А в 11-м стихе дается характеристика грядущего Мессии, Который сильнее Предтечи, но идет за Иоанном Крестителем. В 11-м стихе Иоанн Креститель обращается не только к фарисеям и саддукеям, но и ко всему собравшемуся народу: “Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матф. 3:11). То, что в этом стихе Иоанн Креститель обращается ко всем присутствующим, а не только к фарисеям и саддукеям, подтверждает та мысль, что он говорит с теми людьми, которых крестил в воде. А ни фарисеев, ни саддукеев Иоанн Креститель не крестил. Иоанн Креститель крестит водой в покаяние. Многие толкователи не могли вразумительно пояснить этой фразы.
Поскольку у Луки сказано о крещении водою “Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою” (Лук.3:16), то многие толкователи протестантизма, поясняя это место, говорили о важности крещения, как действия, обряда, и ставили его выше покаяния. По разному в протестантизме оценивалась сущность покаяния. Например, баптисты считают, что главное принять крещение осознанно и добровольно. Причем покаяние, связанное с крещение взрослых у баптистов должно быть произведено в виде сиюминутной импровизации, озарившей человека во время крещения. Тот факт, что у Луки (Лук.3:16) не сказано о покаянии во время крещения, было использовано еретиками для отрицания покаяния перед крещением. В раннехристианских общинах крещение называли рождением верующего от “воды и Духа”. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5).
Все христианские конфессии, которые признают крещение, рассматривают обряд крещения как религиозно-духовное возрождение человека. С VIII века в христианстве установилась традиция крестить младенцев. Однако анабаптисты, критикуя католичество, настаивали только на крещении взрослых людей. Католичество вело активную борьбу с еретиками (катарами и вальденсами), отрицавшими крещение. Для этого на IV Лютеранском и Флорентийском соборах были выработаны четкие правила обряда крещения. Согласно учению современной православной церкви крещение означает факт того, что человек уходит от греха и рождается для жизни духовной и безгрешной. То есть крещение – это духовное рождение человека. Итак, как же нужно понимать слова “Я крещу вас в воде в покаяние” (Матф.3:11). “Некоторые полагают, что здесь это выражение означает в состоянии покаяния. Другие “крещу, обязывая вас к покаянию” или “с целью покаяния” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание том9, стр.60).
В разбираемых словах 11-го стиха говорится о том, что Иоанн Креститель крестит водой. В это крещение входит предварительное перед водным крещением покаяние, которое совершил человек, осудив грех, и решив начать жизнь безгрешную. Но Идущий за Иоанном Крестителем будет крестить Духом Святым и огнем. Иоанн Креститель признает свое крещение низшим по сравнению с тем крещением, которое производит Идущий за ним. Крещение, которое приняли люди от Иоанна Крестителя – это доказательство того, что они покаялись и приготовились встретить грядущего за Иоанном Крестителем Мессию, Спасителя. Крещение Иоаново не дает отпущения грехов, но идущий за Предтечей Спаситель имеет власть прощать грехи. И тем людям, которые не только покаялись в своих грехах, но приняли учение грядущего за Предтечей Спасителя и исполняют это учение в своей жизни, Иисус Христос отпустит грехи, и крещением Своим освятит этих людей силой Святого Духа. То есть в разбираемых словах 11-го стиха крещение, совершаемое Иоанном Крестителем, характеризуется следующим образом. Люди, которые под влиянием проповеди Иоанна Крестителя осознавали свою греховность, сперва каялись в своих грехах, и в подтверждение своего покаяния крестились у Иоанна Крестителя, погружаясь в воды Иордана.
Но этот обряд не освобождал их от грехов, а только доказывал их искреннее покаяние, суть которого состояла в том, что покаявшийся человек осуждал свой грех, переставал грешить и желал начать новую жизнь без греха. Для того, чтобы начать новую безгрешную жизнь, нужны были знания о том, как жить, то есть по каким законам строить свою жизнь, по каким морально-нравственным принципам совершать свои поступки. Поэтому люди, совершившие покаяние и крещение, часто спрашивали Предтечу “Что же нам делать?”. Ответ на то, как жить без греха всесторонне и полно давало учение Христово, изложенное Мессией Спасителем, идущим за Предтечей. В 10-м стихе и говорится о том, что Спаситель мира, придя после Предтечи, будет крестить Духом Святым и огнем. Людям, которые не только покаялись, но и приняли учение Христово, живя по Христовым заповедям, Спаситель простит их грехи. То есть Своим Святым крещением освятив таких людей, отпустит им их грехи. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в пламенной и обличительной речи Иоанна Крестителя переданной Евангелистами Матфеем и Лукой содержатся основы христианского учения о покаянии и отпущении грехов.
