"Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские" (Матф.2:22). В 22-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что Иосиф, придя в Израильское царство, первоначально хотел поселиться в Иудее, то есть в Вифлееме, откуда, согласно пророчеству Михея должен выйти Христос. Однако Иосиф этого не сделал, так как услышал о том, что в Иудее царствует Архелай вместо отца своего, Ирода. Архелай был сыном Ирода и отличался кровожадностью и жестокостью. Поэтому Иосиф "убоялся туда идти". То есть идти на поселение в Вифлеем. Причиной страха, удержавшей Иосифа от поселения в Вифлееме, были зверства Архелая.
Имя "Архелай" в переводе с еврейского обозначает начальник народа. Архелай был сыном Ирода Великого и самарянки Малтаки. Он воспитывался вместе со своим сводным братом Антипой в Риме. После своего отца, Ирода Великого, был поставлен правителем над Иудеей, Идумеей и Самарией. Был очень жестоким и властным человеком и подданные его страшились. Архелай процарствовал недолго, потому что его зверства были такими жестокими, что Римский император Август, которому подчинялся Архелай, низложил Архелая и заточил его в тюрьму в Галлии (на территории нынешней Франции), где Архелай и умер. В 22-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится что Иосиф, услышал о том, что Архелай царствует в Иудее. Но в Евангелии не сказано от кого и где Иосиф услышал эту информацию. Согласно установившейся традиции евреи из Египта чаще всего возвращались группами, которые формировала существующая в Египте еврейская диаспора. Можно предположить, что по пути из Египта в Израиль группа переселенцев, в составе которой находилось Святое семейство, встретила людей, переселяющихся в Египет. И от них Иосиф мог узнать о царствовании Архелая в Иудее. Однако такое предположение неверно, потому что в Евангелии от Матфея в 21-м стихе 2-й главы ясно сказано о том, что сначала Иосиф пришел в землю Израилеву. А затем в 22-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея ясно сказано, что он услышал, что Архелай царствует в Иудее. Вероятнее всего, Иосиф со Святым семейством в числе группы евреев, возвратился из Египта в Израиль. После такого путешествия группа переселенцев, как правило, отдыхала на постоялом дворе, находившемся недалеко от израильско-египетской границы. Именно в этом месте от местных жителей или от хозяина постоялого двора Иосиф и мог узнать различные новости о событиях, происшедших в Израиле за время его отсутствия. И узнав, что в Иудее царствует Архелай, убоялся туда идти.
Первоначально Иосиф решил поселиться в Иудее. Из всей Иудеи для этого наиболее подходил город Вифлеем, так как Иосиф имел там родственников, которые могли ему помочь в налаживании хозяйства и в поисках работы. Однако, придя в землю Израилеву, Иосиф узнал, что "Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти" (Матф.2:22). Причина того, что Иосиф убоялся идти в Иудею, состояла в том, что Иосиф узнал о злодеянии Архелая, совершенном им ещё до утверждения его царем Римским правительством, согласно последнему завещанию его отца. Как пишет Иосиф Флавий, Архелай "дал своим подданным образец своей будущей "доблести" и приказал избить три тысячи своих сограждан в храме". Поэтому, узнав по прибытии в Палестину об этом жестоком поступке Архелая, и вспомнив об избиении младенцев, Иосиф и убоялся поселиться в Иудее, где правил жестокий и кровожадный Архелай, по жестокости достойный преемник своего отца. Однако Иосифу о том, как поступить в этой ситуации подсказал Ангел Господень. Иосиф во сне имел откровение, после которого "пошел в пределы Галилейские". Этот совет, полученный Иосифом во сне в виде откровения, был обусловлен тем, что в то время в Галилее и Перее правил второй сын Ирода Великого, Ирод Антипа. Этот царь не блистал особым умом и отличался больше развратом, похотливостью, чем жестокостью. Туда и отправился на местожительство Иосиф со Святым семейством, поселившись в Назарете.
Под пределами Галилейскими подразумевалась страна, находившаяся между западным берегом Галилейского моря и восточным берегом Средиземного моря. На этой территории проживали колена (роды) Иссахарова, Завулонова, Ассирова и Неффалимова. Население на этой территории было смешанным и состояло не только из иудеев, но и из язычников. Евреи, населявшие эту местность, говорили между собой на особом языке, не похожем на еврейский язык того времени. То есть на диалекте тех мест. Иосиф Флавий указывает на то, что Галилея разделялась на Верхнюю и Нижнюю. Он характеризует эту страну как густонаселенную, а её земли как плодородные и ухоженные. По словам Иосифа Флавия, в этой стране было 204 города и местечка (Жизнь,45). А население этой страны отличалось воинственностью и смелостью.
Получив во сне указание Ангела Божьего о том, где найти наиболее безопасное место для Богомладенца, Иосиф со Святым семейством "пошел в пределы Галилейские". И там, в отдалении и безвестности Святое семейство поселилось в Назарете на безопасное место жительства.
Можно предположить что поскольку пребывание в Египте никак не повлияло на развитие Спасителя, поэтому об египетском периоде жизни Евангелист Лука ничего и не сообщает.