"И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Матф.2:23). В 23-м стихе 2-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что Иосиф, пойдя в Галилею, поселился в городе Назарете, и таким образом сбылось предсказание пророков о том, что Иисус Христос "Назореем наречется". То есть будет назван, прозван Назореем, в смысле человека, посвященного Богу. А в данном случае выполняющим через назорейство Свое Мессианское предназначение. Поселение Иисуса Христа в Назарете ничуть не противоречило пророчеству пророка Михея о Вифлееме. В пророчестве Михея не говорится о том, что Спаситель будет жить в Вифлееме. В пророчестве Михея сказано о том, что из Вифлеема "произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле" (Мих.5:2). То есть в этом пророчестве говорится о происхождении Владыки, что и выразилось в факте рождения Спасителя, Иисуса Христа, в Вифлееме. Таким образом, согласно пророчеству, Спаситель должен был родиться в Вифлееме, но жить мог в другом месте. Например, в Назарете, в котором и поселилось Святое семейство после ухода из Египта. О чём и сказано у Евангелиста "И, придя, поселился в городе, называемом Назарет" (Матф. 2:23).
Назарет в те времена представлял собой маленький городок, расположенный в трех днях пути от Иерусалима. Назарет расположился на склоне горы. Небольшие дома жителей были построены в виде террас на горе. Дома жителей в большинстве случаев имели плоские крыши, беленые стены и земляные полы. Много домов не имело окон, и свет в них проникал через открытую дверь. Несмотря на то, что сам город со всех сторон окружен горами, жители Назарета занимались на расчищенных от камней участках земледелием, скотоводством, стрижкой овец, кузнечным и гончарным делом, и другими необходимыми для их существования ремеслами. Назарет - по-еврейски "наера" или "назира", представлял собой небольшой город в Галилее в колене Завулоновом, лежащий на юго-запад от Капернаума и к западу от южного конца Тивериадского озера. Назарет находился на 7 английских миль на запад от горы Фавор и на пол пути между горою Кармилом и южной частью Тивериадского озера, на расстоянии 165 километров от Иерусалима.
В Евангельские времена население Назарета было бедно и малочисленно и не пользовалось хорошей репутацией (Иоан.1:46). В дальнейшем этот город приобрел всемирную славу прежде всего как город, в котором произошло Благовещенье (Лук. 1:26). Как город, в котором первоначально проживало Святое семейство (Лук.1:26; 2:4) и куда возвратилось после пребывания в Египте (Матф.2:23). Как город, в котором прошло детство, отрочество, юность Иисуса Христа до его проповеднической деятельности (Лук.2:39-51). По названию города Иисус Христос был известен как пророк из Назарета. "Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского" (Матф.21:11). И также назывался Назарянином (Мар.1:24; 14:67; 16:6), (Лук.4:34; 24:19). И был назван Иисусом Назореем (Матф.26:71), (Мар.10:47), (Лук.18:37), (Иоан.18:5,7; 19:19), (Деян.2:22; 3:6; 4:10; 6:14; 22:8; 26:9). Слово "Назорей" было написано на Его кресте. "Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоан. 19:19). Словосочетание "назорейская ересь" было дано Его последователям. "Найдя сего человека язвою общества, возбудителем мятежа между иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси" (Деян.24:5). Даже сейчас современные христиане на востоке называются "назара" или "назарянами".