Многие люди, считающие себя христианами, ошибочно полагают, что достаточно формально покаяться и Господь Бог срау же отпустит любой грех. Людям, совершающим покаяние и ищущим отпущения грехов, всегда нужно помнить слова Предтечи: “Сотворите же достойный плод покаяния”. То есть эти слова говорят о том, что не на словах и не в виде формального обряда нужно делать покаяние, а на деле не допускать греха, живя по заповедям Христовым. Люди, каящиеся формально, не учитывают того, что не всякий верующий в Бога войдет в Царство Небесное, а только тот, кто на деле исполняет Волю Его. Так и не всякий кающийся человек получит прощение грехов, а только тот, кто на деле, а не на словах сотворит достойные плоды покаяния. То есть тот человек, который не просто на словах формально осуждает грех и кается, а тот человек, который после покаяния не делает греха в жизни и живет по учению Христову. Поэтому покаяние людей Иоанн Креститель подтверждает своим крещением. Но крещение, произведенное Мессией, Предтеча ставит гораздо выше своего, потому что крещение Мессии основано не только на покаянии и осуждении греха, но и на принятии учения Христова и его исполнении в жизни.
О Мессии Иоанн Креститель говорит: “но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его”. Эти слова из 11-го стиха большинство толкователей вообще никак не поясняли. Иные толкователи поясняли очень неясно и недостаточно. Например “но Идущий за мною сильнее меня: настоящее время указывает уже на начало шествия. В собственном смысле требовалось бы будущее: тот, кто придет. Но настоящее сильнее и указывает на высшее достоинство и большую нравственную силу приходящего” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.60).
Такого рода пояснения толкованием стихов не являются, так как не поясняют сути и смысла объясняемого стиха. В толковании нужно указывать не только на то в каком времени употребляется слово, в настоящем или прошедшем, но и пояснять суть и философский смысл этих слов, раскрывать смысловое значение поясняемого стиха, а не указывать на морфологические категории в каких употреблены слова в поясняемом стихе.
Утверждение А.П. Лопухина о том, что эти разбираемые слова из 11-го стиха указывают “на большую нравственную силу приходящего” сомнительно. Нравственная сила Мессии не вызывает никакого сомнения. Но Иоанн Креститель также имел большую нравственную силу. Иначе он не был бы пророком и Предтечей Спасителя. Слова “но Идущий за мною сильнее меня” надо понимать не в том смысле, что Иоанн Креститель отличался более низкой нравственностью чем Иисус Христос, а в том смысле, что Иисус Христос в отличии от Иоанна Крестителя (который был пророком, но человеком) был Богом, Вторым Лицом Троицы, и естественно как Господь Бог, имел в отличии от людей, даже пророков, целый ряд отличительных черт. Например, Мессия имел власть прощать грехи, лечить, воскрешать (чего не делал Предтеча). Поэтому в разбираемых словах прежде всего указывается на разницу между пророком-человеком и Богом-человеком, а не на то, в каком времени, настоящем или будущем, находится словосочетание “но Идущий за мною”, как это ошибочно поясняет А.П. Лопухин. И конечно неверным является пояснение о том, что коль словосочетание “но идущий за мною” стоит в настоящем времени, то якобы настоящее время "сильнее, и указывает на высшее достоинство и большую нравственную силу приходящего”.
