«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф.11:12). Разбираемый стих является непосредственным продолжением речи Спасителя, начатой Им в предыдущих стихах. А в предыдущих стихах Спаситель говорил о духовной, проповеднической деятельности Иоанна Крестителя и о том, что он «приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф.11:10). То есть приготовит путь для Спасителя. А также Христос называл Предтечу такими словами, указав на то, что он «и больше пророка» (Матф.11:9), А также Спаситель назвал Предтечу Ангелом Божиим, и большим из рожденных женщинами «Я посылаю Ангела Моего» (Матф.11:10), «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Матф.11:11).

Разбираемый стих начинается словами « От дней же Иоанна Крестителя». Известный толкователь Библии А.П. Лопухин данные слова из разбираемого стиха поясняет так: «Под «днями Иоанна Крестителя» разумеется время выступления его на проповедь» (А.П. Лопухин, «Толковая Библия, ук. изд., с.216). И в то же время Лопухин говорит следующее: «Личность и деятельность Иоанна поставлены как бы в промежутке, примем ли мы за начало этой деятельности время выступления Иоанна на проповедь или время его рождения» (А.П. Лопухин, «Толковая Библия, ук. изд., с.216). Как видим, у Лопухина присутствуют два варианта толкования рассматриваемых нами слов «от дней же Иоанна». Сначала он говорит о том, что события, указанные в разбираемом стихе, начинаются от времени «выступления его (Иоанна Крестителя) на проповедь». А далее он допускает и второе значение о том, что действия, описанные в разбираемом стихе могут начинаться от времени «его (Иоанна Предтечи) рождения». Как видим в книге Лопухина разбираемый вопрос не имеет окончательного решения.

Можно предположить, что ключевыми словами к пониманию разбираемого стиха являются слова «от дней же Иоанна Крестителя». Поскольку Иисус Христос, общаясь с народом, всегда использовал самые доступные и понятные для древних евреев словесные выражения, то можно предположить что словосочетание «от дней же», представляет собой устойчивый словесный оборот, широко применявшийся в речевой культуре древнееврейского государства. Подтверждением такому предположению являются слова из Библии, как из Ветхого, так и из Нового Заветов. Например, «начало от дней древних» (Ис.23:7), «в мире дней одного царя» (Ис.23:15), «происхождение из начала, от дней вечных» (Мих.5:2), «со дней отцов ваших» (Мал.3:7), «потому что не была совершена такая пасха от дней судей» (4Цар.23:22), «от дней Самуила пророка» (2Пар.35:18), «приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского» (Ездр.4:2), «От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня» (Неем.8:17) и т.д. Употребление этого устойчивого словосочетания используется и в Новом Завете. Например, «Бог от дней первых избрал» (Деян.15:7), «[Так было] до дней Давида» (Деян.7:45), «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней» (Евр.8:10). Из цитат, взятых из Ветхого и Нового Заветов становится понятно то, что устойчивое словосочетание «от дней» указывает именно на начало или исходную точку события (Ис.23:7), или определяет отсчет времени от рождения того или иного человека (2Пар.35:18), (Деян.7:45).

Исходя из выше приведенных цитат из Библии можно предположить то, что слова «от дней же Иоанна Крестителя» из разбираемого стиха, указывают на период времени, начинающийся именно от рождения Предтечи, а не с начала проповеднической деятельности Иоанна Крестителя после выхода его из пустыни. Более того в самом разбираемом стихе не сказано «от проповеди Иоанна Крестителя», а ясно написано «от дней же Иоанна Крестителя». То есть имеется ввиду от начала дней земного существования Иоанна.

На основе выше сказанного можно сделать вывод о том, что словосочетание «от дней же Иоанна» вероятнее всего указывает на дни жизни Иоанна Крестителя, начиная от его рождения.

