“В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской” (Матф.3:1). Слова “в те дни” можно было бы понимать так, что в них речь идет о тех днях, когда Иосиф, выйдя из Египта, поселился со Святым семейством в Галилейском городе, Назарете. То есть слова “в те дни” якобы относятся к детству Иисуса Христа. Однако последующий текст указывает на то, какие дни имеет ввиду Евангелист. Так в 13-м стихе 3-й главы Евангелия от Матфея говорится о крещении Иисуса Христа Иоанном Крестителем. А в 4-й главе говорится об искушении Иисуса Христа в пустыне. А в этих Евангельских событиях Спаситель был уже взрослым человеком, а не ребенком. Поэтому слова “в те дни” адресованы тому времени, когда Спаситель вырос из детского возраста и стал взрослым мужчиной. То есть Евангелист Матфей, пропуская детство Спасителя, словами “в те дни” начинает описывать взрослую жизнь Иисуса Христа.
У многих комментаторов Библии 1-й стих 3-й главы вызывал недоумение. “Почему переходя к изложению событий крещения Иоанна, Евангелист не начал этого отдела как-нибудь иначе? Почему он не сказал, например, вместо “в те дни”, “в те годы”? Почему он не сказал прямо: когда Иисусу исполнилось или исполнялось тридцать лет” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, том 9, стр.52). Чтобы ответить на эти вопросы, проанализируем древнееврейский текст Библии. Выражение “в те дни” на древнееврейском языке звучит так “бэ йямимъ-гачем”. Это выражение также употребляется для обозначения неопределенного времени. У евреев это выражение часто употреблялось для того, чтобы указать на время, в которое происходят события или описываются действия человека. Например (Исх.11:11) в буквальном переводе “и было в те дни, и велик Моисей”, и в других местах (Исх.2:23), “В те дни” (Ис.38:1). В Новом Завете “И было в те дни” (Мар.1:9), “В те дни” (Лук.2:1). Поэтому выражение “в те дни” относится не ко времени детства Спасителя, Иисуса Христа, а к дням Его проповеднической деятельности. На что указывают такие Евангельские события как Крещение и искушение Иисуса Христа. Поэтому выражение “в те дни” нужно понимать как указание на то время, когда Иисус Христос крестился у Иоанна Крестителя.
Доказательством правильности этой мысли является и такое соображение. В 1-м стихе 3-й главы Евангелия от Матфея говорится (в выражении “в те дни”) о днях, когда Иоанн Креститель “проповедует в пустыне Иудейской”. Согласно традициям еврейского народа, проповедовать мог человек после тридцати лет. Этого срока и должен был придерживаться Иоанн Креститель, так как принадлежал к священническому роду, где чтили и соблюдали традиции. Поскольку Иоанн Креститель был старше Иисуса Христа на пол года (Лук.1:26) и начал проповедовать после тридцатилетнего возраста, то и Иисусу Христу было не менее тридцати лет к этому времени. Поэтому слова “в те дни”, рассказывающие о времени проповеди Иоанна Крестителя, указывают на его возраст и на возраст Спасителя. С позиций возрастного ценза, существовавшего у древних евреев, и разрешавшего проповедовать, можно судить о том, что слова “в те дни” относятся к возрасту после тридцатилетия Иоанна Крестителя и Иисуса Христа, а, следовательно, именно к этому периоду их жизни.
У Евангелиста Луки говорится более точно о времени начала проповеднической деятельности Иоанна Крестителя “В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее” (Лук.3:1).
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что бездоказательные утверждения атеистов, что слова “в те дни” якобы относятся к детству Спасителя, не верны. Так как эти слова относятся не ко времени поселения Святого семейства в Назарете, а к иному, более позднему периоду жизни Иисуса Христа, когда Он в тридцатилетнем возрасте, приняв крещение, начал Свою проповедническую деятельность.
Словосочетание “приходит Иоанн Креститель” вызвали недоумевающие вопросы у некоторых комментаторов о том, откуда он пришел. Согласно преданиям, Иоанн Креститель с юношеских лет готовил себя к проповеднической деятельности. Для этого он уединился в одно из безлюдных мест пустыни Иудейской, где вел жизнь отшельника. Достигнув тридцатилетнего возраста, он ушел из пустынного места в густонаселенную часть пустыни Иудейской, расположенную по берегам реки Иордан.
Имя “Иоанн” по-древнееврейски звучит Иоханан или Иегоханан и обозначает “Бог милостив”. Приставка Иего означает Бог. Слово Креститель буквально означает, “тот, кто погружает”. Матфей не рассказывает биографию Крестителя, потому что Предтеча был известной фигурой у древних евреев, для которых и писалось Евангелие Матфея. Иосиф Флавий о Предтече пишет: “Иоанн, называемый Креститель” (Иудейские древности XVIII). Лука говорит о том, что Иоанн был сыном Захарии, и что ему было слово Божье: “был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии” (Лук.3:2).
