«Ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна» (Матф.11:13). Разбираемый стих начинается словом «ибо». Это слово указывает на то что в разбираемом стихе продолжение в изложении мысли, начатой в предыдущем стихе. В первой части разбираемого стиха говорится о том, что «все пророки и закон прорекли». Это не традиционная для иудаизма форма построения предложения, в котором сочетаются слова «пророки и закон». Согласно традициям иудаизма чаще всего употребляют сначала слово «закон» а потом слово «пророки». Например, «ибо в этом закон и пророки» (Матф.7:12).

В разбираемом стихе слово «пророки» поставлено на первом месте перед словом «закон» по следующей причине. Поскольку разбираемый стих является продолжением предыдущих стихов, в которых речь идет об Иоанне Крестителе, как о пророке, то и в разбираемом стихе, продолжая характеристику Иоанна Крестителя, как пророка, речь первоначально идет о пророках, а после них употребляется слово «закон». Для того чтобы понять разбираемый стих, напомним что в древнееврейском государстве пророками были святые люди, через уста которых Господь Бог выражал Свою Волю древнееврейскому народу. В предыдущих стихах ясно сказано о том, что Иоанн Креститель не просто пророк, а больший среди пророков (Матф.11:9). Словом «закон» в разбираемом стихе обозначен Закон Божий. То есть это свод божественных заповедей, которые Господь Бог передал людям через Моисея.

Смысл разбираемого стиха состоит в том, что Иисус Христос, как истинный Мессия, провозглашает древнееврейскому народу очень важную истину. Суть этой истины заключается в том, что «все ветхозаветные пророки и закон прорекли» свои понятия, суждения, наставления, предписания до появления Предтечи и его проповеднической деятельности.

Иными словами Иисус Христос разъясняет древнееврейскому народу очень важный момент в истории зарождения христианства. А именно Он указывает на то, что уже настало время, когда наступил такой период в развитии религиозной философии иудаизма когда миссия древнееврейских пророков, проповедующих Божьи истины и разъясняющих Закон Божий, подошла к своему логическому концу.

Анализируя фразу о том, что «все пророки... прорекли» можно прийти к выводу о том, что каждому древнееврейскому пророку было заранее суждено от Бога что-либо прорекать, то есть разъяснять, говорить древнееврейскому народу. И, согласно словам Христа, настал тот момент в истории Израиля, когда всё то, что было суждено рассказать пророкам древнееврейскому народу, они уже рассказали. Более того, прошли многие годы, когда слова, изреченные пророками постепенно исполнялись. Более того, Закон Божий, переходя из Ветхого Завета в Новый Завет также получает целый ряд изменений и уточнений. И это время, когда такие изменения должны коснуться Закона Божьего, также, по словам Спасителя, уже наступило. Поэтому согласно утверждению Мессии настала полнота времен, когда в жизни древнееврейского народа выдвигается на первый план распространение и пояснение Благой Вести. «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18).

Именно этот период и начинается с де­ятельности Иоанна Крестителя. Поэтому Спаситель в разбираемом стихе и говорит о том, что всё, предсказанное древнееврей­скими пророками, уже свершилось до прихода Иоанна. А с приходом Иоанна Крестителя начинается новозаветный период в жизни древнееврейского общества. Потому что Иоанн Креститель и является первым новозаветным пророком, ещё до Христа начавшим проповедовать Новозаветные истины.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь - июль 2015 г.