“И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матф.3:17). Этот стих неразрывно связан с предыдущим, так как является его продолжением. Этот стих также имел много противоречивых комментариев и пояснений. “Этот голос слышал и Иисус, и Иоанн. Но к кому он был обращен? Слова “се есть Сын Мой”, помещенные в Евангелии Матфея, доказывают, что они были обращены не к Иисусу Христу, а к третьему лицу, то есть к Иоанну; слова же “Ты Сын Мой”, записанные Евангелистом Марком (Мар.1:11) и Лукою (Лук.3:22), убеждают в том, что голос Бога был обращен непосредственно к Иисусу Христу. Желающие подорвать доверие к Евангелиям усматривают в этом противоречие между Евангелистами” (Б.И. Гладков, “Толкование Евангелия”, указанное издание, стр.91). На самом деле противоречий никаких нет.

Как известно, в четырех Евангелиях каждый автор описывает одни и те же события по-своему. Так например, в Евангелии от Марка говорится: “И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мар.1:10-11). А в Евангелии от Луки эти события подтверждаются. “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лук.3:21-22). В выше приведенных текстах говорится о том, что голос с неба обращен к Иисусу Христу. У этих авторов ясно сказано: “Ты Сын Мой возлюбленный”. В Евангелии от Иоанна не говорится о голосе с небес, но сказано о снисхождении Духа Святого. “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем” (Иоан.1:32). В каноническом древнерусском тексте Евангелия от Матфея сказано: “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матф.3:16-17). В этом Евангелии сказано “и увидел Иоанн”. И далее Евангелист Матфей рассказывает о впечатлении, которое произвел голос с неба на Иоанна Крестителя. Это впечатление основывалось на том, что ранее Предтече было сказано “но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Иоан.1:33). Зная об этом знамении и видя снисхождение Духа Святого в виде голубя на Спасителя, Предтеча впоследствии подтвердил, что Сей (то есть Этот, Он) действительно есть Сын Божий, Мессия, Спаситель мира, о чем и сказано у Евангелиста Матфея. То есть Матфей в своем Евангелии в 17-м стихе 3-й главы выразил впечатление Предтечи, возникшее под влиянием увиденной картины снисхождения Духа Святого в виде голубя на Иисуса Христа. Говоря иными словами, Матфей в 17-м стихе рассказал о том, что Предтеча после увиденного снисхождения Духа Святого на Спасителя, воспринял слова, прозвучавшие с неба, как указание Божье на то, что этот человек (на которого снизошел Дух Святой) и есть возлюбленный Сын Бога. О восприятии гласа с небес Предтечей и написал Матфей.

Как видим, между Евангелиями в описании этого эпизода о гласе с небес противоречий нет. Просто каждый Евангелист описывает этот эпизод по-своему, с добавлением различных деталей, не противореча, а дополняя друг друга. Евангелист Марк говорит о том, что глас с небес был обращен к Спасителю “Ты Сын Мой возлюбленный” (Мар. 1:11). Евангелист Лука, подтверждая этот эпизод в своем пересказе, добавляет, что слова гласа с небес были обращены к Спасителю как одобрение на Его покорство, проявившееся в исполнении заповеди Божьей о всеобщем крещении людей и в ответ на молитву (то есть обращение Спасителя) к Богу-Отцу. “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лук.3:21-22). Евангелист Иоанн рассказывает о том, что Предтеча подтверждал (то есть свидетельствовал) факт того, что видел снисхождение Духа Святого, пребывающего на Спасителе. О восприятии Предтечей гласа с небес и рассказал Матфей в своем Евангелии.

Таким образом, при описании того или иного Евангельского события, представленного в четырех Евангелиях, нужно не искать дословного совпадения в его описании, а и учитывать то обстоятельство, как каждый Евангелист это событие освещает, преподносит и описывает. Ведь Евангелисты сохраняют в своем описании свою индивидуальность и характерные особенности, присущие им, как авторам текстов. Поэтому они описывают одно и то же событие по своему, с сохранением своей лексики, стилистики, деталей и целей описания, при этом дополняя, но не противореча друг другу.