Слова 11-го стиха “я не достоин понести обувь Его” большинством толкователей также пояснялись очень поверхностно, или вообще не пояснялись. Например, встречалось буквальное пояснение “Я не достоин понести обувь Его: собственно не имею достаточно сил, не способен не считаю себя годным” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.60). У Марка эти слова Предтечи звучат несколько иначе: “я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его” (Мар. 1:7). Для того, чтобы пояснить эти слова, переданные в пересказе Матфея или Марка, нужно знать обычаи, существовавшие в Древнеиудейском государстве. И Матфей, говорящий о том, что Иоанн Креститель “не достоин понести обувь Его”, и Марк, говорящий “я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его”, говорят о работе, выполняемой рабами. Поэтому противоречий между высказываниями Марка и Матфея нет, так как они говорят об обязанности рабов. В Израильском царстве, в Древнем Риме и Греции низшие рабы, не умеющие качественно делать никакой работы, использовались для того, чтобы развязывать ремни на обуви и нести обувь и другие вещи своих господ в баню и прислуживать господину при одевании и купании. Сравнивая себя с самым низким рабом по отношению к Мессии, Иоанн Креститель проявил свое глубокое смирение (через такое сравнение), покорность и преклонение перед Господом нашим, Иисусом Христом. В религиозно-философской литературе того времени до Иоанна Крестителя такое сравнение почти не употреблялось. В последствии это сравнение породило целый ряд крылатых выражений и пословиц типа “я раб твой навек”, обозначающих безоговорочную преданность одного человека другому. В дальнейшем это сравнение Иоанна Крестителя легло в основу широко используемого религиозного выражения “я раб Божий”, часто применяемого многими людьми в разных странах в молитвах. Используя это выражение вслед за Иоанном Крестителем, мы, христиане, в наиболее совершенной, найденной им словесной форме более точно выражаем свои религиозные чувства по отношению к Господу Богу, говоря о своей преданности и покорству Ему. В настоящее время к этому сравнению Иоанна Крестителя добавляется высказывание и об исполнении Божьей воли. И эти высказывания применяются в текстах разных молитв и звучат так “Господи Иисусе Христе, помилуй меня грешного раба Твоего. Да будет на всё не моя, но Твоя воля”.
Дальнейшая часть поясняемых слов из 11-го стиха читается следующим образом: “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Матф. 3:11). Дословно в древнегреческом тексте написано “Он вас будет крестить в Духе Святом и огне”. Понимание этой фразы необходимо связывать с местоимением Он. То есть речь здесь идет о Мессии, идущем за Предтечей. Именно Он приносит Свое учение в мир людей. Учение Спасителя является Святым и Праведным. Поэтому и на Мессии и на учении пребывает Дух Святой. О Духе Святом подробно рассказано в газете “Благовест”, посвященной Благовещенью. Таким образом, если придерживаться буквального древнегреческого текста, то в этой части 11-го стиха говорится о том, что Спаситель будет крестить людей не в реке Иордане (как это делал Иоанн Креститель), а в Духе Святом и огне. Если воспринимать это место иносказательно, то можно понять, что Иисус Христос будет крестить людей в Святом Духе Своего учения. Поскольку сошествие Святого Духа изображается в виде языков огня “И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго” (Деян.2:3-4), то Иоанн Креститель, говоря о крещении Святым Духом и добавляет слово “и огнем”, в виде которого Святой Дух нисходит на человека, который покаялся, принял учение Христово, и грехи которого будут отпущены. Слово Божее тоже называлось огнем. Об этом сказано так: “Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?” (Иер.23:29). Причем поскольку этот огонь Святого Духа, он оказывает преобразующее, просветляющее, очищающее действие и благотворно влияет на душу человека. Именно такое толкование разделял Святой Иоанн Златоуст.
Однако целый ряд комментаторов Библии связывают огонь, упомянутый в 11-м стихе, с огнем неугасимым, упомянутым в 12-м стихе. “Другие думают, что здесь разумеется геенский огонь, основываясь на выражении “огонь неугасимый” 12-го стиха. В этом последнем толковании вводится очевидно страшный элемент” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.61). Однако такое толкование неправильно, потому что два огня в 11-м и 12-м стихах разные по своему проявлению и назначению. Огонь из 11-го стиха используется для доброго дела, для созидательной цели. А именно для крещения как и Дух Святой “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем”. Крещение представляет собой приобщение к учению Христову, отказ от грехов, вступление в новую безгрешную жизнь. Поэтому, как и Дух Святой, используемый для крещения, так и огонь, в зримом виде которого и проявляется Дух Святой, используемый для крещения, оказывает благодатное, благотворное воздействие на человека. А по цели применения такой огонь также используется не для покарания, а для крещения, то есть для доброго, полезного дела, преображающего, а не разрушающего человека и одухотворено действующего на человека.
