«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Матф.11:15). Разбираемый стих является заключительным в речи Спасителя о совершенных Им делах Христовых и о Предтече. В разбираемом стихе Спаситель использует часто встречавшееся выражение в речи древнееврейского народа об ушах.

В Ветхом Завете об этом говорится так. «И подошел Иуда к нему и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего (Быт. 44:18)». «И передали слуги Сауловы в уши Давиду все слова эти» (1Цар.18:23). Как видим, в этих цитатах словосочетание сказать (передать) «слова в уши» применено в смысле донесения без искажений важной информации до собеседника. Вот ещё пример из Ветхого Завета со совами про уши. «И созвал Моисей весь Израиль и сказал им: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их» (Втор. 5:1). «Иди и возгласи в уши [дщери] Иерусалима: так говорит Господь» (Иер.2:2). «Истинно Господь послал меня к вам сказать все те слова в уши ваши" (Иер.26:15).

Как видим выражение об ушах было традиционным и в речи ветхозаветных пророков. Этой фразой пророки говорили о том, что они излагают народу важную информацию, вещая по вразумлению Божьему и стремясь чтобы сказанные ими слова были услышаны всеми слушающими. Поскольку уши имеются у каждого человека, то в этой ветхозаветной фразе говорится и то, что каждый человек, имеющий уши, должен услышать и проанализировать слова, сказанные пророками Божьими.

По поводу ушей у древних евреев имелись следующие представления. Поскольку человек является творением Божьим, то и уши у человека сотворил Господь Бог. Поскольку Господь Бог является воплощением Добра, Разума, Света, то уши человеку Он дал для того, чтобы человек слушал всё доброе и брал добрую мудрость из мира и воплощал её в своих добрых поступках. «Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам» (Прит.23:12). Однако в окружающей человека жизни существует как сверхъестественное, так и естественное зло. Искуситель нашептывает в уши человеку злые завистливые мысли, полные коварства и вероломства, для того чтобы толкнуть человека на совершение грешных поступков. В Библии говорится о том, что человек должен слушать Божью мудрость и, осознавая присутствие в окружающем его мире зла, избегать греха. Об этом и сказано в Библии «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы» (Еф.5:10-11).

Основываясь на представлениях древних евреев, первая часть разбираемого стиха, состоящая из слов Спасителя «кто имеет уши слышать», может пониматься следующим образом. Поскольку слышимая информация людьми, которые окружали Спасителя, исходит из уст Мессии, то эта информация очень важна и дана для блага человека. Выше разбираемой фразой Спаситель как бы говорит окружающим Его людям если вы имеете уши, предназначенные для того чтобы воспринимать сведения об окружающем мире, то используйте эти уши для того чтобы слышать Божественную мудрость, исходящую от Мессии.

Фраза «кто имеет уши слышать, да слышит» в последних двух словах «да слышит» выражает уверенность Мессии в том, что Он будет услышан людьми, и указывает на то, что Мессия считает, что народ Ему поверит. И наряду с этим данной фразой из разбираемого стиха Спаситель выражает надежду на то, что люди поймут Его выше сказанные слова и будут верить Ему, Мессии, а не домыслам книжников и фарисеев.

Таким образом, данная фраза указывает человеку через упоминание про уши то, что человек их должен использовать для восприятия важной, полезной и доброй информации, сообщаемой в данном случае Спасителем.

Однако в Ветхом Завете разбираемая фраза с упоминанием ушей звучит несколько иначе, чем в устах Спасителя в рассматриваемом стихе. Христос в Своей речи по сравнению с ветхозаветными фразами несколько видоизменяет словесное выражение об ушах. И применяет это выражение в словесной формулировке, изложенной в разбираемом стихе - «кто имеет уши слышать, да слышит!». Иными словами, Спаситель как бы говорит, что каждый, «кто имеет уши», прежде всего предназначенные для того чтобы «слышать» Божью истину, должен запомнить услышанные слова Спасителя «да слышит!», проанализировать их и осознать их важность.

Можно предположить, что такое видоизменение древнееврейской словесной формулировки про уши могло быть связано с тем, что Христос, как Бог, мог видеть и чувствовать то, что не весь присутствующий вокруг Него народ воспринял важную информацию из уст Спасителя, и ещё не воспринимает Его как истинного Мессию. Поэтому Спаситель Свою фразу об ушах строит в такой форме, через которую Он выражает надежду, что каждый разумный человек сумеет понять Его важные слова о делах Христовых и Предтече (изложенных в Матф.11:4-14) и сделает логически правильные выводы о том, что Иисус из Назарета является настоящим Мессией.

Согласно новозаветным текстам эта фраза в книге Матфея применяется только четыре раза (Матф.11:15, 13:9, 13:43, 25:30). А практически все слова, которые Спаситель говорит древнееврейскому народу, несут важную информацию. Почему же Спаситель так редко использует разбираемые слова об ушах в Своей речи?

