Первое Евангелие Нового Завета

Первым из четырех Евангелий Нового Завета является Евангелие, написанное Апостолом Матфеем. Эта священная книга была написана на древнееврейском (арамейском) языке. То есть на том наречии Палестины, которое было широко распространено среди древних евреев. В последствии это Евангелие было переведено на греческий и в таком виде дошло до широких кругов читателей. Это Евангелие было написано для евреев для того, чтобы доказать им, что Иисус Христос это и есть настоящий Мессия. Поэтому цель написания Евангелия очень ясно сформулирована в 1-й главе в 1-м стихе, где говорится, что Иисус Христос является сыном (то есть потомком) Давида и Авраама. То есть именно тех патриархов еврейского народа, которым Господь Бог пообещал, что в их роду родится Спаситель мира. А Иисус Христос это и есть тот самый обещанный Богом Мессия, пророк и Царь, и Первосвященник.

Евангелие от Матфея можно назвать Евангелием исполнившихся пророчеств, потому что Матфей очень часто приводит доказательства того, что предсказания древнееврейских пророков исполнились в жизни Иисуса Христа. Поэтому Матфей, рассказывая о том или другом событии из жизни Спасителя мира, не только ссылается на Ветхий Завет, но и часто повторяет “сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит”. Например:

“Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог” (Матф.1:21-23).

“Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего” (Матф.2:15).

“И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется” (Матф.2:23).

“Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: Он взял на Себя наши немощи и понес болезни.” (Матф.8:17).

В своем Евангелии Матфей использует не менее 65 ссылок на Ветхий Завет и в 43-х случаях прибегает к дословным выпискам из Ветхого Завета. А в остальных случаях передает общий смысл Ветхозаветных текстов.

Евангелие от Матфея можно назвать Евангелием Царства Небесного, потому что только в нем содержатся притчи и рассказы о Царстве Небесном. Матфей в своем Евангелии говорит о таких событиях, которые не фигурируют в других Евангелиях. К таким событиям относится поклонение волхвов, избиение младенцев в Вифлееме, притча о десяти девах, воскресение умерших святых во время распятия Иисуса Христа и другие события.

Евангелие от Матфея состоит из 28 глав. Оно начинается описанием родословия Спасителя мира от Авраама и содержит в себе изложение жизни и учения Иисуса Христа. А оканчивается беседой Спасителя с Его Апостолами перед Вознесением.

В богословии считается, что Матфей написал свое Евангелие около 50-60 г. от Рождества Христова и это Евангелие является самым ранним из четырех. Автор этого Евангелия, Апостол Матфей, был сыном Алфея и иначе назывался Левием. Он был мытарем, то есть сборщиком податей (налогов). Поэтому был грамотным человеком, умел читать и писать. В богословии считается, что Матфей до встречи с Иисусом Христом назывался Левием, сыном Алфея. “Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мной” (Марк 2:14). Слово “Матфей” обозначает “Дар Божий”. О том, как Матфея призвал Господь к Апостольскому служению, когда Матфей сидел за сбором пошлин в Капернауме, рассказал сам Матфей в своем Евангелии. “Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мной” (Матф.9:9). Об этом говорится у Марка 2:14 и у Луки 5:27. После встречи со Спасителем мира Матфей сделал большое пиршество (угощение) в своем доме и много мытарей и грешников присутствовали на этом пиршестве вместе с Иисусом Христом. “И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его” (Матф.9:10). Затем Матфей фигурирует в числе двенадцати Апостолов, которых Иисус Христос посылал проповедовать по городам Иудейским. “Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его” (Матф.10:2-4).

После Вознесения Спасителя и сошествия Святого Духа на Апостолов и последователей Иисуса Христа, Матфей долгое время проповедовал Евангелие среди евреев. А затем проповедовал другим народам. По одним данным в Эфиопии и у Парфян. По другим данным у персов и мидян. Поверившие в Иисуса Христа иудеи просили Матфея в письменном виде оставить им то, что он проповедовал. И вот тогда Матфей, спустя 8 лет после Вознесения Господнего, написал Евангелие для иудеев, носящее его имя. Существуют расхождения между сведениями о его кончине. По одним сведениям он имел мученическую смерть в Эфиопии. По другим данным умер мирно. Память о нём православная церковь отмечает 16 ноября и 30 июня по старому стилю. Его Евангелие было у первых христиан особо чтимым.