Далее в разбираемом стихе фигурирует слово «доныне». Согласно «Большому толковому словарю современного русского языка» Д.И. Ушакова слово «доныне» обозначает «до настоящего времени» (Альта-Принт, М., 2009, с.195). Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля слово «доныне» обозначает «нареч. поныне, доселе, доднесь, поднесь, доседни, до сегодня или до сего времени, до наших времен, до сей поры». Иными словами Спаситель этим словом «доныне» указывает на конец временного отрезка, начавшегося «от дней же Иоанна Крестителя». То есть слово «доныне» указывает на то, что в жизни Иоанна Крестителя заканчивается определенный и очень важный период времени. Также словом «доныне» (до сего дня, а «ныне» - это «сегодня») Спаситель обозначает именно тот день, когда Иоанн Креститель через своих учеников принародно признал Иисуса из Назарета истинным Мессией. И тогда Спаситель принародно исполнил последние пророчества о делах Христовых, о которых мы подробно говорили в пояснении предыдущих стихов 11-й главы Матфея.

Можно предположить, что этот очень важный период, начавшийся «от дней же Иоанна Крестителя» и заканчивающийся в день признания Иоанном Крестителем Иисуса из Назарета Христом, связан с основной целью жизни Иоанна Крестителя - приготовлением древнееврейского народа к приходу Мессии. Об этом и говорит Спаситель «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф.11:10).

Как мы знаем из Библии, Иоанн Креститель во время признания Иисуса из Назарета Христом находился в темнице «Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых» (Матф.11:2). Зная из Библии о том, что Иоанна Крестителя из темницы уже не отпустят на свободу, можно предположить то, что словом «доселе» Спасителем обозначено завершение миссии Предтечи на земле. Об этом сам Предтеча сказал такие слова, адресованные Иисусу Христу: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан.3:30). То есть Иоанн Креститель уже завершал приготовление древнееврейского народа к встрече с Истинным Мессией. А Спаситель только вступал в права Мессии-Христа, провозглашенного Предтечей через своих учеников и признанного древнееврейским народом.

Далее в рассматриваемом стихе говорится о Царстве Небесном. Вот что говорят толкователи о Нём. Словосочетание «Царство Небесное» обозначает «собственно Царство Небес (Матф.3:2), название, которое встречается только у Евангелиста Матфея. Оно предсказано Даниилом (Дан.2:44; 7:13). Оно чаще называется Царством Божьим (Матф.12:28; Мар.1:14; Лук.6:20; Иоан.3:3; Рим.14:17). Изредка Оно называется Царством Христа (Лук.1:33; Еф.5:5; Кол.1:13). Некоторые придерживаются того мнения, что Царство Небесное и Царство Божье исключительно обозначают Царство Христа... В некоторых местах Писания обозначают уже существующее здесь на земле Царство Божее, а также господство Христа над душами: «праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14:17), объединяются словами Царство Небесное или Царство Божее» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, ук. изд., с.491).

Далее в разбираемом стихе Спаситель говорит о том, что Царство Небесное «силою берется». Слово «сила» в разбираемом стихе обозначает «способность проявления какой-либо деятельности, характерная степенью устремленности, напряженностью проявления этой деятельности» (Д.И. Ушаков, ук.изд., с.954). Слово «брать» обозначает «добиваться свое цели, иметь успех в силу чего-нибудь» (Д.И. Ушаков, ук.изд., с.48).

То есть смысловое значение фразы «Царство Небесное силою берется» из пояснения смысла составляющих её слов следует понимать так. Люди определенными действиями напряженно стремятся добиться успеха в достижении Царства Небесного.

Правильность выше изложенных рассуждений подтверждает древнеславянский текст разбираемого стиха, в котором более ясно сказано так: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают его».

«Нудити — принуждать, удерживать, неволить. Нудится (Матф.11:12). Царствие Небесное нудится, то есть трудами получается, силою в него входят» (Полный церковно-славянский словарь протоиерея Г. Дьяченко, М., Отчий дом, 2004, с.358). Слово «нудится» как раз и обозначает применять усилие, действовать настойчиво, с рвением, упорством и упоением для достижения определенной цели.

Слова Спасителя «Царство Небесное силою берется» в разбираемом стихе являются главными. В них Спаситель указывает на способ решения очень важного вопроса, волновавшего древних евреев того времени— каким образом можно достичь Царства Небесного. Ведь о приближении Царства Небесного сначала заявил Иоанн Креститель «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). А затем об этом стал говорить и Сам Спаситель «с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.4:17). А через некоторое время Иисус Христос посылает Своих двенадцать Апостолов с наставлениями «ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Матф.10:7). Спаситель в разбираемом стихе для достижения Царства Небесного людьми дает наставление древним евреям — брать силой Царство Небесное. То есть настойчиво прилагать духовные усилия для Его достижения.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос, что же это за духовные усилия и поступки, которые необходимо с рвением совершить древним евреям для того чтобы в будущем войти в Царство Небесное?