Указанный в 12-м стихе огонь является огнем карающим. Поэтому он и назван неугасимым. Огонь неугасимый имеется в аду и указывается в Библии как адское пламя, которое уничтожает, выполняя карающую разрушающую функцию. Поэтому становится видно из всего вышесказанного что огонь, упоминающийся в 11-м стихе в виде Святого Духа, и огонь неугасимый, упоминающийся в 12-м стихе, это не одно и то же. Потому что огонь Святого Духа и огонь неугасимый адов имеют разную направленность, отличаются друг от друга различным воздействием. Огонь Святого Духа человека одухотворяет, очищает, просвещает и преобразует. То есть этот огонь имеет Божественное происхождение и Созидательное воздействие. Адский огонь неугасимый является огнем возмездия и уничтожения. Он отличается тем, что приносит муки грешникам и разрушает зло.
Огонь из 11-го стиха это огонь крещения. То есть благодатный огонь приобщения к вероучению Христову и новой безгрешной жизни. Огнем неугасимым, то есть адовым креститься нельзя, так как он не приобщает к безгрешной жизни и не оказывает одухотворяющего воздействия, а приносит муки грешникам и уничтожает грех. Вот эти аргументы в своих бездоказательных рассуждениях не учли толкователи, ошибочно отождествляющие и говорящие об идентичности огня из 11-го и 12-го стихов. Огонь из 11-го стиха используется для крещения, а огонь из 12-го стиха назван неугасимым, то есть адовым и используется для уничтожения соломы. В данном случае греха. Поэтому те толкователи, которые бездоказательно отождествляют два огня из 11-го и 12-го стиха, неправы, потому что нельзя сравнивать между собой огонь Святого Духа, огонь Божьей Благодати, имеющий созидательную цель и животворное преобразующее воздействие, с огнем адовым, неугасимым огнем, несущим муки и страдания грешникам огнем, использующимся для разрушения зла и греха, огнем уничтожения и возмездия. То есть огонь крещения нельзя отождествлять с огнем адовым неугасимым огнем, с огнем кары и уничтожения.
На чем же основывают свое ложное утверждение толкователи, отождествляющие огонь из 11-го и 12-го стихов? Процитируем их мнение. “Речь Иоанна строго обличительная, направленная если не исключительно, то преимущественно против порождений ехидненых. Дальше говорится об очищении гумна и сожжении негодной травы огнем неугасимым. Это показывает, что речь Иоанна не отличалась такою мягкостью как об этом думают” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.61). Сторонники такого толкования используют обличительный характер речи Иоанна для неверного отождествления огня указанного в 11-м и 12-м стихах. Такие пояснители ошибочно считают, что если речь Предтечи имеет обличительный характер, то в ней должен фигурировать только адов карающий огонь, бездоказательно проводя взаимосвязь между обличением и карающим огнем. Такие толкователи забывают о том, что несмотря на обличение присутствующее в речи, обличитель может обличать разными понятиями, используя по смыслу и огонь Небесный и огонь адов, что и содержится в речи Предтечи. С другой стороны эти толкователи неверно объясняют, истолковывают Евангельский текст, искажая его. Суть их искажения состоит в том, что они объясняют стихи 11 и 12 об огне как речь Иоанна Крестителя, пронизанную гневом и адресованную порождениям ехидниным. Напомним слова этих толкователей. “Речь Иоанна строго обличительная, направленная, если не исключительно, то преимущественно против порождений ехидниных. Дальше говорится об очищении гумна и о сожжении негодной травы огнем неугасимым. Это показывает, что речь Иоанна не отличалась такою мягкостью, как об этом думают”.
Ошибка этих толкователей состоит в том, что увидев обличение в стихе о порождениях ехиднины и о сожжении “негодной травы” (хотя в тексте Библии сказано о соломе) эти толкователи решили, что и огонь из 11-го и 12-го стихов под влиянием обличения может быть только истребляющий, то есть адов неугасимый. Таким толкователям можно возразить, что о порождениях ехидниных (которое они связали с обличением в речи Предтечи) говорится в 7-м стихе 3-й главы. А в 11-м стихе обличения нет. Там говорится о том, чем будет крестить Идущий за Предтечей грядущий Спаситель, Духом Святым и огнем. В 12-м стихе присутствует не обличение, а предостережение, и говорится о судьбе не сорной травы, а соломы (сорные травы это не солома, получаемая из стеблей и листьев пшеницы, культурного злака). Солома в отличии от зерен пшеницы будет сожжена огнем неугасимым.
