“И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?” (Матф.2:4). Будучи взволнован словами пришедших волхвов о рождении Царя Иудейского, Ирод возможно долго думал и решил, что этим царем может быть только Христос Спаситель. По другой версии через шпионов Ирод выведал у волхвов, что Царь Иудейский является Мессией. В таком случае Ирод решает, что о рождении Спасителя, Мессии, должны быть древние пророчества, и их должны знать первосвященники и книжники.
Книжниками в древнееврейском царстве называли ученых людей, изучающих и пишущих книги. Первосвященниками называли духовных руководителей народа, религиозных лидеров. В то время в Палестине в религиозном плане выделялись две правящие секты: фарисеи и саддукеи. Эти секты занимались не только религиозной жизнью страны, но и активно вмешивались в политику. Первосвященники этих сект и были религиозными руководителями древних евреев и приписывали себе право толковать Закон Божий и поучать, как жить народу. На самом же деле эти секты приспосабливали Закон Божий под свои, эгоистические нужды, и своим толкованием искажали слово Божье.
Ирод обратился к книжникам и первосвященникам для того, чтобы узнать, где родился Мессия, и потом устранить Его как претендента на свой престол. Слова “И, собрав всех первосвященников и книжников народных” поясняются так. Книжники, по-еврейски “соферим” (в буквальном переводе писцы) представляли собой класс (касту) людей, посвятивших себя изучению и истолкованию Закона Божьего и его переписи. Поэтому их и называли книжниками (1Ездр.7:6-11). А также этих людей называли законниками (Матф.22:35), (Лук.10:25), законоучителями (Лук.5:17). Вместе с первосвященниками и старейшинами они входили в состав синедриона, государственного органа, на суд которого выносили важнейшие дела (Матф.20:18), (Лук.22:2), (Деян.4:5). В основном законники находились в Иерусалиме и Иудее. Но их было много и в других городах (Лук.5:17).
Среди книжников были весьма уважаемые люди. Например Ездра “книжник, сведущий в законе Моисеевом” (1Ездр.7:6), “потому что Ездра расположил сердце свое к тому, чтобы изучать закон Господень и исполнять его, и учить в Израиле закону и правде” (1Ездр.7:10). Ездра назван также совершенным учителем Закона Божьего (1Ездр.7:12,21) Достойными книжниками были Гамалиил – законоучитель. “Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом” (Деян.5:34). Никодим – “учитель Израилев” (Иоан.3:10). Но, несмотря на запрещение “не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того” (Втор.4:2) добавлять что-либо к заповедям Божиим, впоследствии книжники и законники создали множество своих заповедей и постановлений, которые были написаны якобы для пояснения Закона Божьего.
Этих добавочных заповедей законники насчитывали 613. Они состояли из 248 повелений и 365 воспрещений. Эти добавленные постановления были собраны и записаны в Мишну (буквально повторение). Мишна, по еврейскому преданию, была составлена “равви (учителем) Иудою Святым” около 200 года по Р.Х. Мишна разделена на 6 частей и имела 63 трактата. В последствии к Мишне была добавлена “Гемара” (завершение). Эти книги со временем сделались у евреев главнее Слова Божьего и закона Моисея.
Иисус Христос отвергал и критиковал эти добавочные заповеди или “предание старцев” (Матф.15:2), называл их учением человеческим (Матф.15:9), потому что добавленные законниками заповеди искажали Закон Божий. И боролся с ними и разоблачал их ложное учение (Матф.23:1-39).
Первосвященник – глава всех остальных священников, старший и великий начальник Иудейской церкви (2Пар.19:11). Это название впервые встречается в Лев.21:10. Его также называли “коген-гадол” великий священник или первосвященник (Исх.29:30). Эту должность должен занимать уважаемый человек, ведущий праведную жизнь. Например такой как Моисей или Аарон. Первосвященник занимал эту должность пожизненно. Первосвященник входил в Святая Святых Иерусалимского храма и стоял ближе всех перед лицом Божиим. Первосвященник был посредником между землей и небом, молился за весь Израиль и благословлял еврейский народ. В великий день очищения он приносил искупительную жертву за грехи (Лев.16:3). Испрашивал волю Божью (Чис.27:21). Начальствовал во время разбирательства судебных дел, которые разбирались священниками (Втор.17:8;19:17), (Иез.44:24).
В позднейшие времена первосвященник был председателем синедриона. В некоторых случаях первосвященники руководили государственными делами. Например священник Иодай. Во времена Макавеев сан первосвященника и звание князя соединялись в одном человеке. После Аарона должность первосвященника передавалась его потомкам по линии Елеазара (Чис.3:32). Со времени Илия и до Соломона, первосвященники выдвигались из рода Ифамара, второго сына Аарона. Затем выдвигались вновь из рода Елеазара. Во время Макавеев и после Ионафана первосвященники брались из священнического рода Иоарива. И только Ирод Великий разрешил любому священнику занимать эту должность. По политическим соображениям правитель назначал несколько первосвященников (Лук.3:2). На должность первосвященников во времена Ирода попадали безнравственные и порочные люди, такие как Анна и Каиафа. Поэтому и упоминается о нескольких первосвященниках, занимающих эту должность.