“Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему” (Матф. 3:5). В 3-й главе 5-м стихе Евангелия от Матфея говорится о том, что после того как Иоанн Креститель начал проповедовать, то к нему приходили Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская. Под Иерусалимом (в этих словах) подразумеваются жители Иерусалима. В разбираемом стихе Иерусалим указан на первом месте, потому что этот город был не только столицей Израильского царства, но и центром религиозной и культурной жизни древних евреев.

Иерусалим (по-еврейски Ерушалаим) в переводе обозначает "основание" или "жилище мира", и представляет собой древнейший и знаменитый город земли обетованной. Иерусалим по-разному именуется в Библии. Это “город великого Царя” (Пс.47:3). “Святой город Иерусалим” (Неем.11:1). Из этого города, по словам пророка Исаии, слово Господне должно распространиться по всей земле. “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис.2:3). “И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима” (Лук.24:47). Иерусалим, как столица царства и как город, в котором находился центральный храм, был очень известен и почитаем у древних евреев. Поэтому они восхваляли и чтили Иерусалим. “Прекрасная возвышенность, радость всей земли гора Сион; на северной стороне ее город великого Царя” (Пс.47:3). (Пс.121).

Первоначально Иерусалим был царским городом иевусян, и имел название Иевус по имени родоначальника иевусеев. “Отсюда предел идет вверх к долине сына Енномова с южной стороны Иевуса, который есть Иерусалим” (Иис.Нав.15:8). Древние евреи утверждали, что Иерусалим священный и древнейший город в мире, и раньше он назывался Салим. В этом городе во времена Авраама был царем и первосвященником Мелхиседек. “Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего, тот, который встретил Авраама и благословил его, возвращающегося после поражения царей” (Евр.7:1). “И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе” (Пс.75:3). При разделе Палестины этот город был отдан колену Вениаминову и находился на самой границе с коленом Иудиным. “Цела, Елеф и Иевус, иначе Иерусалим, Гивеаф и Кириаф: четырнадцать городов с их селами. Вот удел сынов Вениаминовых, по племенам их” (Иис.Нав.18:28). Царь Давид завоевал город Иевус у иевусеев, взял крепость Сион и достроил старый город (2Цар.5:6-9). Таким образом Иерусалим оказался израильским городом. При разделе царства после Соломона Иерусалим стал столицей Иудейского царства и имел почитание среди народа благодаря своему храму. “Если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему” (3Цар.12:27).

Иерусалим в разбираемом 5-м стихе упомянут первым и потому, что согласно пророчеству Исаии именно из этого города слово Господне выйдет и распространится по всему миру. “И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима” (Ис.2:3). Согласно Евангелию от Луки прощение и покаяние будет проповедано во всех народах, начиная с Иерусалима. “И проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима” (Лук.24:47). Во исполнение этого пророчества, в котором выразилась воля Божья, Предтеча и начал проповедовать именно с Иерусалима, города, представляющего собой центр религиозной и культурной жизни Палестины.

Но не только жители Иерусалима, но и жители Иудеи, выходили к Иоанну Крестителю. Иудея или страна (земля) Иудейская в Новом Завете в узком смысле обозначает южную часть Палестины, которой владели цари Иудейские. Иудея находилась к югу от Самарии и Галилеи. Возникло Иудейское царство после отпадения десяти колен Израильских от Ровоама, и состояло из двух колен, Иудина и Вениаминова. По общепринятому исчислению Иудейское царство просуществовало 392 года. Слово Иудея часто употреблялось в смысле самостоятельной географической территории. Именно в этом понятии это слово употребляется Евангелистами. “Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности” (Лук.7:17) “Но сперва жителям Дамаска и Иерусалима, потом всей земле Иудейской и язычникам проповедывал, чтобы они покаялись и обратились к Богу, делая дела, достойные покаяния” (Деян. 26:20). К Иудее вполне подходило название горной страны, так как она была покрыта горными террасами, засаженными виноградом. Пророк Иезекииль дал такую характеристику горных мест: “А вы, горы Израилевы, распустите ветви ваши и будете приносить плоды ваши народу Моему Израилю; ибо они скоро придут” (Иез.36:8).

Помимо Иудеи, к Иоанну Крестителю выходила “и вся окрестность Иорданская”. Издревле место около реки Иордан имело название окрестности Иорданской, о чем и говорится в Библии. “Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская” (Быт.13:10). “Сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина соорудили жертвенник на земле Ханаанской, в окрестностях Иордана, напротив сынов Израилевых” (Иис.Нав.22:11). Под окрестностью Иорданской нужно понимать земли, прилегающие к Иордану, часть Переи, Самарии, Галилеи и Гавлонитиды. Таким образом жители Иерусалима, Иудеи и всей окрестности Иорданской выходили к Иоанну Крестителю.