На этот вопрос можно ответить так. Для вхождения человека в Царство Небесное ему необходимо было ознакомиться с Новозаветным учением и начать его соблюдать в своей жизни. В Библии на вопрос народа «что нам делать?», чтобы достичь Царства Небесного, Иоанн Креститель отвечал «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же... Многое и другое благовествовал он народу, поучая его» (Лук.3:10-11,18).То есть Предтеча советовал народу начать жить по новому духовному Закону — Благой вести, проповедником которой он и был. Ведь Царство Небесное для людей праведников открывается именно с приходом Христа и с соблюдением Его новозаветного учения. Об этом и сказано в Библии «никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6).

В разбираемом стихе Спаситель указывает на то, в какой период будет происходить активный процесс «взятия силой» Царства Небесного древними евреями во время земной жизни Христа. Таким образом Спаситель указывает на то время, когда древние евреи будут напряженно стремиться к Царству Небесному, совершая духовные подвиги. И будет происходить это стремление «от дней же Иоанна Крестителя» и «доныне». То есть, говоря другими словами от дней рождения Предтечи и до того времени, когда Иисуса из Назарета древние евреи признают Мессией-Христом.

У любознательного читателя может возникнуть вопрос, почему Царство Небесное стали брать силой только начиная от дней Иоанна Крестителя? Или иными словами, только с появлением Предтечи? В разбираемом стихе Спаситель ясно и прочно увязывает жизнь и деятельность Предтечи с началом и дальнейшим массовым стремлением древних евреев к Царству Небесному.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Ветхому Завету и узнаем, что же знали древние евреи о Царстве Небесном, которое существовало до Иоанна Крестителя.

В книге Бытие пишется, что Господь Бог создал небо и землю, отделил тьму от света «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт.1:1). Слово «небо» в Ветхом Завете встречается в различных смысловых значениях. Например, «и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт.1:20). В этом случае небо обозначает воздух, находящийся над землей. В другом случае в Библии слово «небо» употребляется для обозначения пространства, по которому движутся небесные тела. Например, «звезды на небе». «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт.1:14). И наряду с этим в представлениях древних евреев небо фигурировало как место нахождения и обитания Бога. Об этом сказано в книге Царств: «тогда услышь с неба, с места обитания Твоего, молитву и прошение их и сделай, что потребно для них» (3Цар.8:49). «Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй» (3Цар.8:30). О том, что Царство Бога находится на небесах, также написано в Библии «Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (Пс.102:19). О том, что Бог обитает на небесах, а люди на земле, также пишется в Библии. «Небо - небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс.113:24).

По представлениям древних евреев, Царство Божье имело такое ниже описываемое устройство. «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис.66:1)

Помимо того, что «небо» являлось местом пребывания Бога, оно ещё и называлось Царством Небесным. В этом Царстве также пребывали и Ангелы Божьи. «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней» (Быт.28:12). На небе обитает воинство небесное. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога» (Лук.2:13). И Ангелы небесные «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Матф.24:36). По представлениям древних евреев, населяющие Царство Небесное Ангелы, поклоняются Богу. «Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются» (Неем.9:6).

В Ветхом Завете говорится также и о том, что в Ветхозаветное Царство Небесное живыми были взяты два человека, патриарх древнееврейского народа Енох и пророк Божий Илия. О взятии Еноха на небо в Библии говорится так. «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт.5:24). «Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу» (Евр.11:5). О взятии Илии на небо в Библии говорится так. «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4Цар.2:11).

Можно предположить что с Еноха и с Илии за их святой образ жизни Господь Бог снял первородный грех и взял их живыми на небо.

Поскольку в представлениях древних евреев небо являлось местом обитания Бога, то очень часто слово Бог заменялось словом «небо». Например, «И встали священники и левиты, и благословили народ; и услышан был голос их, и взошла молитва их в святое жилище Его на небеса» (2Пар.30:27). А само место нахождения Бога на небе называлось «небо небес». «Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3Цар.8:27).

