Взгляд на избиение младенцев, как на последствие прихода волхвов

Избиение младенцев последовало после прихода волхвов в Иерусалим, которые своим вопросом о том, где родившийся Царь Иудейский, встревожили Ирода "и весь Иерусалим с ним" (Матф.2:3). Можно предположить, что при помощи звезд через волхвование волхвы узнали, что родится новый Бог. Потом, чтобы подробней узнать о новом Боге, они вознесли жертвы духам, своим языческим богам, и от них получили информацию, в какой стране и в каком городе родится Мессия. И им был назван город Иерусалим. Поэтому впоследствии волхвы и пришли не в Вифлеем, а в Иерусалим. Эти волхвы, в отличие от остальных, хотели познать учение нового Бога, поэтому и пришли на поклонение к Мессии. До Иерусалима волхвы не были ведомы звездой, как символом Божьей силы, а находились под влиянием языческих богов.

Путь волхвов до Иерусалима символизирует собой путь неправедный, который, однако, имел благородную цель, познать истинного Бога. Но сам путь достижения этой цели был греховен, так как был связан с волхвованием, как Богомерзким делом. Поэтому волхвы, идя этим путем, пришли не к Мессии, а к Ироду, и не в тот город, где был Богомладенец, а в Иерусалим, где жил Ирод, тиран и воплощение зла. Таким образом на примере волхвов Писание учит о том, что помимо благородной цели Богопознания нужно выбирать к её достижению праведные пути. Только тогда человек и сумеет достигнуть счастья и спасения, познать истину и Бога. Поскольку, придя в Иерусалим, волхвы подвергали свою жизнь опасности, исходившей от Ирода, который мог наказать за приход не к нему, а к другому, родившемуся Царю Иудейскому, волхвы несмотря на эту опасность доказали стойкость своих намерений в поисках нового Бога, и даже при беседе с Иродом не отступились от Него. Поэтому, видя их искреннее и чистое желание познать и поклониться Мессии, Господь и дал им, помимо информации Ирода, путеводную Вифлеемскую звезду. Эта звезда, без сообщения Ирода, который был злым источником информации, праведным, чистым путем привела волхвов к Богомладенцу.

Евангельское событие поклонения волхвов является на все времена ярким примером того, что нужно достигать благородную цель благородными средствами, идти к истине праведным путем. Например, во все века много людей заблуждаясь, занимается магией (волхвованием, чародейством) чтобы достичь успеха и счастья в жизни, и ошибочно говорят при этом, что они имеют связь с Богом. А в наше время магию, которая часто рядится в одежды познания истины, объявляют путем, ведущим к счастью и гармонии, к контакту с космосом. Причем не уточняя с какими сверхъестественными силами космоса вступает в контакт человек. Поэтому не удивительно, что от занятия магией (что пишется даже в учебниках по магии) многие люди получают вред. И конечно такое занятие колдовством, например для выигрыша в карты, как в "Пиковой даме", успеха и добра не дает. Поэтому путь, который на первом этапе избрали волхвы, путь, связанный с колдовством, к истине и счастью не приводит, что видно на примере самих волхвов, которые оказались в поисках Богомладенца не в Вифлееме, а в Иерусалиме, у грешника и тирана, Ирода.

Наглядным примером того, что путь волхвования, применяемый для Богопознания (выразившийся в данном случае в виде поклонения волхвов Богу) греховен и гибелен для человека, является последующее за приходом волхвов в Иерусалим событие избиения младенцев. Волхвы через колдовство, имея благородную цель, хотели познать Бога. Однако стоящие за колдовством силы зла пытались через посредничество волхвов погубить в числе других младенцев и Мессию, Богомладенца. В том, что волхвы неосознанно стали орудием сил зла, за помощью к которым они обращались для Богопознания, и состоит их главное преступление, повлекшее за собой невинные жертвы, то есть имеющее губительный результат. Это произошло потому, что зло для гаданий и волхвований, к которому обратились волхвы, добра дать человеку не может. Об этом и говорит в Нагорной проповеди Иисус Христос. "Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое" (Матф. 7:24-27). "И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?" (Ис.8:19). "Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою" (Откр.21:8).

Можно предположить, что придя в Иерусалим, волхвы, пронизанные духом язычества и воспитанные в атмосфере волхования и колдовства, но имеющие в отличие от остальных волхвов мира искреннее намерение и чистосердечное желание познать нового Бога, начинают поиски Царя Иудейского, то есть Мессии. В Иерусалиме, ведя свои поиски, волхвы встречались с фарисеями, которые узнав, кого ищут волхвы, ложно и категорически заявили волхвам о том, что Мессии рождаться ещё не время. Волхвы были разочарованы таким ответом и не поверили ему, так как посредством волхования имели информацию о рождении нового Бога. И не поверив фарисеям, волхвы продолжали поиски Мессии. На базаре, где были волхвы, им подсказали, что помимо официальных пояснителей Закона Божьего в лице книжников и фарисеев, в еврейском государстве есть ещё и народные проповедники. И посоветовали волхвам обратиться к ним.

