«Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Матф.11:9). В разбираемом стихе Спаситель громогласно заявляет народу о том, кем же был в действительности Иоанн Креститель. В этом стихе Спаситель Свою речь начинает с риторического вопроса. «Что же смотреть ходили вы?» И далее продолжает: Пророка?» По-видимому, люди утвердительно ответили на Его вопрос. Таким образом, прозвучало мнение народа о том, что люди воспринимают Иоанна Крестителя, как пророка Божьего. Поэтому Спаситель продолжил рассказ об Иоанне Крестителе словами: «Да, говорю вам, и больше пророка».

Пророком в древнееврейском обществе называли человека Божьего, устами которого Господь говорил с народом. «Пророки, - так назывались святые мужи, которых Бог по временам воздвигал из среды Израиля, чтобы по Его откровению возвещать народу Его волю и предупреждения, предостерегать от греха, идолопоклонничества, и свидетельствовать о делах Божиих в прошлом» (Эрик Нюстрем, «Библейский энциклопедический словарь», 1979, с.356).

Таким образом, по воззрениям древнееврейского народа пророки провозглашали Волю Божью богоизбранному народу. Пророки назывались древнееврейским словом «навиим», что обозначало «оратор». Другое слово «нэво», применяемое к пророку, обозначало «вестник». Впервые в Библии слово «пророк» было применено в книге Бытие по отношению к Аврааму (Быт. 27). «Он Авраам, пророк и помолится о тебе». Таким образом, пророки - это избранные, необычные люди, через которых Бог возвещал народу Свою Волю.

Чаще всего деятельность пророков проявлялась перед крупными историческими событиями. Пророки выступали тогда, когда надо было предупредить народ о различных надвигающихся бедствиях, войнах, болезнях, голоде. А также пророки указывали первосвященникам и царям на их ошибки и предсказывали кары, которыми Бог воздаст вельможам за их грехи. Об этом в Библии говорится так: «Тогда Господь чрез всех пророков Своих, чрез всякого прозорливца предостерегал Израиля и Иуду, говоря: возвратитесь со злых путей ваших и соблюдайте заповеди Мои, уставы Мои, по всему учению, которое Я заповедал отцам вашим и которое Я преподал вам чрез рабов Моих, пророков» (4Цар.17:13). Пророки также говорили о будущем приходе Мессии, о спасении, которое состоится на горе Сион и распространится по всему миру. Древнееврейские пророки, как люди, верные Богу, очень часто напоминали древнееврейскому народу о том, что нужно не только выполнять религиозные обряды, но и совершать добрые богоугодные поступки. Эта мысль и нашла свое выражение в словах из Нового Завета «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак.2:17). Поскольку пророки были людьми Божиими, то все свои пророчества начинали словами «так говорит Господь». И говорили только те слова, которые услышали от Бога.

Так как пророки были необычными людьми, то их внешний вид подчеркивался особой одеждой. Они носили белый длинный широкий просторный плащ из грубой шерстяной или волосяной ткани. Об этом пишется так. «И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4Цар.2:8).

В древнееврейском обществе считалось, что пророки проповедуют под воздействием Духа Святого. «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:21). Подтверждением тому является то, что все их слова, сказанные ими во время их пророчества, сбывались.

Древние евреи помнили пророчество священника Захарии, отца Предтечи, о своем сыне, произнесенное вскоре после рождения Иоанна. «И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: … И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лук.1:67,76-77).

И не забывали древние евреи также слова Архангела Гавриила об Иоанне Крестителе, который говорил о том, что сделает Предтеча для своего народа. «И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лук.1:16-17). И все эти сведения о будущем новом пророке Божьем, Иоанне, распространялись довольно широко. «И рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской» (Лук.1:65).