Евангелист Иоанн Богослов говорит о том, что Предтеча не был светом, но говорил о Свете. “Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете” (Иоан.1:8). Все Евангелисты говорят о Предтече, как о человеке, посланном Богом. “При первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне” (Лук.3:2). “Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете” (Иоан.1:6-8). “Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Мар.1:2-4). Все Евангелисты говорят о том, что именно о Предтече было сделано предсказание Исаии (Ис.40:3). “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов, как написано в книге слов пророка Исаии, который говорит: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему” (Лук.3:3-4). “Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия” (Иоан.1:23). “Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу” (Матф. 3:3), (Мар.1:2-4).
Слово “проповедует” написано в русском тексте, а в еврейском написано “проповедуя это слово”, обозначает тот факт, что Предтече исполнилось 30 лет. Подтверждением этой мысли является то, что он был выходец из священнического рода, в котором, согласно традиции, мужу праведному разрешалось проповедовать только после тридцатилетнего возраста. “От тридцати лет и выше до пятидесяти лет, всех способных к службе, чтобы отправлять работы в скинии собрания” (Чис.4:3). Слово “проповедует” наряду с указанием на возраст, указывает на то, что Предтеча занимался проповеднической деятельностью. Еврейское слово “проповедовать” обозначает “возвещать, поучать”. В данном случае слово “проповедовать” надо понимать как распространение христианского учения, исходящего из уст Предтечи, Иоанна Крестителя.
На вопрос о том, откуда Предтеча знал учение Христово, которое в мире не было распространено, можно ответить так. Проповедовал он именно учение Христово, потому что был Предтечей Иисуса Христа. А согласно сказаниям, знал он это учение из встреч с Иисусом Христом, которые происходили между Предтечей и Спасителем в молодом возрасте. Ведь уже в двенадцать лет Иисус Христос в Иерусалимском храме поучал книжников. В пользу того, что в детстве и юности Иоанн Креститель и Иисус Христос встречались, сказание говорит о следующих фактах. Поскольку они (Иоанн и Иисус) были родственники, то согласно еврейским обычаям должны были встречаться. Встречи их обуславливались местом жительства не далеко друг от друга. А главное, тем фактом, что они должны были распространить новое религиозно-философское учение – христианство. Поэтому такие встречи были бы уместны и нужны, и вероятнее всего, имели место, что и отражено в сказании. Современное богословие уточняет, что Иоанн Предтеча проповедовал, как и все пророки, по вдохновению свыше, по наитию Божьему.
Словосочетание “в пустыне Иудейской” вызывало у многих комментаторов различные недоумения и споры. Атеисты говорили, например, о том, что бессмысленно проповедовать, то есть возвещать, распространять учение, поучать в пустыне, в которой никого нет, и в которой некому слушать проповедь. Такая точка зрения комментаторов отличается примитивизмом. Поскольку в данном случае в Евангелии говорится не о пустом месте, где никого нет, а о пустыне Иудейской. Словами пустыня Иудейская Евангелист Матфей обозначает часть географической территории древнееврейского государства, которая была густо населена. Пустыня Иудейская, как географически обозначенная территория, была по протяженности самой большой пустыней в Палестине. С севера она ограничивалась пустыней Иерихонской. На востоке – Мертвым морем. На западе – горами Иудеи. А на юге пустынями Син и Едомской.
В древнееврейском государстве жители из-за большого размера пустыни Иудейской условно делили её на ряд мелких пустынь, которые имели свое название. К ним относились пустыни Енгеди или Енгади, Маон, Зиф и Фекойская пустыня. Словосочетание “пустыня Иудейская”, как географическое название, применялось для обозначения территории древнееврейского царства, имеющей население. Поэтому Предтече было кому проповедовать и было кому его слушать. Предтеча проповедовал в той части пустыни Иудейской, которая находилась у Иордана “И сыны [Иофора] Кенеянина, тестя Моисеева, пошли из города Пальм с сынами Иудиными в пустыню Иудину, которая на юг от Арада, и пришли и поселились среди народа” (Суд.1:16). (Иис. Нав.15:1-63). Атеисты ложно высмеивали Иоанна Предтечу за то, что он проповедовал в пустыне, в которой якобы его никто не слушал, так как якобы “пустыня Иудейская” обозначает пустынное место. Побережье Иордана, где проповедовал Иоанн Предтеча, было одним из оживленных мест пустыни Иудейской. И проповедь Предтечи доходила до людей и воспринималась ими. Иоанн Креститель проповедовал именно в пустыне Иудейской, а не в Иерусалиме, и не в Иерусалимском храме, потому что именно в этой местности в основном и должен в дальнейшем проповедовать Иисус Христос. И своей проповедью Предтеча подготавливал людей для восприятия учения Христова. То есть Предтеча проповедовал там, где учение Христово должно быть воспринято простыми людьми, в отличие от столицы, где книжники не воспринимали этого учения.