Теперь этот город называется Эль-Назира, и находится на склоне крутой горы Джебель-Эль-Сих. Современный Назарет имеет сорок тысяч жителей, из которых большая половина арабы-мусульмане, остальные арабы-христиане. И несколько сот европейцев: монахов и работников миссионерских учреждений. В настоящее время в городе действует около 20 храмов и монастырей. Среди храмов выделяется новая замечательная католическая церковь Благовещенья, построенная в 1955-1968 годах, которая является крупнейшей на Среднем Востоке. В 1957 году к востоку от Назарета был воздвигнут еврейский город - Новый Назарет. Он имеет двадцать тысяч человек населения. В нём построено несколько фабрик. Главной достопримечательностью современного Назарета является место Благовещенья, над которым монахи францисканского ордена возвели монастырь, и показывают паломникам и туристам "пещеру Благовещенья". Эта пещера Благовещенья представляет собой скромное жилище Богородицы, состоящее из трех комнат, и находящееся под главной средней частью храма. Местные греки утверждают, что Благовещенье было в другом месте, находящемся в самом конце города при источнике. На том месте стоит скромная греческая церковь, построенная из развалин храма, когда-то воздвигнутого Святой Еленой. Внутри церкви находится глубокий колодец, называемый источником Святого семейства, из которого, по преданию, Дева Мария черпала воду. В качестве других достопримечательностей современного Назарета называют мастерскую Иосифа обручника, развалины синагоги, в которой Иисус Христос читал пророчество пророка Исаии о Себе Самом, гору, с которой разгневанные назаретяне хотели свергнуть Иисуса Христа. В 1837 году Назарет пострадал от сильного землетрясения. Но с того времени отстроился и разросся, привлекая огромное количество паломников по святым местам и туристов, как город, с которым связаны события из Священной истории.
Слова "да сбудется реченное через пророков" вызвало много обсуждений и комментариев у толкователей Библии. "Поселение в Назарете произошло, по мнению Евангелиста для того, чтобы сбылось реченное через пророков, что Он, то есть Иисус Христос, Назореем наречется. Такого изречения нет в Ветхом Завете" (Б.И. Гладков, "Толкование Евангелия", 2-е исправленное и дополненное издание, Санкт-Петербург, 1907, стр.78, издание автора, типография товарищества "Общественная польза", ул. Большая Подъячевская,36). В приведенной цитате Б.И. Гладков ошибочно полагает, что по мнению Евангелиста Иосиф поселился в Назарете лишь для того, чтобы исполнилось древнее пророчество и Спаситель назвался Назореем. Это утверждение Б.И. Гладкова противоречит Евангельскому повествованию, согласно которому Иосиф поселился в том городе, где ранее жил он и Дева Мария (Лук.1:26). В Назарете они жили раньше, имели свой дом и хозяйство. Об этом и говорится в разных местах Евангелий (Лук.2:4). Поэтому для возвратившегося в Галилею Иосифа естественно было бы поселиться в своем городе Назарете, где он имел свой дом, родственников и знакомых, которые могли ему помочь, чем селиться в чужом, незнакомом каком-либо городе Галилеи и обзаводиться там хозяйством.
В своем категорическом суждении по поводу того, что в Ветхом Завете нет изречения о том, что Спаситель наречется Назореем, Б.И. Гладков также не прав, потому что такие изречения есть. И эти изречения имеют указание на Мессианское служение Иисуса Христа. Однако чтобы их понять и увидеть в Ветхом Завете, нужно знать древнееврейский язык, на котором слово "назорей" звучит как "нацар". Это слово обозначает не только жителя города Назарета (которого можно было назвать: назорей, назаретец, назорянин), но и человека, давшего обет Богу, которого также называли "назорей", что по древнееврейски называлось словом "нацар".
Слово "назорей", по одному из древнееврейских вариантов звучащему как "назир", означает отделять, отлучать. Назореем у древних евреев назывался человек (мужчина или женщина), который давал обет Богу вести благочестивый образ жизни, не пить вина и других крепких напитков, и даже не есть виноградных ягод. Во время обета назорей не стриг волос, не прикасался к мертвым. Назорей считал себя посвященным Богу и вел добродетельную жизнь. Обет назорейства у древних евреев давался на восемь дней, или на месяц, или на всю жизнь. Когда заканчивался срок обета, назорей приносил в храм жертву, а священник состригал у него часть волос и сжигал их на жертвеннике. Это обозначало освобождение от обета назорейства и человек опять мог пить вино (Чис.6:1-20). Считается, что Апостол Павел для совершения своего обета и поспешил в Иерусалим (Деян. 18:21). Некоторые люди были назореями с рождения. Например Самсон. "От самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян" (Суд. 13:5). Назореями были: Пророк Самуил (1Цар.1:11); Иоанн Креститель "Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей" (Лук. 1:15). Волосы назорея (по-еврейски "незер"), взрощенные свободно, говорили о том, что человек посвятил себя Богу. Слово "незер" также обозначало и диадему, расположенную на кидаре первосвященника.