Согласно одному из преданий, после разговора с книжниками, волхвы встретились с Симеоном Богоприимцем, а у Иерусалимского храма повстречали пророчицу Анну и имели беседы с ними. И только затем были тайно приглашены на аудиенцию к Ироду, который был обеспокоен появлением волхвов и который не стремился им помочь, а хотел погубить претендента на свой престол, рожденного Царя Иудейского. В отличии от книжников и фарисеев, Симеон и Анна помогли волхвам в том смысле, что наставили их на путь истинный. Согласно преданию, Симеон Богоприимец не случайно, а по Промыслу Божьему оказавшийся в Иерусалиме и встретившийся с волхвами, подробно рассказал им о Едином Творце и Вседержителе, истинном Господе Боге, указал на различие между поклонением языческим богам и служением истинному Богу, рассказал о том, что языческие боги не истинные боги, а лишь духи зла, советы и помощь которых не приводят к добру. И только один Бог в мире является истинным Защитником и Помощником людей. "Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах" (Пс.45:2). "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его" (Пс.145:5). "Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог - заступник мой, Бог мой, милующий меня" (Пс.58:18). "И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних!" (Иов.16:19).

Симеон Богоприимец не только наставил волхвов на путь истинный, отвернув их от язычества, но и изобличил лживость фарисеев, указав на то, что своими собственными руками держал уже родившегося Мессию, Царя Иудейского. Пророчица Анна рассказала волхвам об уже исполнившихся предсказаниях пророков иудейских, которые указывают на рождение Мессии. И подтвердила факт того, что Мессия уже пришел в мир людей в виде Божественного Младенца. Таким образом от пророчицы Анны волхвы более детально узнали, что вопреки ложным утверждениям книжников, исполнились предсказания древнееврейских пророков о рождестве Спасителя мира, Мессии.

Встреча с Симеоном Богоприимцем и пророчицей Анной духовно преобразила волхвов. Однако вскорости после этих встреч волхвы, под негласным арестом, ночью, тайно были препровождены в подвал дворца Ирода. Подвал Ирод использовал в виде устрашающей обстановки. Ирод провел с волхвами беседу, пронизанную угрозами и задабриванием. Ирод начал свою встречу с ними с того, что обвинил волхвов в подстрекательстве народа к бунту, к поклонению новому, не известному рожденному Царю Иудейскому. Испытывая на себе благотворное влияние от общения с Симеоном и Анной, уже в этой беседе с Иродом волхвы проявили христианское терпение, стойкость и мужество, и объяснили жестокому правителю, что Царь Иудейский является Мессией, и Царство Его не земное, а Небесное. Поэтому все обвинения волхвов в подстрекательстве к бунту абсурдны. Поэтому, используя эту информацию, полученную от волхвов, Ирод спрашивает у книжников и фарисеев не об абстрактном Царе Иудейском, а конкретно о Христе, Мессии. "И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?" (Матф.2:4).

После того как волхвы стойко вынесли опасность и угрозы, исходившие от жестокого Ирода, и после того как они духовно преобразились под влиянием бесед с Симеоном и Анной и стали другими людьми, отошедшими от язычества и волхвования, Господь ниспослал им, как Божий дар за их духовное преображение, путеводную Вифлеемскую звезду, ведущую к Мессии. Неслучайно появление путеводной звезды совпало с духовным преображением волхвов, так как это подтверждало благоволение Господне, и указывало на то, что волхвы на правильном пути своего духовного развития. Не случайно также появление путеводной звезды происходит и после того когда волхвы получили от Ирода информацию о том, что Мессия Христос находится в Вифлееме. В этом случае Господь дает путеводную звезду так же для того чтобы волхвы не использовали информацию из злого источника, предославленную грешником Иродом, а могли прийти на поклонение безгрешным путем, при помощи Вифлеемской звезды. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что когда волхвы шли к своей, даже благородной цели Богомерзким и греховным путем колдовства и волхвования, они своей цели не достигли, и попали не к Богомладенцу в Вифлеем, а в Иерусалим к жестокому Ироду, который поступил как тиран, орудие зла и использовал приход волхвов и их информацию о Царе Иудейском для истребления младенцев в Вифлееме.

Евангельское событие поклонения волхвов говорит и наглядно показывает и тот, другой путь, который привел волхвов к достижению их цели в виде поклонения Богомладенцу. И достижение этой цели стало возможным после духовного преображения волхвов, что было одобрено Богом и что проявилось в виде дарования волхвам путеводной Вифлеемской звезды. Таким образом в примере с волхвами показано два пути достижения цели. Путь волхвования и чародейства приводит волхвов не к достижению поставленной цели, которой были поиски Богомладенца, а к встрече с Иродом, со злыми последствиями. А путь духовного развития и искренних и чистых душевных порывов имеет одобрение и поддержку Божью, и приводит к достижению поставленной цели в виде встречи с Богомладенцем.


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1999 г.