По воззрениям древних евреев в ветхозаветном Царстве Небесном из земных людей, кроме Еноха и Илии, никаких других людей не было. А праведники находились не в Царстве Небесном, а в преисподней в специальном месте, называемом лоно Авраамово. «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лук.16:22).

По объяснению библейского энциклопедического словаря Эрика Нюстрема «лоно Авраамово» имеет такую характеристику. «В позднейшем иудействе является обычным названием того отделения Гадеса, или царство (подземного) умерших, где души праведников ожидают воскресение, это место которое евреи также называли лоном Авраамовым (Лук.16:22). Иосиф Флавий выражается так «после нашей смерти Авраам, Исаак и Иаков примут нас в свое лоно»... Эти слова должны были означать то место в преисподней, куда после смерти Своей сошел Господь и проповедовал находящимся в ней душам праведников (1Пет.3:19). Но в них (в этих словах) также заключалось указание на небесный рай «самое небо» (Евр.9:24), который Иисус открыл Своей смертью и куда без сомнения разбойник вошел с Ним как первенец» (Библейский энциклопедический словарь, Эрик Нюстрем, ук. изд., с.370).

Из выше приведенной цитаты видно то, что лоно Авраамово находилось в преисподней. Слово «преисподний» обозначает «нижний, низменный, очень низкий, подземный (Втор.32:28; Пс.62:10; Пс.85:15; Фил.2:10)» (Г. Дьяченко Полный церковно-славянский словарь, ук. изд., с.485).

Анализируя выше сказанное, можно сделать вывод о том, что лоно Авраамово находилось не на небе, а под землей, хотя и не было адом с муками и грешниками. А также о том, что Христос после Своего распятия, спустился под землю в преисподнюю, проповедовал там Благую Весть и души праведников, принявших закон Христов, из лона Авраамова вывел в рай в Царство Небесное.

Таким образом, отвечая на ранее заданный вопрос о том, почему Царство Небесное стали брать силой только во дни Иоанна Крестителя можно сказать следующее. Как видим из приведенных выше цитат из Ветхого Завета древние евреи до рождения Иоанна Крестителя не могли стремиться попасть в Царство Небесное, так как на время действия Ветхого Завета Оно было для них недостижимо далеко и недоступно. Поэтому древние евреи стремились праведной жизнью, соблюдая заповеди Ветхого Завета, заслужить место на лоне Авраамовом.

А с рождением Иоанна Крестителя, как первого проповедника Благой Вести, начинается новый этап в жизни древних евреев. С появлением Иоанна Крестителя древние евреи начинают получать новозаветные знания, исполнением которых они могут стать достойными будущего Царства Небесного.

Любознательный читатель может задать и такой вопрос, а куда попадут древние евреи, слушавшие проповеди Предтечи, Спасителя и Его учеников и уже исполнившие новозаветные заповеди и умершие до Воскресения Христа? И что будет с ними делать Христос, спустившись в ад? Ведь они уже приняли Христово слово и исполнили его в своей земной жизни. По библейским воззрениям такие души новозаветных праведников сначала попадут на лоно Авраамово и будут там пребывать до тех пор, пока Христос не принесет Свою искупительную жертву и не спустится за всеми праведниками, в том числе и за ними (новозаветными праведниками) в преисподнюю. И после проповеди ветхозаветным праведникам Благой Вести Христос заберет всех праведников (как ветхозаветных, так и новозаветных) из подземного царства и уведет их в рай, на небо.

Исходя из изложенных аргументов можно прийти к выводу о том, что в разбираемом стихе ясно говорится об отличиях Новозаветного Царства Небесного от Ветхозаветного. В первой части разбираемого стиха ясно указано на то, что от тех дней, когда пришел на землю Иоанн Креститель и до разбираемого момента (то есть до провозглашения Иисуса из Назарета Мессией) Царство Небесное, до того времени недоступное для древних евреев, стало браться настойчивыми и упорными усилиями людей.