Ещё одно объяснение этого места состоит в следующем. Голос с неба слышали Иисус Христос и Иоанн Креститель. Но каждый из них услышал только то, что надлежало ему услышать. И в этом состоит ещё одно чудо Божие. Спаситель мира услышал в ответ на Свою молитву одобрение Бога-Отца за то, что Мессия, как Сын Человеческий, выполнил последнее указание Божье и совершил крещение, что и было отражено в Евангелиях Марка (Мар.1:10-11) и Луки (Лук.3:21-22). Предтеча в голосе с неба услышал указание на исполнение знамения о том, что “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Иоан.1:33). О том, что Предтеча это и видел, сказано у Иоанна “И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем” (Иоан.1:32). О том, что Предтеча это слышал, потому как он воспринял глас с небес, сказано у Матфея “И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Матф.3:16,17). Поэтому в рассказе о голосе с неба описанном четырьмя Евангелистами противоречий нет.

Слово “се” обозначает “вот”. “Глас с небес” в греческом тексте обозначает “собственно звук”. У евреев слово “глас” обозначается словом “коль” или “бат-коль” и означает голос. Глас с небес в Ветхом Завете означает голос Божий. “Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими” (Пс.28:3). Слово “сей” обозначает “этот, он”. У Евангелистов Марка и Луки выражение “сей” заменяется словом “ты”. “И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мар.1:11). “И Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лук.3:22). В подобных выражениях, употребляемых Евангелистами во время описания Преображения Господня, выражения “ты” везде отсутствует и применяется слово “сей”. “Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте” (Матф.17:5), “И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте” (Лук.9:35), “Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (2Пет.1:17).

Итак, из всего сказанного можно сделать вывод, что в 17-м стихе 3-й главы Евангелия от Матфея говорится о том, что после предыдущих действий обозначенных словом “се” (и выраженных в виде крещения и сошествия Духа Святого) с неба прозвучал глас Божий, который сказал об Иисусе Христе “Это есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение”. Слова “Сын Мой возлюбленный” указывают на то, что Спаситель мира является Сыном Божиим. Слова о благоволении говорят о благой (то есть доброй) воле Бога-Отца, находящейся в Сыне Божьем, и на то, что именно Спаситель мира является носителем Благой Воли Бога-Отца. Таким образом, Бог-Отец Своим голосом, прозвучавшим с небес, указал на Свое благоволение к Сыну Своему возлюбленному. Евангельское событие, связанное с крещением Господним, имеет огромное значение для всего истинно христианского мира также ещё и потому, что оно запечатлевает появление Пресвятой Троицы перед общественным служением Иисуса Христа. Бог-Отец голосом Своим, прозвучавшим с небес, подтвердил Свое Благоволение к Сыну и указал на то, что именно Иисус Христос является Сыном Божиим возлюбленным, и что с Ним благоволение Бога-Отца. Бог-Сын Своим крещением проявил смирение и покорность Воле Божьей и, как Сын Человеческий, исполнил последнюю заповедь Божью о необходимости креститься всем людям. И Своей молитвой после крещения указал на готовность нести через Себя благоволение Божье исполнять в будущем всегда Волю Божью. Бог-Дух Святой проявил Себя нисхождением на Иисуса Христа, осуществив на деле заповедь Божью о том, что Сын человеческий должен иметь духовное рождение от воды и Духа. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Дух Святой также исполнил знамение, данное Иоанну Крестителю о том, что “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым” (Иоан.1:33).

Праздник Крещения Господня отмечается 19 января (6 января по старому стилю). Он относится к двенадцати Великим двунадесятым праздникам и широко и празднично отмечается во всем истинном христианском мире. Этот праздник называется также Богоявлением за то, что перед общественным служением Спасителя Бог явился во всех Своих Ипостасях Пресвятой Троицы.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-декабрь 1999 г.