Наименование города Назарет переводилось согласно одному из толкований как "город Незера". Иными словами то есть город, из которого выйдет (явится) в мир Назорей, то есть человек, посвятивший Свою жизнь служению Богу. Бог избрал назореев подобно тому, как избрал пророков. "Из сыновей ваших Я избирал в пророки и из юношей ваших - в назореи" (Ам.2:11). Назореи не вели плотской мирской жизни, поэтому бритва не должна была касаться их головы. В древнееврейском обществе назореи представляли собой некую секту или объединение людей. Подобно пророкам они были образцом святой и добропорядочной жизни.
Сходным по смыслу служения Богу и по звучанию со словом "нацар" в древнееврейском языке было слово "нецер", обозначающее "отрасль". Именно словом "нацар",- назорей, или "нецер",- отрасль, и назван человек, служащий Богу в предсказаниях пророков, о которых и пишет хорошо знавший древнееврейский язык и Ветхий Завет Евангелист Матфей "да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется". Такое предсказание имеется у нескольких пророков Ветхого Завета, о которых не упоминает Б.И. Гладков. Вот эти пророчества. "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его" (Ис.11:1).
А вот и другие предсказания, в которых древнееврейское понятие "нецер", что значит отрасль, названо другим древнееврейским словом-синонимом – "цема", которое также обозначает по смыслу отрасль, и упоминается в древних пророчествах. "В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли - в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля" (Ис.4:2). "Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле" (Иер.23:5). "В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле" (Иер. 33:15). "Выслушай же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные: вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ" (Зах.3:8). "И скажи ему: так говорит Господь Саваоф: вот Муж, - имя Ему ОТРАСЛЬ, Он произрастет из Своего корня и создаст храм Господень" (Зах. 6:12). Как видим в этих предсказаниях слово "Отрасль" пишется с большой буквы, что указывает не на обычного царя, но на Бога, Мессию. И такие пророчества как (Иер.23:5), (Ис.11:1), (Зах.3:8), (Зах.6:12) содержат в себе указание на непосредственное Мессианское предназначение Иисуса Христа, выраженное через назорейское служение. Слова Евангелиста Матфея "Он Назореем наречется" (Матф. 2:23) указывают в первую очередь на то, что Иисус Христос будет служить Богу как Назорей (человек, давший обет Богу) и на то, что Он выходец из города Незера. Незер - это нестриженые волосы назорея, которые символически указывали на то ,что человек посвятил себя Богу. Именно об этом говорилось в древнееврейских пророчествах, которые сбылись, о чем и написал Матфей "да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется" (Матф.2:23).
Таким образом, обобщая эти все пророчества разных пророков в которых одно и то же понятие выражено различными древнееврейскими словами, Евангелист Матфей и написал, не говоря об одном пророке, а указывая на несколько пророков "да сбудется реченное через пророков". Однако и эти слова вызвали много споров, потому что толкователи их также понимали и объясняли по-разному. Например "трудность при объяснении рассматриваемого места заключается в прибавке, сделанной Евангелистом: "да сбудется реченное через пророков" в том, что Матфей приписывает слова "Назореем наречется" пророкам. Каким? На этот вопрос пока ещё не удалось ответить, потому что слов, приписанных Евангелистом пророкам нет ни у одного из них" (А.П. Лопухин, "Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.50). Подобную мысль высказывает Блаженный Иероним: "Если бы Евангелист указал определенный пример из писания, то никогда не сказал бы "реченное через пророков", а просто "реченное через пророка". Как видим, в выше приведенном пояснении говорилось, что Назореем, то есть Отраслью, Христа-Спасителя (по его спасительной функции) называли многие пророки. Евангелист Матфей обобщил их высказывания и указал, что Спаситель был назван так на основании не одного, а многих Ветхозаветных пророчеств. Это обобщение и дало право сказать ему о разных предсказаниях пророков во множественном числе "реченное через пророков".