Новозаветное Царство Небесное отличалось от ветхозаветного Царства Небесного и другими признаками. На это указывает целый ряд цитат из Нового Завета. В новозаветное Царство Небесное первым вошел Богочеловек, Иисус Христос. Об этом в Библии говорится так. «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Иоан.3:13). И через Иисуса Христа путь в Царство Небесное открывается верующим в Него людям. «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Поскольку Господь Бог, Отец Небесный Иисуса Христа живет на небе, то праведный человек, уверовавший в Христа и соблюдавший заповеди Его, приходит к Отцу Небесному в Царство Небесное через Иисуса Христа.

Таким образом, будучи недоступным во время Ветхого Завета, Царство Небесное изменяется. Потому что Христос в новозаветное Царство Небесное после Своей крестной смерти забирает из лона Авраамова души патриархов и праведников древнееврейского народа, принявших Благую Весть.

Новозаветное Царство Небесное становится доступным и людям, совершившим в своей жизни грехи, но сумевшим искренне покаяться в них. Потому что Христос проповедует покаяние (Матф.4:17, Мар.1:15). Как известно первым человеком, оказавшимся в новозаветном Царстве Небесном, был раскаявшийся грешник, распятый с правой стороны от Иисуса Христа. Это ещё одно отличие новозаветного Царства Небесного от ветхозаветного. И суть этого отличия состоит в том, что в новозаветное Царство Небесное могут попасть грешники, которые искренне покаялись и стали жить праведно.

Помимо выше сказанного, Новозаветное Царство Небесное характеризуется и такими отличительными чертами. Это то место, откуда сошел Христос (Иоан.3:13). А также это то место, куда Христос вознесся (Лук.24:51). А также то место, откуда Христос прийдет во время второго пришествия. (1Фес.4:16). В новозаветное Царство Небесное входят только через Христа. «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет» (Иоан.10:9). Окончательно устанавливает Христос Царство Небесное на земле во время Своего второго пришествия.

Любознательный читатель может заявить о том, что согласно пояснению некоторых толкователей Царство Божее (Царство Небесное) находится и внутри всех людей. И при этом приведет цитату из Библии в виде слов Спасителя “Царствие Божие внутрь вас есть” (Лук.17:21). Чтобы понять то, о чем говорится в данной цитате, вспомним предшествующий стих. В нем фарисеи принародно задают вопрос Иисусу из Назарета “когда прийдет Царствие Божее?” (Лук.17:20). Спаситель отвечает им, что Царство Божье уже пришло на землю “не приметным образом”. Потому что уже Царь этого Царства, Спаситель мира, спустился с небес и Его окружает часть Царства Божьего. То есть Владыка Царства Божьего стоит внутри группы людей, состоящей из фарисеев и окружавшего Спасителя народа, и Его учеников. И поэтому Царство Божье находится как раз “внутрь вас” - внутри группы людей, окружающей Спасителя. Этот вывод подтверждается словами Спасителя “если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие” (Матф.12:28). Мысль о том, что Царство Божие есть внутри фарисеев, которым и отвечал Спаситель на их лицемерный вопрос, будет ошибочной. Потому что фарисеи отличались лукавством, коварством и вероломством.

Далее в разбираемом стихе следуют такие слова «и употребляющие усилие восхищают его». Рассмотрим и проанализируем смысловые значения этих слов из разбираемого стиха.

Слово «употребить» обозначает «использовать, применять для чего-нибудь, использовать для какой-нибудь цели» (Д.И. Ушаков, ук. изд., с.1105).

Слово «усилие» обозначает «напряжение силы, физической, душевной, умственной для достижения чего-нибудь» (Д.И. Ушаков, ук. изд., с.1109).

Слово «восхитить» обозначает «привести в состояние восхищения, очаровать», слово «восхититься» обозначает «прийти в состояние восхищения от кого, чего-нибудь», Слово «восхищение» обозначает «чувство радостного удовлетворения, состояния очарованности, восторг» (Д.И. Ушаков, ук. изд., с.99).

Согласно смыслу разбираемого стиха слово «его» обозначает Царство Небесное. Но здесь в это словосочетание Спаситель вкладывает уже другой смысл. Если в начале стиха Царство Небесное фигурирует как место, находящееся на небесах, которого хотят достичь люди своими поступками - «Царство Небесное силою берется». То в словах «и употребляющие усилие восхищают его (Царство Небесное)» говорится уже о Царстве Небесном как об общности «небесных жителей» - Господе Боге, Его Ангелах и других небожителях. Говоря иными словами люди, которые применяют напряженные усилия для настойчивого достижения Царства Небесного, вызывают чувство радостного удовлетворения у Господа Бога, Ангелов Его и небожителей.