Предположительно это можно объяснить так. Спаситель употребляет эту фразу про уши с учетом тех слушателей которые Его окружают. И только в тех случаях, когда находящиеся вокруг Него люди не однозначно воспринимали Его слова. Одни из слушателей могли с верой относиться к Его словам, а другие с сомнением. Поэтому Он и говорит о людях «кто имеет уши», которые хотят понять Его слова «да услышит». Из этих слов Спасителя можно сделать и такое предположение о том, что людьми, которые изначально подвергают необоснованному сомнению слова Спасителя, услышан Он не будет. Таким образом эта фраза об ушах из разбираемого стиха может указывать на неоднородность аудитории слушателей, окружающих Спасителя. Одни люди пришли с верой в Него и с желанием познать Благую весть. А другие люди пришли с изначальным сомнением к Его словам.

Можно также предположить и то, что фразу про уши Спаситель употребляет и в том случае, когда слушатели недостаточно поняли Его слова. Об этом свидетельствует пример, когда Спаситель рассказывает притчу о сеятеле народу и Его ученикам (Мар.4:3-8). И Христос, ощущая непонимание Его слов о сеятеле, также произносит в конце Своей речи слова «кто имеет уши слышать, да слышит». Этим Он призывает окружающих разобраться со смыслом важной притчи о сеятеле. Оставшись после этого со Спасителем, ученики, которые тоже не поняли смысла слов Учителя, «спросили Его о притче» (Мар.4:10). И Спаситель, обращаясь к ученикам, сказал: «Не понимаете этой притчи? Как же вам уразуметь все притчи?» (Мар.4:13), дополнительно уточняет её смысл. И после разъяснения смысла притчи о сеятеле Своим ученикам, Спаситель снова произносит фразу про уши. Но уже с иным смыслом, так как ученики Христа уже получили объяснение смысла притчи. Спаситель как бы говорит, что ученикам необходимо более прилагать сил для «уразумения» слов Учителя.

Любознательный читатель может спросить о том, какую же важную истину в данном конкретном случае хочет донести Спаситель до народа, в конце Своей речи упомянув про уши?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, надо вспомнить начало речи Спасителя. А эта речь была обращена не только к народу, но и к ученикам Предтечи. И в этой речи также говорилось о том, что люди видят и слышат «И сказал им (ученикам Предтечи) Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите» (Матф.11:4). А увидели они то, что все дела, совершаемые Спасителем, соответствуют делам Христовым, которые должен был сделать пришедший Мессия. А именно то, что Спаситель мертвых воскрешал, неизлечимых лечил, каяться призывал, грехи прощал, Благую весть проповедовал.

После этого Спаситель, обращаясь к народу, напомнил ему о великих делах Предтечи (подробно об этом говорится в пояснении Матф.11:7-11). При этом Спаситель и уточнил то, почему Иоанн Креститель мог совершать такие дела. Спаситель засвидетельствовал тот факт, что Предтеча совершал такие дела потому, что он имел поддержку Господа Бога и был больше чем пророк. А также он является воплотившимся в человеческом теле Ангелом, посланным Богом для исправления путей Мессии. А также Спаситель указал на то, что Предтеча более всех людей угодил Богу своей добродетельной жизнью и проповеднической деятельностью, связанной в первую очередь с подготовкой древнееврейского народа к встрече с Мессией, и с распространением Благой вести.

После этого словами «кто имеет уши, да слышит», Спаситель как бы предлагает делать вывод народу о том, что коль Предтеча делал такие дела, которые без помощи Божьей человеку сделать не под силу, то в таком случае Иоанн Креститель и является Богоизбранным и истинным Предтечей Христа-Мессии. Далее Спаситель предлагает народу понять ту истину, что коль Предтеча для совершения своих дел имел поддержку Бога-Отца, то значит он был одобряем Богом. А, следовательно, указанный Предтечей Иисус из Назарета является Истинным Мессией.

И в завершении Своей речи Спаситель не случайно обращается к традиционной формулировке древнееврейских пророков об ушах слушателей. Обращаясь к ушам, как к символу восприятия информации, Он обращается в первую очередь к разуму слушателей, предлагая им сделать самостоятельные правильные выводы о словах Спасителя и событиях, которые Он описал о Себе и о Предтече. Эта мысль подтверждается словами «кто имеет уши», то есть кто умеет внимательно слушать информацию, её анализировать и делать из неё выводы. То есть Своими словами об ушах Спаситель указывает на человека, имеющего разум и сердце, верящее в Бога.

Этим символическим восклицанием про уши Спаситель призвал народ к тому чтобы люди осознали, что наступило то великое время, предсказанное древнееврейскими пророками о приходе Предтечи и Мессии и о принесении Благой вести. И Благая весть уже пришла на смену Ветхому Завету. То есть Спаситель говорит народу что у народа было достаточно времени чтобы наблюдать за Предтечей и Мессией, за их словами и поступками, размышлять и анализировать. А теперь с этого момента «кто имеет уши, то есть разум, живите уже по Новому завету. А кто будет продолжать жить по искаженному книжниками Ветхому Завету, тот подобен недальновидному человеку, которого аллегорически можно назвать безухим человеком. Потому что он не слышит истинную информацию и не включает в работу свой разум для того, чтобы информацию о Благой вести, принесенную Христом, логически проанализировать и сделать единственно правильные выводы о неоспоримой Истинности Предтечи и Христа.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь - октябрь 2015 г.