“И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего” (Матф.2:15). В 15-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что, уйдя в Египет, Иосиф был там не один. Слова “и там был до смерти Ирода” надо понимать в сочетании с предыдущим стихом, в котором говорится, что Иосиф, исполняя указание Ангела Господнего, “встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет” (Матф.2:14). То есть 15-й стих нужно понимать в том смысле, что Иосиф праведный находился в Египте не сам, а со Святым семейством, состоящим из Богомладенца и Богородицы, и был там до тех пор, пока не скончался Ирод.
Согласно научным данным смерть Ирода произошла 12 апреля 750 года от основания Рима. Таким образом, Святое семейство находилось в Египте с начала 748 года до конца апреля 750 года от основания Рима. Поэтому распространенное мнение о том, что Святое семейство находилось в Египте более двух лет, не идет в разрез с Евангельскими текстами. Слова “да сбудется реченное Господом через пророка” указывают на предсказание пророка Осии. Это предсказание звучит так: “На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего” (Ос.11:1). Это предсказание относится к Исходу еврейского народа из Египта, происшедшем при Моисее. Причем сыном Божиим назван весь еврейский народ.
Многие атеисты и другие, враждебно настроенные комментаторы Библии неверно указывали на то, что коль это предсказание адресовано еврейскому народу, то оно не имеет никакого отношения к Иисусу Христу. Эти комментаторы, делая такие ошибочные, бездоказательные выводы, не учитывали того, в каком смысловом значении применил пророчество Осии Евангелист Матфей. Для того чтобы понять, почему Матфей применил пророчество Осии к Иисусу Христу, нужно увидеть с какой точки зрения, в каком смысловом значении, для какой цели использует это пророчество Матфей. Евангелист Матфей конечно же знал, что это пророчество обращено к Израилю, но использовал его для того, чтобы провести параллель сравнения между народом израильским и Иисусом Христом. Точно также как избранный народ еврейский был вызван Богом из Египта в землю обетованную, так и Иисус Христос был вызван из Египта, но при других условиях. Если еврейский народ был вызван из Египта чтобы обрести свободу на родной земле и избавиться от Египетского рабства, то Иисус Христос ушел из Египта, чтобы освободить людей от первородного греха, просветить людей Своим учением, избавить их от страданий, и научить их как достичь спасения. Комментатор Библии, А.П. Лопухин это место поясняет так: “Параллель между пребыванием Израиля и Христа в Египте могла представиться уму евангелиста, и он указывает на неё, чтобы поставить Христа в связь не только с происхождением Израиля от Авраама, но и с самой историей Израиля. “Иисус-Младенец был вызван из Египта подобно юному Израильскому народу, чтобы показать нам, что Он есть истинное семя Авраама”” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр. 49).