“Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его” (Матф.2:13). В 13-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что после того события, когда волхвы ушли, произошло чудо. Для того чтобы обратить внимание читателя на это чудо, Евангелист Матфей употребляет слово “се” (вот). Чудо это состояло в том, что к Иосифу праведному явился во сне Ангел Господень с предупреждением об опасности. Ангел Господень явился именно к Иосифу потому, что Иосиф праведный был главой Святого семейства, в функции которого входило охранять и беречь Богомладенца и Богородицу. То есть Иосиф, как хранитель и оберегатель Богомладенца и Богородицы, и получает во сне от Ангела предостережение. Ангел говорит Иосифу буквально следующее: “встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет” (Матф. 2:13). Эта речь Ангела по своему характеру, стилистике и лексике является не только предостережением, но и приказом, и инструкцией, указывающей Иосифу на то, что ему надлежит делать. Ангел Господень для Иосифа является покровителем и защитником из Святого сверхъестественного мира, и вестником, передающим повеление Божее. Поэтому Иосиф безропотно слушает слова Ангела и исполняет их.
Доказательством того, что слова Ангела представляют собой приказ, являются не только повелительные обороты речи “встань”, “возьми Младенца и Матерь Его и беги”, но и указание на то, что Иосиф должен ждать следующих распоряжений “и будь там, доколе не скажу тебе”. Ангел передает Иосифу не свои распоряжения. Являясь вестником Бога, он передает Иосифу волю Божью. Бог Всезнающ и Вездесущ. От Бога невозможно скрыть ни мыслей, ни поступков человеческих. “И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет” (Евр.4:13). “Он создал сердца всех их и вникает во все дела их” (Пс.32:15). Поэтому, как только Ирод задумал погубить Богомладенца, Господь Бог через Ангела предупреждает Иосифа о возникшей опасности, и указывает при этом самое безопасное место, где можно спрятаться, в виде страны – Египет.
Действительно, на то время самым безопасным местом из всех других мест был именно Египет. И это обусловлено следующими причинами. Египет издавна был тем местом, где спасались от еврейских властей еврейские беженцы. Поэтому в то время в Египте жило много изгнанников евреев. И уже тогда существовало содружество в виде диаспоры евреев изгнанников, заботящихся друг о друге. Это и позволяло Святому семейству, переместившись в Египет, найти помощь и поддержку у своих земляков евреев, находившихся в изгнании. Несмотря на то, что Египет находился, как и Палестина, под властью Рима, эти два государства и народа враждовали между собой, что создавало своеобразное политическое убежище для Святого семейства.
Во многих преданиях говорится о путешествии Святого семейства в Египет. Так в одном из преданий рассказывается о том, как Иосиф вел осла под уздцы, а Богородица ехала сидя на осле и держала в руках Богомладенца. Именно такую картину бегства Святого семейства в Египет изображают художники на многочисленных гравюрах и иконах, основывая этот сюжет на преданиях и легендах. В христианском предании, посвященном бегству Святого семейства в Египет, говорится о том, что и Иосиф и Дева Мария с Младенцем, после того как покинули Вифлеем, шли целый день по пустыне. От Божественного Младенца исходил свет. Хищные звери не нападали на Святое семейство и отступали с его дороги. Вечером Святое семейство повстречалось с группой разбойников. Видя свет, исходящий от Богомладенца, разбойники упали на колени перед Святым семейством. А затем предводитель разбойников Димас пригласил переночевать Святое семейство в своем доме. У Димаса болел ребенок. И после того, когда Святое семейство на рассвете покинуло этот дом, ребенок Димаса выздоровел. Недалеко от дома Димаса находился ручей с чистой водой. По преданию из этого ручья пила воду Дева Мария. И в наше время в одном дне пути от Вифлеема до сих пор показывают паломникам ручей Димаса в память о пребывании Святого семейства в этих местах. Многих комментаторов Библии интересовал вопрос о том, где именно в Египте находилось Святое семейство. Евангелие не дает на этот вопрос ответа. Зато предания в качестве такого места называют местечко Матарею находящегося близ города Леонтополя в Илиопольском округе, расположенном в Нижнем Египте у самой Нильской дельты. Для того чтобы евреи-беглецы могли удовлетворять свои духовные и религиозные потребности, за 150 лет до Рождества Христова в Леонтополе был сооружен еврейский храм. Этот храм построил еврейский беглец и священник Ония. Поэтому в Египте Святое семейство не только было защищено от опасности, но и имело возможности удовлетворять свои религиозные потребности.
Слова Ангела Господнего “ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его” являются пояснением Ангельского приказа о том, чтобы Иосиф уходил со Святым семейством в Египет. То есть в этих словах Ангела Господнего обосновывается причина бегства Святого семейства в Египет. И эта причина состоит в том, что Ирод, стараясь избавиться от законного Царя Иудейского, уже принял решение, связанное с тем, чтобы погубить Богомладенца. Богомладенец имел, в отличие от Ирода, все законные права на иудейский престол, так как относился к царскому роду царя Давида, законного правителя Иудеи.
Слова из 13-го стиха 2-й главы Евангелия от Матфея вызывали у некоторых критиков изумление по поводу того, что Богомладенец не может проявить Своей Всемогущей силы, и даже не может защитить Себя Самого. Так Святой Иоанн Златоуст по поводу этого стиха пишет: “Иосиф услышал это, не соблазнился и не сказал: Что это за странность? Ты прежде говорил, что Он спасет людей своих, а теперь Он даже и Себя не спасает и нам должно бежать, удалиться и переселиться в отдаленную страну? Это противоречит тому, что обещано. Но он ничего такого не говорит, ибо он был муж верный, не любопытствует даже о времени возвращения” (Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие Матфея, гл.7).
На вопрос о том, почему Иисус Христос не может Себя защитить, Святой Иоанн Златоуст отвечает: “Потому, что если бы Господь с первого Своего возраста начал бы творить чудеса, то Его не стали бы признавать человеком”. С этим суждением можно не согласиться, так как Богомладенец защищает Себя благоприятно слаживающимися обстоятельствами, которые и слаживаются благоприятно именно по воле Божьей. Эти благоприятно слаживающиеся обстоятельства и проявляются в виде своевременного предупреждения Ангела, и в виде удачно избранного места для бегства, Египта, и удачного путешествия в Египет, и в виде благоприятного места для поселения в Матарее. Иисус Христос явился в мир не для того чтобы погибнуть от коварных козней Ирода. Господь не мешает свободному волепроявлению любого человека. В том числе и злым поступкам Ирода. Но Богомладенец защищает Себя от гибели, исходящей от Ирода, целым рядом благоприятно складывающихся обстоятельств, которые контролируются Господом Богом, посылающим через Ангела Господнего сообщение о том, как поступить. Иосиф не задает примитивные, прямолинейные вопросы Ангелу, указанные в рассуждениях Святого Иоанна Златоуста о том, как Богомладенец, не могущий защитить Себя, может защитить людей Своих. Ведь именно об этом Иосифу в предыдущем видении говорил этот Ангел (Матф.1:21). Иосиф не задает этих вопросов, потому что видит в Ангеле посланника Божьего, помогающего Иосифу заботиться о Святом семействе. Поэтому Иосиф полностью доверяет и подчиняется словам Ангела. Об этом и говорится в следующем стихе.