Интересное, но неверное объяснение 11-го стиха дает толкователь А.П. Лопухин (Толковая Библия, указанное издание, том 9, страница 61). “Истина повидимому находится в середине между этими толкованиями. Иоанн говорит совершенно о том же, о чем говорит старец Симеон во время Сретенья Спасителя. “се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий” (Лук.2:34). Как показывает Евангельская история, около Спасителя всегда собирались люди или преданные Ему или Его ненавидящие. Причиною этого преимущественно были Его речи, одних ободрявшие, других обличавшие. Многие Его ненавидящие покрыты вечным позором. Вот эту будущую деятельность Христа и разумеет Иоанн, говоря, что Он будет крестить Духом Святым и огнем”. То есть, по мнению А.П. Лопухина Спаситель Своих сторонников будет крестить Святым Духом, а врагов просто огнем (то есть обличать, критиковать). В другом месте своего пояснения, продолжая эту мысль, Лопухин пишет: “С другой стороны огонь обличений производил то что некоторые из фарисеев уверовали в Христа” (А.П. Лопухин, Толковая Библия, указанное издание, том 9, стр.61). В этом месте своего пояснения Лопухин ясно высказал свою мысль, понимая под огнем в 11-м стихе только обличения. А на самом деле в 11-м стихе говорится о дальнейшей деятельности Спасителя, выраженной не в обличении, а только в виде крещения, то есть в виде действия приобщения к Его учению. Крещением, даже в виде огня, обличать нельзя, потому что крещение это не обличение, а “таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную святую” (Библейская энциклопедия труд и издание архимандрита Никифора, Москва, типография А.И. Снегиревой, 1891, стр.412).
Крещение нужно не для обличения, а для того чтобы люди, соблюдая в своей жизни Законы Божьи, смогли войти в Царство Божие. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Сам Спаситель заповедовал Апостолам крещение не как обличение, а как научение и распространение вероучения Христова. “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Матф.28:19-20). Поэтому понимать под крещением огнем обличение, как это делает Лопухин, поясняя 11-й стих, неправильно. Потому что крещение, как уже говорилось, это не обличение, а приобщение к учению Христову и отказ от грешной жизни. Слово же “огнем” (как уже говорилось в начале пояснения этого стиха) указано в 11-м стихе для того, чтобы зримо выразить в виде языков пламени Дух Святой. Поэтому слово огонь и поставлено рядом со словами о крещении Духом Святым.
Стих 11-й из 3-й главы Матфея о крещении Духом Святым и огнем стал одним из главных догматов вероучения пятидесятников. Этот стих пятидесятники дополняют отрывком из Евангелия Иоанна (3:5-7). "Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше" (Иоан.3:5-7). Пятидесятники утверждают, что человек, родившийся от крещения Духом Святым, наделяется природой Иисуса Христа и Святыми Дарами. Обязательный признак крещения Духом Святым, как считают пятидесятники, это "разговор с Богом" или разговор на иных языках (голоссолария). Идеологи пятидесятников считают, что человек через иноязычие уже в земной жизни общается с Богом.
Однако целый ряд руководителей общин различных деноминаций пятидесятников не настаивают на говорении иными языками. К таким деноминациям например относятся евангельские христиане в Духе Апостольском, а также христиане Апостольской веры и христиане веры Евангельской. Так называемые крайние пятидесятники очень подробно изучали стих (Матф.3:11) и сделали этот стих одним из своих догматов, дав этому стиху своеобразное, но бездоказательное и произвольное толкование. Идеологи крайнего пятидесятничества бездоказательно утверждают, что члены их общины "истинные дети Божьи", как они себя называют, должны пройти три крещения. Первое крещение - водой. Второе - Духом Святым. А третье крещение страданием, что по мнению пятидесятников названо в (Матф.3:11) огнем. Гонения и притеснения их общины они также объясняли как крещение страданиями, то есть огнем.
Однако для объяснения стихов Библии нужно использовать не бездоказательные рассуждения, а опираться только на тексты Святого Письма, из которого вытекает следующая мысль. Дух Святой может нисходить зримо и незримо. В Библии зримое нисхождение Духа Святого представлено в виде языков огня (Деян.2:3-4).
Поэтому, опираясь на Библейский текст, уместней пояснить разбираемый стих тем, что огонь является зримым проявлением Святого Духа, а Иисус Христос будет крестить в огне Святого Духа. Иисус Христос заповедовал все народы крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа (Матф.28:19).