти слова Спасителя можно пояснить следующим образом. В этих словах Спаситель говорит о третьей категории людей, которые не будут принимать Апостолов как учеников Спасителя. А также не будут воспринимать их как пророков. Но эта третья категория людей отнесется к Апостолам как к праведным людям и посчитает Благую весть, услышанную ими из уст Апостолов, полезной. Потому что речь праведного человека была всегда разумной и полезной. Потому что он в своих суждениях ссылался на Господа Бога и призывал избавляться от грехов и жить богоугодной жизнью.

«Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду» (Пс.36:30). «Праведник указывает ближнему своему путь» (Прит.12:26). «Посему ходи путем добрых и держись стезей праведников» (Прит.2:20).

Вот эти люди, которые восприняли Апостолов только как праведников, и получат, по словам Христа, соответствующую награду. То есть награду праведника. Смысл этой награды состоит в том, что люди, пытающиеся и желающие жить по заповедям Божиим и частично даже исполняющие их, но согрешающие в своей жизни, не потеряны для Бога. Несмотря на то, что Бог не посылает к ним для вразумления пророка, Бог дает таким людям награду, состоящую в том, что рядом с ними живет праведный человек. И если эти люди, отягощенные грехом, не имеют достаточной мудрости и ясного ума чтобы разобраться в той или иной сложной жизненной ситуации, то праведник за свой богоугодный образ жизни наделен прозорливостью, благодаря которой и даст этим людям нужный и правильный совет. И подскажет как стать на путь истинный.

Таким образом, награда праведника для третьей категории людей, обозначенной в разбираемом стихе, и состоит в том, что люди смогут получить исчерпывающие рекомендации о том, как им изменить свою жизнь и как им бороться с грехом, чтобы стать праведными, и в дальнейшем принять Мессию и исполнять Его Мессианское учение, и в будущей части своей жизни стать достойными Царства Небесного.

Поэтому людей третьей группы можно отнести к людям, прошедшим какую-то часть тернистого пути к Царству Небесному. Но они очень нуждаются в помощи, чтобы пойти дальше.

Принимать пророка-ученика во имя его духовного учителя-пророка, по всей видимости, обозначает принимать пророка не по законам гостеприимства, а из уважения к тому, что он действительно является пророком и послан пророком. О награде, которую получат люди за то, что они принимают пророка, экзегеты пишут так: «Награда пророка и праведника в славном Царстве Мессии – блаженство» (епископ Михаил, Евангелие от Матфея, Минск, Харвест, 2000, с.212).

Говоря другими словами указанный выше экзегет говорит о том, что за уважение к Апостолам как к пророкам, люди получат награду – блаженство в Царстве Небесном. Но Спаситель говорит нам иначе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11,12). Не только за уважение к пророкам люди получают блаженство в Царстве Небесном, но прежде всего за исполнение заповедей Христовых в своей жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 2010 - апрель 2013 г.