Можно предположить, что одними из первых древних евреев, которые последовали Благой Вести и построили свой образ жизни с учетом новозаветных заповедей Мессии были ученики Спасителя, святые Апостолы. О том что они достигли больших духовных вершин говорят слова об их избрании Отцом Небесным для распространения учения Христова. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:38). И после их молитвы Отец Небесный указал Христу достойных «для жатвы». И Спаситель призывает их к апостольскому служению. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть» (Матф.10:1). Вероятнее всего Апостолы Христовы были первыми людьми, которые упорно применяли активные усилия по достижению Царства Небесного.

Вернемся к рассмотрению слов из разбираемого стиха «от дней же Иоанна». В начале статьи были приведены два довода о том, что словосочетание «от дней» логичнее считать от дней рождения Предтечи. Приведем дополнительные аргументы в подтверждение этого предположения из Святого Писания и святого предания.

Разделим условно жизнь Иоанна Крестителя до его тридцатилетия на две части. Первая часть — от момента его рождения и пребывания младенца-Иоанна в доме родителей до бегства его с матерью своей, Елисаветой, в пустынные места от преследования царя Ирода. Вторая часть— пребывание младенца-Иоанна в пустыне до исполнения тридцати лет. И рассмотрим мог ли Иоанн в эти два периода своей жизни сообщать людям сведения о Царстве Небесном.

Начало жизни Иоанна характеризуется такими событиями. Ещё до появления на свет младенца-Иоанна его отец, священник Захария, не имея возможности говорить, письменно сообщил людям о том, какое пророчество в храме о его будущем сыне сообщил ему Архангел Гавриил. «И многие о рождении его возрадуются» (Лук.1:14). «Ибо он будет велик пред Господом;... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Лук.1:15). «Предъидет пред Ним (Мессией-Богом) в духе и силе Илии» (Лук.1:17). И эти сведения о чудесном младенце, которому суждено вскоре родиться, и который от рождения будет святым, широко распространились по древней Палестине. Потому что отец Предтечи, Захария, письменно сообщил многим людям о пророчестве Архангела Гавриила. А эти люди в свою очередь рассказали об этом своим знакомым. Таким образом сведения о рождении чудо-младенца распространились по всему древнееврейскому государству. А когда родился долгожданный младенец-Иоанн и его отец, Захария, снова обрел дар речи, то он, исполнившись Духа Святого, рассказал о том, что должен сделать Иоанн Креститель в своей жизни «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лук.1:76).

Слова о том, что Иоанн Креститель родится от чрева матери с Духом Святым указывает на его святость и необычные способности, и на то, что Иоанн-младенец отличается от обычных детей.

Помимо сказанного выше, из Нового Завета мы знаем, что Дух Святой в человеке пробуждает необычные способности для пророчества, исцеления и доброделания. Мы также знаем о том, что перед первым общественным служением двенадцать Апостолов получили для своей проповеднической деятельности Духа Святого. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Матф.10:1). “И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян.2:4).

Из выше приведенной информации можно предположить то, что этот чудо-младенец, получив от Духа Святого необычные способности, мог разговаривать и уже в младенчестве был совершенной личностью.

Подтверждением такому предположению являются слова Самого Спасителя, Иисуса Христа об Иоанне Крестителе «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего» (Матф.11:10). То есть Спаситель называет Предтечу Ангелом Божиим, воплотившимся при рождении в человеческую плоть для того, чтобы совершить духовный подвиг— приготовить путь Господу. И этими уникальными свойствами, в отличие от других людей, был наделен Предтеча. «Ибо он тот, о котором сказал пророк Исаия: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Матф.3:3).