Поэтому, когда Иоанн Креститель, вышел на проповедь по достижении тридцатилетнего возраста, то к нему устремились люди, желающие увидеть пророка и получить от него помощь. А когда древние евреи, первыми посетившие Иоанна Крестителя, убедились, что его пророчества и предсказания сбываются, то к нему со всей Иудеи и близлежащих стран потянулась бесконечная вереница жаждущих узнать истину Божью. Поэтому в результате веры людей в то, что Предтеча является пророком Божиим, «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6). И ещё одно подтверждение, взятое из Библии о том, что в среде древнееврейского народа Предтечу почитали за пророка. Ибо царь Ирод «боялся народа, потому что его (Предтечу) почитали за пророка» (Матф.14:5).

К Иоанну Крестителю, признавая его как пророка Божьего, приходили и мытари «пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?» (Лук.3:12), и фарисеи с саддукеями «увидев же Иоанн многих фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься...» (Матф.3:7). И даже синедрион, главный орган духовно-религиозной и политической власти древней Палестины прислал своих представителей. «И вот свидетельство Иоанна, когда Иудеи прислали из Иерусалима священников и левитов спросить его» (Иоан.1:19). И даже царь иудейский, Ирод «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мар.6:20).

Поэтому, вероятнее всего, в Своей беседе с присутствующим народом Спаситель напомнил людям о правдивых проповедях Иоанна Крестителя, о его пророческих советах, которые сбывались, о его поступках, связанных с удержанием людей от ошибок в их жизни при помощи убедительного разъяснения тех нежелательных последствий, которые этих людей могли ожидать за их необдуманные поступки. А также Христос напомнил людям о том, что Предтеча наставлял грешников на путь истинный и излагал правдивые сведения о Мессии и Его учении.

Поэтому, когда Спаситель закончил говорить народу об Иоанне Крестителе, перед мысленным взором народа предстал образ великого пророка Божьего. И, как можно предположить, многие из присутствующих, сами убедились в правдивости слов Спасителя, так как посещали Иоанна Крестителя в пустыне, о чём и сказано словами Спасителя «что смотреть ходили вы в пустыню?» (Матф.11:7).

Во второй части разбираемого стиха Спаситель говорит людям «да, говорю вам, и больше пророка». Любознательный читатель может задать вопрос о том, почему Спаситель считает Иоанна Крестителя больше, чем пророком. Такое утверждение Спасителя подтверждается целым рядом фактов из биографии Иоанна Крестителя.

Во-первых, из Евангелий известно, что от рождения на Иоанне Крестителе пребывал Дух Божий (Лук.1:15). Ни на одном из пророков древнееврейского народа Дух Святый не присутствовал с момента рождения. В отличие от Иоанна Крестителя Дух Святой посещал пророков или в зрелые их годы, или во время их пророчеств. Во-вторых, в отличие от остальных древнееврейских пророков Иоанн Креститель назван Спасителем Ангелом Божиим. «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим (Матф.11:10). В-третьих, наряду с этим, деятельность Иоанна Крестителя отличалась проповедью Благой вести до прихода Спасителя.

Как видим, Иоанн Креститель действительно является больше любого древнееврейского пророка, так как воплотил в себе все, выше перечисленные качества. Таким образом, Иоанн Креститель был последним ветхозаветным и первым новозаветным пророком. И наряду с этим был первым новозаветным Апостолом. Это выражалось в том, что он давал ответы на вопросы приходивших к нему людей и учил их тому, как правильно следует жить с учетом Нового Завета.

Доказательством этому являются следующие цитаты из Нового Завета. Сравните слова Иоанна Крестителя со словами Спасителя. Предтеча: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь»(Матф.3:10). И вот слова Иисуса Христа: «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь» (Матф.7:19). Слова Иоанна Предтечи о покаянии: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:1-2). А вот слова о покаянии Спасителя: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17).

Поэтому в Своей речи, обращенной к народу и запечатленной в разбираемом стихе, Спаситель убедительно доказал людям ту истину, что Иоанн Креститель не только является великим пророком, но он и больше всех пророков, что и подтверждается целым рядом выше изложенных убедительных аргументов. А в следующем стихе Спаситель продолжает развивать свою мысль и приводит другие доказательства.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август - декабрь 2014 г.