“И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего” (Матф.2:15). В 15-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что, уйдя в Египет, Иосиф был там не один. Слова “и там был до смерти Ирода” надо понимать в сочетании с предыдущим стихом, в котором говорится, что Иосиф, исполняя указание Ангела Господнего, “встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет” (Матф.2:14). То есть 15-й стих нужно понимать в том смысле, что Иосиф праведный находился в Египте не сам, а со Святым семейством, состоящим из Богомладенца и Богородицы, и был там до тех пор, пока не скончался Ирод.

Согласно научным данным смерть Ирода произошла 12 апреля 750 года от основания Рима. Таким образом, Святое семейство находилось в Египте с начала 748 года до конца апреля 750 года от основания Рима. Поэтому распространенное мнение о том, что Святое семейство находилось в Египте более двух лет, не идет в разрез с Евангельскими текстами. Слова “да сбудется реченное Господом через пророка” указывают на предсказание пророка Осии. Это предсказание звучит так: “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего” (Ос.11:1). Это предсказание относится к Исходу еврейского народа из Египта, происшедшем при Моисее. Причем сыном Божиим назван весь еврейский народ.

Многие атеисты и другие, враждебно настроенные комментаторы Библии неверно указывали на то, что коль это предсказание адресовано еврейскому народу, то оно не имеет никакого отношения к Иисусу Христу. Эти комментаторы, делая такие ошибочные, бездоказательные выводы, не учитывали того, в каком смысловом значении применил пророчество Осии Евангелист Матфей. Для того чтобы понять, почему Матфей применил пророчество Осии к Иисусу Христу, нужно увидеть с какой точки зрения, в каком смысловом значении, для какой цели использует это пророчество Матфей. Евангелист Матфей конечно же знал, что это пророчество обращено к Израилю, но использовал его для того, чтобы провести параллель сравнения между народом израильским и Иисусом Христом. Точно также как избранный народ еврейский был вызван Богом из Египта в землю обетованную, так и Иисус Христос был вызван из Египта, но при других условиях. Если еврейский народ был вызван из Египта чтобы обрести свободу на родной земле и избавиться от Египетского рабства, то Иисус Христос ушел из Египта, чтобы освободить людей от первородного греха, просветить людей Своим учением, избавить их от страданий, и научить их как достичь спасения. Комментатор Библии, А.П. Лопухин это место поясняет так: “Параллель между пребыванием Израиля и Христа в Египте могла представиться уму евангелиста, и он указывает на неё, чтобы поставить Христа в связь не только с происхождением Израиля от Авраама, но и с самой историей Израиля. “Иисус-Младенец был вызван из Египта подобно юному Израильскому народу, чтобы показать нам, что Он есть истинное семя Авраама”” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр. 49).


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.