11-я глава Евангелия от Матфея открывается первым стихом, в котором сказано «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим, перешел оттуда учить и проповедовать в городах их» (Матф. 11:1). По всей видимости, этот стих подводит итог выше сказанному в 10-й главе. Если в 10-й главе Иисус дает наставления ученикам Своим, то в 1-м стихе 11-й главы говорится о том, что Спаситель окончил наставлять Своих двенадцать учеников «И когда окончил Иисус наставления двенадцати ученикам Своим». Как уже говорилось ранее, Спаситель в предыдущей главе избрал двенадцать Апостолов для того, чтобы возвестить двенадцати коленам израильским о приходе истинного и обетованного Мессии. «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф. 10:6). И подробно рассказывал Своим ученикам, что и как они должны делать во время их первого апостольского служения, и с какими трудностями и препятствиями они столкнутся во время его исполнения.

Далее в разбираемом стихе следуют слова «перешел оттуда учить и проповедовать». Эти слова можно понимать следующим образом. Можно предположить, что после наставлений Своим ученикам Спаситель какое-то время общался с простыми людьми. Поэтому мог уйти проповедовать в другие места не сразу, а спустя некоторое время. Матфей в своем Евангелии этого момента не уточняет. А просто пишет о том, что Спаситель перешел оттуда учить, не уточнив при этом перешел ли Спаситель сразу в другую местность или спустя какое-то время.

Предположение о том, что Спаситель не сразу ушел в другие места, а какое-то время всё же общался с простым народом, можно подтвердить логическим рассуждением. Как известно у древнееврейского народа сложились традиции, связанные с духовными учителями и отражающие взаимоотношение между духовным учителем и его учениками. Как свидетельствует Евангелие, Спаситель не нарушал традиций древнееврейского народа и соблюдал их. Согласно древнееврейской традиции, установившейся между учеником и духовным учителем, после того когда духовный учитель заканчивал свои наставления, он обычно говорил своим ученикам общепринятую формулировку: «Помните о том, что я вам сказал, применяйте эти знания в вашей жизни. А теперь идите с миром». После этого уходил или учитель от учеников, или удалялись от него ученики. Предположительно, именно такая древняя традиция и существовала между учениками и духовным учителем. Поскольку Христос не нарушал древнееврейских традиций, то можно предположить, что и в данном случае Свои наставления, которые Он давал двенадцати Апостолам, закончил подобной формулировкой. После чего, вероятнее всего Он отошел от Своих учеников для того, чтобы дать им время на раздумье. Окружающие Спасителя и Его учеников люди из простого народа, которые находились недалеко, вероятнее всего после того, когда они заметили отход Учителя от учеников, то тут же поспешили приблизиться к Иисусу, чтобы изложить свои просьбы. Можно предположить также и то, что просящих людей было много. Вероятнее всего Иисус, для того чтобы выслушать все адресованные Ему просьбы, не сразу пошел в другие места, а задержался в этой местности для исцеления и наставления на путь истинный простых людей.

По мнению некоторых экзегетов, слова Матфея о том, что Иисус «перешел оттуда», представлялись им неясными. Что и отразилось в их толкованиях. Например, Феофилакт делает в своей книге следующее толкование. «Послав учеников, Сам Он на время успокаивается и не творит чудес, а только учит в синагогах. Потому что, если бы Он, оставаясь на месте, продолжал исцелять, то не стали бы обращаться к ученикам. Поэтому, чтобы и они имели случай и время исцелять, Сам он уходит». («Святое Евангелие с толкованием блаженнейшего Феофилакта, Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2005, с.97).

Однако, руководствуясь здравым смыслом, логикой, фактами и цитатами из Святой Библии, Иисус проповеднической и целительской деятельности не мог прекратить. Такое суждение подтверждается цитатами из Библии в виде слов Самого Иисуса «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф. 11:28). «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Не может Пастырь на какое-то время оставить Своих овец. Наряду с этим об Иисусе сказано: «Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр.2:17). Поэтому как Первосвященник, Он даже на время не мог оставить Свою паству и прекратить Свою душеспасительную деятельность. Сам о Себе Спаситель говорил так «Я живу, и вы будете жить» (Ин.14:19). В другом месте о Себе Христос сказал «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис.61:1). Таким образом, Спаситель не мог не выполнять, даже временно, Своей миссии и не благовествовать нищим и не исцелять сокрушенных сердцем. К тому же из евангельского повествования мы знаем, что Мессианская деятельность Христа на земле продлилась всего три с небольшим года. А сделать Иисус Христос за это непродолжительное время должен был колоссальную работу. И как Он Сам говорил: «Жатвы много, а делателей мало» (Матф. 9:37). И то, что духовной жатвы на ниве древнееврейской Палестины было много, также является причиной, по которой Иисус Христос не мог прекращать Своей проповеди, даже на некоторое время.

Из выше сказанного можно сделать аргументированное предположение о том, что Спаситель не прекращал, даже на время, Своей мессианской деятельности.

В разбираемом стихе также говорится и о том, что после окончания наставлений Спаситель «перешел оттуда». По всей видимости, это выражение обозначает то, что Иисус перешел из той местности, где давал наставления ученикам, в другую местность. По мнению богословов, вероятнее всего, Иисус наставлял Своих учеников в близи Капернаума. Об этом и сообщает в своем Толковом Евангелии епископ Михаил (Минск, Харвест, 2000, с.214). «Давал наставления Своим ученикам … вероятно в окрестностях Капернаума во время предпринятого Им тогда путешествия по Галилее (Матф.9:35)».