У многих комментаторов Библии часто возникал вопрос при чтении 5-го стиха о том, как все жители Иерусалима, Иудеи и окрестности Иорданской могли одновременно выходить к Предтече, и где они могли разместиться для того, чтобы послушать его проповедь? Многие комментаторы Библии, не найдя ответа на этот вопрос, часто обходили его молчанием. Зато атеисты так же часто использовали это место для ложного осмеяния Библии и для несправедливых упреков в её якобы несостоятельности. Однако ответ на этот вопрос есть, и он выглядит так. 5-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея начинается словом “тогда”. Это слово указывает на время, упомянутое выше, в предыдущих стихах. То есть в Евангелии рассказывается о событиях, которые произошли тогда, когда Предтеча начал свою проповедническую деятельность, как об этом сказано у Матфея. “В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской” (Матф.3:1). Его проповедническая деятельность примерно длилась около девяти месяцев. На протяжении этого времени Предтеча постепенно проходил по всей земле Иудейской и окрестностям Иорданским. “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Лук.3:3). И при приближении его к той или иной местности, люди (услышав о том, что он приближается или уже пришел) выходили к нему навстречу из своих домов. Слово “выходили” также можно понять в том смысле, что люди выходили к нему не один раз, а делали это многократно. Например, первый раз они слушали его проповедь, шли домой, где обдумывали слова Иоанна Крестителя, а затем приходили опять уже для того, чтобы покаяться и креститься. Были люди, которые крестились сразу после проповеди Иоановой. Слово “выходили” также указывает на продолжительность проповеднической деятельности и длительный период в течении которого приходили к нему люди. Причем в 5-м стихе говорится о том, что люди к Предтече выходили навстречу не сразу все вместе, а именно из тех мест, к которым он постепенно приближался. Поэтому в 5-м стихе и перечислены последовательно три населенных территории, жители которых поочередно имели возможность постепенно, в течении девяти месяцев слушать проповедь и принимать крещение.

В 5-м стихе перед Иудеей и окрестностью Иорданской стоит слово “вся”, которое указывает на то, что большинство жителей этих территорий выходило к Иоанну и слушало проповедь Предтечи. Это слово отсутствует перед Иерусалимом, говоря о том, что надменные жители Иерусалима не все (то есть не подавляющее большинство) выходили к Иоанну Крестителю. Не выходила в основном гордая знать Иерусалима, а выходили чаще бедные слои населения этого города. Таким образом, Матфей словом “вся” показал на отношение к Иоанну Крестителю знати и религиозных вождей, которые были в Иерусалиме, и отношение простого народа, в большей части обитавшего за пределами Иерусалима, в Иудее и окрестности Иорданской.

При чтении 5-го стиха также возникает и такой вопрос, что же заставляло жителей этих мест приходить к Иоанну Крестителю? На этот вопрос дан ответ в 3-й главе в 1 и 2-м стихах Евангелия от Матфея, где говорится, что Предтеча “проповедует в пустыне Иудейской и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное” (Матф.3:1-2). То есть евреев заставляла выходить к Предтече его проповедь. Иосиф Флавий о проповеди Иоанна в своей книге “Иудейские древности” писал так: “Народ, восхищенный его проповедью, стекался к нему в великом множестве ... И что власть этого мужа была так велика над иудеями, что они готовы были сделать по его совету всё, и что сам Ирод царь боялся этой власти великого учителя”.

Почему же так глубоко тронула евреев, и обратила на себя внимание проповедь Иоанна Крестителя? Потому, что эта проповедь была о самых важных понятиях древнееврейской религиозной философии. В первую очередь о приближении Царства Небесного. Понятие Царства Небесного было одним из основных понятий еврейской религии и философии, которое было хорошо знакомо древним евреям. С этим понятием евреи связывали исполнение обещаний Бога о жизни их нации. Иоанн Креститель со своей проповедью о приближении Царства Небесного появился в обстановке возрастающего угнетения еврейского народа как со стороны завоевателей-римлян, унижавших национальные чувства евреев, так и со стороны еврейского духовенства, которое искажало учение Божие. Поэтому проповедь Иоанна Крестителя в сложившихся условиях была подобна кличу пробуждения от духовного сна. Евреи со словами о приближении Царства Небесного связывали исполнение Божественных обетований (обещаний) об улучшении жизни еврейского народа. “Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные” (Быт.28:13-14). Поэтому евреи проповедь Иоанна Крестителя восприняли, как начало осуществления обещаний Божиих, по которым должна была улучшиться их жизнь. То есть как начало осуществления своих надежд на лучшую жизнь. Обетования Божии некоторые евреи понимали неверно в том смысле, что придет к ним Мессия, Царь, Который освободит их от гнёта римлян и завоюет для них весь мир, и они, как богоизбранный народ, будут править над миром со своим Царем и жить в богатстве и роскоши.

Однако вопреки ожиданиям древних евреев, проповедь Предтечи была посвящена достижению не земных благ, а Царства Небесного. Но не все древние евреи это понимали. Зато слова Иоанна Крестителя воспринимались евреями как указание на решительный переворот, который должен произойти в жизни их народа. Итак, к Иоанну Крестителю люди приходили потому, что его проповедь была посвящена очень важным, животрепещущим вопросам их религии и философии. В проповеди Иоанна Крестителя говорилось о приближении Царства Небесного и о том, как в него войти через искупление грехов, покаянием и крещением. А также о приходе Мессии Спасителя. И о том, как надо встретить Его и приготовить путь Господу, и о том, как можно достичь спасения. через принятие и воплощение в свою жизнь учения Христова. Ответы на эти вопросы очень волновали тех евреев, которые были истинно верующими людьми и которые не найдя ответов у книжников, шли слушать Предтечу.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.