«Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?» (Матф.11:7). Разбираемый стих начинается словами «когда же они пошли». Чтобы понять эти слова, вспомним, о чем говорилось в предыдущих стихах. В них говорилось об учениках Иоанна Крестителя, пришедших с вопросом к Иисусу из Назарета. А в начале разбираемого стиха словами «когда же они пошли» говорится уже о дальнейших действиях учеников Иоанна Крестителя. То есть сообщается о том, что ученики Предтечи оставили Спасителя и ушли.

Словосочетанием «когда же» из разбираемого стиха Евангелист Матфей указывает нам на то, что после события ухода учеников Предтечи сразу последовало другое событие - обращение Спасителя к народу.

Слова «когда же они пошли» имеют очень глубокий смысл, который состоит в следующем. Как было сказано ранее, ученики Предтечи обратились к Иисусу из Назарета с вопросом от своего учителя «Ты ли Тот, Который должен прийти?» Иисус, отвечая им на этот вопрос, не только рассказал о том, что Он исполняет дела Христовы, но и дал возможность учениками Предтечи увидеть эти дела своими глазами. То есть те дела, которые может выполнить только истинный Мессия. Поскольку со стороны учеников Иоанновых никаких возражений на эти слова и дела Иисуса Христа не последовало, то этот факт обозначает, что ученики Предтечи приняли ответ Спасителя и согласны с этим ответом. То есть ученики Иоанна, убедившись, что Спаситель совершает дела Христовы, признали Иисуса из Назарета истинным Мессией.

Оглашение вопроса Спасителю и получение ответа от Него происходило в присутствии большого скопления народа. И поскольку никто из присутствующих людей не возразил Спасителю после Его ответа о делах Христовых, то это обозначает, что Иисус из Назарета был признан истинным Мессией, не только учениками Иоанна Крестителя, но и всеми присутствующими людьми. И впоследствии ученики Предтечи и люди, участники этого события, расскажут о происшедшем всему древнееврейскому народу.

И с этого момента Спаситель уже начинает говорить с людьми как Богочеловек, Мессианское Достоинство Которого признано учениками Предтечи и древнееврейским народом. Поэтому Спаситель, как признанный Мессия, обращается к народу с речью, о чем и сказано в разбираемом стихе «Иисус начал говорить народу». И как признанный истинный Мессия, Иисус начинает Свою речь с повествования об Иоанне Крестителе, потому что приход Мессии в мир людей начался с деятельности Предтечи.

К жизни и деятельности Иоанна Крестителя древние евреи всегда проявляли неослабевающее внимание. Причем сведения о жизни Предтечи интересовали их начиная с его раннего детства. Это обусловлено тем фактом, что само зачатие и рождение Предтечи было связано со сверхъестественным событием в виде появления Архангела Гавриила, который предсказал рождение сына священнику Захарии. «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие» (Лук.1:19). «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются» (Лук.1:13-14). Среди древнееврейского народа с тех пор ходили слухи, что родится необычный ребенок, если его рождение предсказано Архангелом Божиим. Многие древние евреи помнили рассказ отца Предтечи, Захарии, о том, что он видел Архангела, а также знали слова, сказанные Архангелом, которые являлись предсказанием как рождения, так и дальнейшей жизни Предтечи. «Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:15-17). Как мы видим, согласно этим словам сын Захарии будет велик перед Господом, не будет пить вина и на нём будет пребывать Дух Святой, начиная «от чрева матери» его. И когда Иоанн возрастет, он обратит к Богу многих людей. Поэтому такой сын принесет радость его отцу, Захарии и матери его, Елисавете.

Поскольку об этих словах Архангела о том, что родится великий перед Богом мальчик, знал не только народ, но и первосвященники, то и они тоже очень внимательно стали наблюдать за родившимся младенцем-Иоанном. Пристальное внимание к Иоанну-младенцу было вызвано ещё и тем, что он был из рода первосвященнического и должен был стать, как и его отец, Захария, одним из первосвященников. О том, что первосвященник у древних евреев был не один, в Библии говорится так. «Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического» (Деян.4:6).

Вот как о реакции древнееврейского народа связанной с рождением необычного младенца-Иоанна говорится в Библии. «И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним» (Лук.1:65-66).

К сожалению, в книге Дмитрия Ростовского «Жития святых» о жизни Иоанна Крестителя и его родителей представлена очень скудная информация. В ней рассказывается, что во время евангельского события избиения младенцев, отец Иоанна Предтечи, Захария, был убит по приказу царя Ирода. Вот как о гибели Захарии говорит Спаситель: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником» (Матф.23:35).

