Продолжая обращаться к фарисеям и саддукеям, которые сделали вид что пришли к нему креститься, и распознав их не только по их особым одеждам, и поняв их помыслы, Иоанн Креститель сказал им “сотворите же достойный плод покаяния” (Матф.3:8). Эти слова нужно понимать следующим образом. Иоанн Креститель призывает обличаемых не показным благочестием и словами, а искренним покаянием и делами добрыми доказать свою любовь к Богу и людям. В данном случае произвести покаяние нужно для того, чтобы искупить ранее сделанные грехи и раскаяться в прежней греховной жизни. А уже затем сотворить плод, достойный искреннего покаяния. То есть совершать добрые поступки. Под плодом Иоанн Креститель подразумевает не слова о покаянии, а искренние добрые поступки, подтверждающие на деле слова об истинном покаянии. Иными словами под плодом подразумевается поступок, подтверждающий на практике, в жизни раскаявшихся людей их искреннее раскаяние и соблюдение Законов Божиих. И если дела искренне раскаявшегося человека будут добрыми, то эти дела и будут плодом (то есть результатом) достойным истинного и искреннего покаяния.

На первый взгляд столь ясные слова 8-го стиха вызвали различные толкования пояснителей. “В славянском переводе этот стих звучит буквально так: “сотворите убо плод достойно покаяния”. Опираясь на дословный текст этого стиха, некоторые толкователи заявляют о том, что речь в нём идет не о покаянии, а о плоде покаяния – добрых делах. Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние” (А.П. Лопухин, “Толковая Библия”, указанное издание, том 9, стр.59). Вдумываясь в смысл пояснений Лопухина можно сделать выводы, что фарисеи сперва без покаяния должны начать делать добрые дела, а потом уже после совершения добрых дел, доказав добрыми делами, что они достойны покаяния, будут каяться. Такое пояснение неверно по следующим причинам. Согласно Законам Божьим, по которым функционирует человеческая психика и подтвержденным наукой психологией (изучающей психические процессы и поведенческие реакции человека), не поступки предшествуют помыслам, а помыслы предшествуют поступкам. Поэтому человек совершает тот или иной поступок как следствие своих помыслов, рассуждений, умозаключений. Поэтому человек первоначально должен осознать грехи, совершенные им ранее, раскаяться в своей душе и мыслях в их совершении. И как искупление грехов, на деле начать совершать добрые дела, которыми он доказывает, что изменил свое мышление и поведение, и оставил греховный образ жизни. И добрыми делами на практике подтверждает свою любовь к Богу и людям, а также искренность своего покаяния.

Фарисеи и саддукеи в порыве показного благочестия очень часто красиво на словах рассуждали о покаянии, но в жизни не делали поступков, достойных своих пламенных речей. Зная это, Иоанн Креститель советует им сотворить достойный плод покаяния, который на деле соответствовал бы их словам о покаянии. Но для того чтобы искренне сделать добрый поступок, о его полезности мало рассуждать, но нужно перед совершением доброго дела искренне покаяться в своем сердце и мыслях. Поэтому слова 8-го стиха и надо понимать в том смысле, что нужно не только красиво говорить о покаянии, как это делали фарисеи и саддукеи, но и сотворить плод, то есть совершить добрый поступок, достойный фарисейских рассуждений о покаянии. А для этого первоначально нужно покаяться в душе в своих грехах и решить жить праведно. И только затем сотворить достойный плод покаяния в виде доброго поступка. То есть с такой же искренностью, с какой было совершено покаяние, нужно совершать и добрый поступок, достойный (равный) по искренности и силе самому покаянию.


Газета "БЛАГОВЕСТ", май 1999 г.