Тяжесть и трудоемкость этого труда Предтечи пророк Исаия сравнивает с такими работами, которые были известны древним евреям «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» (Ис.40:4, Лук.3:5). То есть Предтеча должен был один сделать огромную и титаническую работу, аллегорически сравнимую с работой многих людей по наполнению многих долин, понижению гор и холмов, выпрямлению извилистых дорог для прихода Спасителя. Как видим, с такой трудной и колоссальной работой мог справиться только «Ангел Мой» (Божий) (Матф.11:10), а не простой обычный человек.

Можно также предположить то, что если младенец-Иоанн говорил, то и вероятнее всего он мог сообщать некоторым людям сведения и о Царстве Небесном, и о приходе Мессии уже в своем раннем, младенческом возрасте. Ведь в жизни Иоанна Крестителя главной была задача оповестить, людей о грядущем пришествии Мессии и подготовить их к приблизившемуся Царству Небесному.

На то, что Иоанн был необычным младенцем (согласно святому преданию), указывает тот факт что царь Ирод отдал приказ убить его после прихода в Иерусалим волхвов, искавших родившегося «Царя Иудейского» (Матф.2:2). Так как Ирод ошибочно полагал, что Иоанн-младенец с его чудесными способностями мог быть будущим «Царем Иудейским» и претендовать на его трон. То есть можно предположить то, что Иоанн начал давать некоторым древним евреям информацию о Царстве Небесном ещё до бегства со своей матерью Елисаветой (согласно святому преданию) в пустыню в младенчестве.

На чудесные способности Иоанна-младенца также указывает и то, что попав в пустыню в младенческом возрасте (Лук.1:80), Предтеча сам смог там о себе позаботиться и прожить в ней вплоть до тридцати лет. Ведь любой обычный младенец, оказавшись в дикой пустыне, наверняка погиб бы и не смог бы выжить в ней.

Можно также предположить и то, что когда Иоанн Креститель находился в пустыне, будучи уже мальчиком или юношей, и вплоть до своего тридцатилетия, к нему в пустыню могли приходить отдельные люди, искавшие встречи с Предтечей. И этим людям Иоанн Креститель мог рассказывать сведения о Царстве Небесном и о Мессии. После случайных встреч с Иоанном Крестителем в пустыне люди могли говорить о нем своим знакомым. И эти знакомые, заинтересовавшись личностью Иоанна Крестителя, могли искать встречи с ним и иметь беседы о Царстве Небесном до того момента, когда Иоанн Креститель после своего тридцатилетия вышел на проповедь к народу из пустыни. “Был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне“ (Лук.3:3). Поэтому Спаситель в Своих словах и говорит не только о периоде проповеднической деятельности Иоанна Крестителя (после его тридцатилетия) (Матф.3:1-2), но вообще обо всех днях его жизни. Так как вся жизнь Предтечи, начиная с младенчества, была подчинена только одной главной и великой цели — приготовить путь Мессии.

Естественно внимание древнееврейского общества к Предтече значительно усилилось с началом его проповеднической деятельности. Главной мыслью в проповедях Предтечи был призыв, обращенный к древним евреям «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф3:2). Этот призыв Иоанн Креститель связывал с тем, что на землю спустился Сын Божий, Мессия, а вокруг Него пребывало Царство Небесное. То есть слова Предтечи «ибо приблизилось «Царство Небесное» можно понимать как указание на то, что на землю пришел истинный Мессия и принес с Собой частичку Царства Небесного.

Помимо этого в своих проповедях к народу Предтеча рассказывал о Мессии, говоря о том, что после него (Предтечи) прийдет Тот, Кто был до него. При этом Предтеча уточнял, что не достоин понести Его сандалий и указывал на то, что Истинный Мессия будет крестить Святым Духом и огнем. «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Матф.3:11).

Поэтому в Своей речи о Предтече Спаситель и провозглашает так «от дней же Иоанна Крестителя доныне». То есть от дней рождения Предтечи.

Подводя итог всему сказанному можно прийти к выводу, что в разбираемом стихе Спаситель говорит о том, что от рождения Иоанна Крестителя и до момента прихода учеников Предтечи в описанный в разбираемом стихе день, к Царству Небесному не перестают стремиться люди, познавшие Благую Весть. Не перестают прикладывать силы и энергию для того, чтобы в будущем войти в это Царство. И эти люди восхищают жителей этого Царства Небесного своими настойчивыми усилиями, направленными для Его достижения.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь - июль 2015 г.