Внимание царя Ирода младенец-Иоанн привлек к себе не только необычным своим рождением. Как уже говорили, на Иоанне от чрева матери пребывал Дух Божий. Можно предположить, что это выразилось, например, в том, что Иоанн, будучи младенцем, обладал даром речи. И когда волхвы пришли в Иерусалим и начали интересоваться «где родившийся Царь Иудейский? ибо мы... пришли поклониться Ему» (Матф.2:1-2), правивший тогда Иудеей царь Ирод «услышав это... встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Матф.2:3). И после появления волхвов в Иерусалиме Ирод решает устранить конкурентов на его престол (как он ошибочно думал). И в первую очередь внимание царя Ирода обращается на чудесного младенца-Иоанна. И в нём царь Ирод увидел главного конкурента на царский престол. По этой причине и погибает отец младенца-Иоанна, Захария, не выдавший место нахождения своего сына. Согласно жизнеописанию Иоанна, во время избиения младенцев в Вифлееме и его окрестностях, он был уведен матерью своей, Елисаветой в пустыню. Елисавета вскоре умирает, а Иоанн пребывает в пустыне до тридцатилетнего возраста, воспитываясь под влиянием Бога-Отца и Ангелов Его. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он вышел к людям с проповедью Благой вести и начал рассказывать о скором приходе Мессии. В Библии о жизни Иоанна Крестителя от младенчества и до тридцати лет говорится кратко, но содержательно. «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лук.1:80).

Многие древние евреи не знали, чем Иоанн занимался в пустыне после побега от Ирода и до тридцати лет. Можно предположить, что Христос в Своей речи восполнил этот пробел в биографии Предтечи и рассказал древним евреям о следующем. Находясь в пустыне, Иоанн слушал голос Бога-Отца, Который давал ему наставления, как Своему будущему великому пророку Божьему. И Иоанн продолжал возрастать в Божественной мудрости под влиянием общения с Господом Богом, познавая от Него очищенный от лжи фарисеев и книжников истинный Закон Божий. Можно предположить также и то, что Иоанн, познав в пустыне неискаженный книжниками Закон Моисеев, приступил, под неустанным руководством Бога-Отца, к изучению будущего Мессианского учения - Благой вести. Поэтому, когда Иоанн в тридцать лет начал свое общественное служение, он был готовым духовным учителем Нового Завета. Что и подтверждается его наставлениями, которые он давал народу на основе Мессианского учения.

Когда же Иоанну исполнилось тридцать лет, и он возмужал духовно и физически, Бог-Отец сказал ему, что он может начинать свою деятельность как Предтеча Мессии. «При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лук.3:2). И только после этих слов Бога-Отца Иоанн начинает ходить по берегам Иордана, провозглашая древним евреям о том, чтобы они покаялись, потому что приблизилось Царство Небесное и вскоре должен прийти обетованный Мессия.

Помимо этого, он рассказывал народу Мессианское учение, полученное от Бога Отца в пустыне, и наставлял людей как нужно жить, руководствуясь этим учением. И те люди, которые уверовали в Иоанна, как в Предтечу Мессии, приходили и спрашивали его, как же теперь им следует жить? Иоанн им рассказывал, что с приходом Мессии наступает особое время, когда все люди поймут, что они равны перед Богом и что они должны жить в любви и согласии друг с другом. А для того чтобы это время пришло скорее, люди должны прекратить делать неправду (нарушать заповеди Божии). Иоанн советовал у кого есть две одежды, одну отдать нищему, рекомендовал делиться пищей с теми, у кого её нет. Богатым советовал, чтобы они не обирали и не притесняли народ, солдатам советовал, чтобы они не разбойничали, а довольствовались тем, что они получают за службу (Лук.3:9-14). Законникам, книжникам и фарисеям Иоанн советовал покаяться в их грехах и изменить их жизнь. Он им говорил, чтобы они не гордились собой и не думали, что они особенные люди. А советовал им чтобы они жили праведно, и по делам их видно было, что они праведники. Иначе их постигнет участь дерева, которое не дает плода доброго (Матф.3:7-10). И обращаясь ко всем людям, Иоанн говорил: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лук.3:8). Простым людям Иоанн советовал быть справедливыми и милосердными.

Тех людей, которые соглашались с Иоанном и признавали его правду, Предтеча, в знак примирения этих людей с Богом и перемены их жизни, купал в водах священной реки Иордан и крестил. При этом он говорил, что крестит их водой в покаяние, но вскорости придет Тот, Который будет крестить их Духом Божиим и огнем. И Дух Божий их очистит окончательно. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11).

Когда же к Иоанну пришел Спаситель, то Иоанн назвал Его Агнцем, Который берет на Себя грехи мира. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира» (Иоан.1:29). А во время крещения Иоанном Иисуса из Назарета разверзлись небеса и глас Бога-Отца провозгласил: «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф.3:17).

Ко всему сказанному об Иоанне Предтече можно добавить, что: «Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лук.3:18).

Вот обо всех этих событиях из жизни Иоанна Крестителя предположительно и рассказал народу Спаситель. И уже после этого рассказа об Иоанне Спаситель спросил у народа, делая вывод из всего выше сказанного «что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?» Поскольку Предтеча является духовным учителем из рода первосвященников, то в разбираемых словах «что смотреть ходили вы в пустыню?» его деятельность Спаситель и предлагает народу сравнить с другими категориями духовных учителей.

Слова Спасителя «трость ли, ветром колеблемую» являются аллегорическим выражением, которое было в широком ходу у древнееврейского народа. Так как это выражение в древнееврейском обществе было многосмысловым, то и имело несколько толкований.