Анализируя текст Святых Евангелий, можно прийти к выводу, что местом, где Спаситель наставлял Своих Апостолов, может быть возвышенность в окрестностях Капернаума.

В завершающей части разбираемого стиха сказано о том, что Спаситель перешел оттуда «учить и проповедовать в городах их». У любознательного читателя может возникнуть вопрос, в какие города отбыл Спаситель?

В упомянутом «Толковом Евангелии» епископ Михаил пишет «в городах их: в тех городах, в которые Он пришел, - галилейских, а может быть соединенных с Капернаумом» (Толковое Евангелие, епископ Михаил, Минск, Харвест, 2000, с.214).

Экзегет А.П. Лопухин в своей книге «Толковая Библия» (Петербург, 1911, Странник, с.211) поясняет это место из разбираемого стиха так. «Выражение «в городах их» следует понимать в неопределенном значении, в значении вообще иудейских городов».

Чтобы ответить на вопрос, в какие города из окрестностей Капернаума пошел Спаситель, внимательно разберем оставшуюся часть рассматриваемого стиха «перешел оттуда учить и проповедовать в городах их». Возможно, евангелист Матфей имеет в виду города, из которых родом были двенадцать наставляемых Спасителем учеников. Такая мысль подтверждается словами евангелиста Матфея о том, что Спаситель пошел проповедовать «в города их». А поскольку в разбираемом стихе речь идет только о двенадцати учениках Спасителя, то вероятнее всего Матфей и указывает на города, из которых были родом и пришли к Спасителю Его двенадцать учеников.

Предположение о том, что Спаситель пошел проповедовать в города Своих учеников можно обосновать следующими аргументами. По всей видимости Спаситель разрешал Своим ученикам посещать города, в которых они родились в период их обучения у Спасителя. Поскольку древнееврейские города имели небольшое количество населения, то Апостолы, посещая их, ознакомили основную часть жителей своих родных городов с Благой вестью, принесенной Спасителем. И таким образом подготовили эти города к приходу Иисуса из Назарета, уже в качестве Мессии-Христа. Вероятнее всего, эти города «города их» Спаситель посетил с той целью чтобы подтвердить Своим появлением жителям этих городов слова Своих учеников о том, что действительно прибыл истинный Мессия. И подтвердить истинность Своей мессианской деятельности Своей божественной проповедью и исцелением неизлечимых болезней.

Можно предположить, что во время своего первого общественного служения Апостолы в свои родные города не ходили также и потому что их первое общественное служение было направлено на то, чтобы выполнить наставления Спасителя: «А идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Матф.10:6). А согласно традициям древнееврейского народа дом Израилев слагался из двенадцати колен.

Для того чтобы выполнить это указание Спасителя, Апостолы должны были посещать не свои родные города, а города двенадцати колен израилевых. И в главном городе каждого колена израилева, то есть определенного древнеевреского рода, и должны были провозгласить слова Спасителя о том, что «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное…».

Упоминанием о том, что приблизилось Царство Небесное, Апостолы уведомляли жителей каждого колена израилева о великом событии, связанном с тем что на землю спустился долгожданный и обетованный Мессия. Поскольку основное население определенного колена израильского жило в главном городе данного колена, то Апостолы должны были посетить эти города. Именно такой обход городов каждого колена израильского и считался оповещением всего древнееврейского народа о том, что на землю прибыл обетованный Мессия. А это известие для каждого просвещенного еврея означало то, что теперь евреи должны жить по новым заповедям, которые принес им Мессия-Спаситель. Именно по этой причине двенадцать Апостолов пошли не в свои родные города, а в каждый крупный город одного из двенадцати колен израилевых.

Поэтому, чтобы узнать в какие именно города отправился Спаситель, нужно определить, какие города были родными для двенадцати Апостолов.

Из Библии о том, откуда родом двенадцать Апостолов известно следующее. «Филипп же был из Вифсаиды, из [одного] города с Андреем и Петром» (Иоан. 1:44). О Филиппе. «Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской» (Иоан. 12:21).

Из житий двенадцати Апостолов Христовых известно следующее. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп были родом из главного города Галилеи – Вифсаиды. Апостол Фома по Житиям Святых был родом из Галилейского города. Апостолы Матфей и Иаков Алфеев по Житиям Святых родились в Капернауме.

Апостол Симон Кананит по Житиям Святых родом из Каны Галилейской.

О других Апостолах из числа двенадцати, а именно о Варфоломее, Леввей, прозванным Фаддеем и Иуде Искариоте, нет сведений о месте их рождения.

Из этого можно сделать вывод, что Спаситель после наставления двенадцати Апостолов отправился в города Галилейские: Вифсаиду, Капернаум, Панеаду, Кану и некоторые другие, по-видимому близлежащие.

Из этого предположительно можно сделать вывод о том, что деятельность Спасителя не могла мешать первому общественному служению двенадцати Апостолов. Так как Спаситель проповедовал и исцелял по родным городам двенадцати Апостолов (часть Галилеи), а Его двенадцать учеников в это время ходили по главным городам двенадцати колен израильских, то есть по всей древней Палестине.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь - июль 2014 г.