“Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним” (Матф.2:3). Ирод на тот момент был царем Иудейским. Он был родом идумеянин и являлся незаконным царем, путем интриг и преступлений занявший царский престол. Встревожился Ирод, потому что узнал от волхвов известие, что родился Царь Иудейский, Который, имея законные права, мог свергнуть Ирода с престола и отобрать у него власть. Ирод очень дорожил своей властью. Для того чтобы стать правителем, он ездил в Рим. Отвозил туда взятки и богатые подарки. Вернувшись в Палестину, он не останавливался перед жестокими казнями и наказаниями. Так, например, он истребил всех представителей семейства Макавеев, некогда правивших Палестиной. Ирод панически боялся потерять власть и хотел передать её своим потомкам. Поэтому он встревожился, когда узнал о рождении истинного иудейского царя, увидев в нём угрозу своей власти.

Слово “встревожился” в греческом языке употребляется чаще всего для обозначения волнения воды на море. Но также означает волноваться. Это слово очень точно передает душевное состояние Ирода, насторожившегося из за известия о рождении законного Царя Иудейского и волновавшегося, встревожившегося за свою власть. Евангелист Матфей говорит о том, что встревожился с Иродом и весь Иерусалим.

Словосочетание “весь Иерусалим” Евангелист употребил в виде гиперболического выражения, при помощи которого представил преобладающие, господствующие настроения и общественное мнение в Иерусалиме. Поэтому словосочетание “весь Иерусалим” не следует понимать буквально. Например, выражение “весь город испугался” является иносказательным высказыванием, говорящим о том, что страх объял большинство жителей города. Однако в таком городе могли быть люди, не подверженные страху. На вопрос, почему же встревожился весь Иерусалим, можно ответить так. Жители города, зная жестокий, сумасбродный характер Ирода, встревожились потому что Ирод, после сообщения волхвов о рождении Царя, может начать чинить зверства, делать репрессии. Встревожились и те жители Иерусалима, которые были приспешниками Ирода, и которые понимали, что с низложением Ирода, и их сытой жизни придет конец.

Встревожились также и те жители Иерусалима, у которых была не чиста совесть, и они, как грешники, к встрече со Спасителем были не готовы. Так как считали, что Мессия, Спаситель, о рождении Которого сказали волхвы, мог изобличить их грехи. Встревожились и те люди, которые хотели поклониться родившемуся Спасителю, но боялись за это преследований Ирода. Поэтому многие евреи, оберегая себя, боялись даже громко говорить о Рождестве Христовом. Хотя из пророчеств знали о скором Его рождении. А от волхвов узнали, что Он родился, но по причине преследований со стороны Ирода, не пошли на поклонение к Богомладенцу.

Согласно мнению Иннокентия, архиепископа Херсонского, подавляющее большинство евреев того времени больше любили себя и свои грехи, чем Закон Божий и Мессию, и поэтому не пошли поклониться Богомладенцу, хотя Вифлеем был близко от Иерусалима. И даже старались не замечать рождения Мессии, Избавителя, предсказанного пророками, так как Он был им не нужен. Они и так были осыпаны милостями Ирода за свое прислуживание ему.

Вот по этим различным причинам и возникла тревога у большинства жителей Иерусалима. То, что встревожились именно те жители Иерусалима, которые то ли были заодно с Иродом, то ли сами имели различные грехи, говорят слова Евангелия, в которых указывается, что встревожился Ирод “и весь Иерусалим с ним” (Матф.2:3). В этих словах говорится, что причина тревоги всего Иерусалима была та же, что и у Ирода, рождение законного Царя Иудейского и Мессии. Поэтому встревожились те жители Иерусалима, которым, как и Ироду, Рождество Христово было не угодно. Причиной недовольства Рождеством Царя Иудейского могло быть нежелание отстранения от власти Ирода, правление которого их устраивало. А также главная причина – нежелание расставаться со своими грехами и держать за них ответ перед Мессией, Спасителем. И нежелание менять свой греховный образ жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", февраль 1999 г.