Слово «трость» обозначало духовных учителей. Потому что, как правило, духовные учителя всех видов очень часто ходили, опираясь на трость, а также применяли для письма тростниковую палочку. Поэтому чаще всего этим выражением обозначались люди письменные, люди книжные.

В научной литературе это слово поясняется следующим образом. Слово «трость» обозначает «прямая, обычно тонкая палка, используемая для опоры при ходьбе» («Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.801). Прямая тонкая палка в виде трости была неотъемлемым атрибутом духовных учителей и часто являлась их символом. В простонародной речи древнееврейского народа очень часто вместо словосочетания духовный учитель применяли слово «трость». Вот как об этом пишется в Библии «Как вы говорите: “мы мудры, и закон Господень у нас”? А вот, лживая трость книжников [и его] превращает в ложь» (Иер.8:8).

Согласно международному словарю символов слово «трость» имеет следующий смысл. «Посох имеет двоякую символику: например, как опора при ходьбе... В церковной символике посох — пасторский атрибут и символ веры... Он олицетворяет божественную власть, связь и соединение. Благодаря своей спиральной форме он является символом творческой энергии» (Х.Э. Керлот, «Словарь символов», REFL-book, Москва, 1994, с.409).

Согласно толкованию протоиерея Г. Дьяченко в его книге «Полный церковно-славянский словарь» (Москва, Отчий дом, 2004, с.735) слово «трость» поясняется так. «Трость, тростинка, палочка, камыш... палка, батог... орудие, коим древние писали, нечто в виде пера, карандаша или грифеля».

А вот как данный автор поясняет выражение о трости, ветром колеблемой из разбираемого стиха. «Трость, ветром колеблемая — человек непостоянный, который сегодня говорит одно, а завтра другое, колеблется как тростник (которым покрывалось при разливе Иордана место, где проповедовал Иоанн Креститель)». То есть это аллегорическое выражение использовалось народом для обозначения человека, проявляющего колебания в своих взглядах, не могущего проявить своей твердой жизненной позиции.

Если под словом «трость» подразумевать духовного наставника, то разбираемое словосочетание «трость, ветром колеблемая» может обозначать и духовного наставника, учителя, проявляющего колебания в своих взглядах, то есть непостоянного в своих словах, утверждениях и суждениях.

Можно предположить, что примененная Христом фраза о трости, колеблемой ветром, обозначает первую категорию духовных учителей - бродячих проповедников. В древнееврейском обществе бродячими проповедниками называли определенную категорию духовных учителей. Эти люди были выходцами из народных низов. Они становились бродячими проповедниками по разным причинам. Чаще всего это были экзальтированные, психически неуравновешенные люди, которые внушили себе, что их миссия жизни состоит в том, чтобы обучать народ Божьим и нравственным законам. К другой категории бродячих проповедников принадлежали откровенные шарлатаны, которые, не желая работать, ходили из города в город и дурачили людей, после своих проповедей собирая подаяние. В древнееврейском обществе считалось, что бродячие проповедники не являются профессиональными духовными учителями. У книжников и фарисеев к ним было насмешливо-отрицательное отношение. Таких людей в древнееврейском обществе и называли «тростью колеблемой». Потому что эти люди, не имея специальной книжной подготовки, очень часто проявляли неустойчивость в своих суждениях, высказываниях и взглядах. То есть как тростник, колебались от одних понятий и суждений к другим.

Неустойчивость взглядов бродячих проповедников можно проиллюстрировать следующим примером. Придя в город, большинство населения которого составляли купцы, в своих проповедях они могли хвалить купцов, и говорили, что они являются основной движущей силой народа. Придя в город, большинство населения которого составляли ремесленники, они хвалили ремесленников. При этом заявляли, что именно ремесленники производят разные товары, а купцы якобы присваивают их работу и паразитируют на их труде. Неустойчивость во взглядах бродячие проповедники проявляли и в философских и в религиозных вопросах.

В отличие от пророков Божиих, бродячие проповедники не обладали даром пророчества и ни о каких будущих судьбоносных событиях в жизни древнееврейского народа они не сообщали. Они упрощенно и неумело комментировали события текущей жизни. И не получали откровений от Бога.

Можно предположить, что когда Христос спросил у народа, что ходили они смотреть в пустыню, колеблемую ли ветром трость в виде бродячих проповедников, то народ Ему дружно ответил — нет.

Народ так ответил потому что знал о том, что Иоанн Креститель резко отличается от бродячих проповедников. В отличие от бродячих проповедников, Иоанн Креститель был тверд в своих религиозных взглядах, в своих морально-нравственных суждениях и в своих мудрых советах, которые он давал народу. Поэтому эта разница между бродячими проповедниками и Иоанном Крестителем была хорошо известна людям. И когда Спаситель спросил у них, что они ходили смотреть в пустыню? Трость ли ветром колеблемую? То есть бродячего проповедника? То народ единодушно ответил, что Иоанн Креститель к категории бродячих проповедников не относится.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август - декабрь 2014 г.