Значение крещения в жизни человека.

Во времена первых христиан крестились те люди, которые, ознакомившись и приняв учение Христово, решали дальнейшую часть своей жизни жить не как язычники или сторонники иудаизма, которых Иисус Христос обвинил в нарушении Закона Божьего, а идти по жизни вместе с истинным Богом, уйдя от соблазнов и не совершая греха.

По примеру древних христиан современному человеку, желающему креститься, надлежит изучить учение Христово и убедиться в серьезности своего решения идти по жизни с Богом (то есть в своей жизни не отступать от заповедей Божьих и исполнять законы Божии). Только после того, когда решение креститься не будет чисто формальным, а станет являться твердым убеждением и не будет противоречить совести и жизненной философии (идеологическим взглядам) данного человека, он и должен идти ко крещению.

В древнехристианских общинах люди, желающие креститься, заявляли о своем намерении пресвитеру, а в дальнейшем епископу, который и вносил их имена в списки оглашенных. Оглашенными людей, желающих креститься, так называли потому, что их имена оглашались, то есть громогласно объявлялись на молитвенном собрании первых христиан как кандидатов в крещаемые. В послеапостольские времена был разработан катехуменат, представляющий собой установления христианской общины для оглашения и просвещения людей, желающих креститься. Он представлял собой правила, помогающие людям, желающим креститься, перед крещением познать заветы Христовы и научиться воплощать в своей жизни христианские истины. То есть жить по-христиански. Катехуменат основывался на том, чтобы “научить народы” перед тем как “крестить их” (Матф.28:19). Указание на обучение основам христианства усматривалось и в словах Апостола Павла: “наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим” (Гал. 6:6). Эта мысль отражалась и в других местах Библии. (Лук.1:4), (Деян.18:25), (Рим.2:18).

В первой половине II века катехуменат представлял собой довольно развитую систему для крещаемых и включал в себя обучение людей, готовящихся ко крещению, ознакомление с молитвами, теорию и практику поста и воспитание человека для того, чтобы он жил по христианскому образу жизни. Для совершения катехумената из христианской общины выделялся человек, известный добродетельной жизнью, или катехуменат осуществлял сам епископ. Продолжительность катехумената исчислялась разными сроками, от нескольких месяцев (для благочестивых верующих) и до нескольких лет (для людей, подлежащих обучению основам христианского образа жизни). То есть во время катехумената человек, желающий креститься (кандидат для крещения), не только просвещался через познания учения Христова, но и на практике через свои поступки воплощал это учение в свою жизнь.

В древнехристианской общине, как упоминает об этом Ориген, была часть людей просто верующих, не ставших ещё христианами, и были оглашенные, то есть те люди, которые готовились принять крещение и стать христианами. Оглашенных не только воспитывали, но и наблюдали за их образом жизни. Первые христиане с большой осмотрительностью относились к кандидатам для крещения, передавали основы своего учения не всем людям, назвавшимся верующими, а только тем, кто не только на словах, но и на деле мог жить по заповедям Христовым. После того, когда христианство стало господствующей религией и получило во многих странах статус государственного исповедания, многие недостойные люди для получения земных выгод стремились называться христианами, на самом деле таковыми не являясь.

Для того чтобы не допустить в члены церкви недостойных людей отцами церкви были подробно разработаны фундаментальные правила катехумената. Человек, желающий вступить в общину, не только заявлял об этом епископу, но и указывал на известных в общине благочестивых лиц, которые бы могли поручиться за его благонадежность. Был подробно разработан обряд оглашения, к которому допускались люди “готовые душей”. То есть тогда, когда по мнению наставников, желающие креститься прошли через искренние переживания и добродетельные поступки, ими совершенные. Оглашаемый, стоя перед епископом, снимал пояс и верхние одежды, демонстрируя свою покорность и смирение. Босыми ногами становился на власяницу, что символизировало отрешение от мирской гордости и тщеславия. Опущенные вниз руки обозначали отрешение от отца лжи и искушений. Обращенный на восток взор обозначал ожидание открытых ворот рая, откуда были изгнаны после грехопадения прародители. Человек, готовящийся ко крещению, как перед крещением, так и в момент оглашения, обязательно читал формулу отречения, в которой были такие слова: “Отрекаюсь от сатаны, и гордыни его и ангелов его”. Оглашенному давались очень прочные знания об учении Христовом. В книге Н.И. Сагарды переводчика и профессора, изданной в 1907 году под названием “Новооткрытое произведение Святого Иринея Лионского: доказательство Апостольской веры” подробно изложены основы вероучения, которое должен знать каждый член христианской церкви. Обучались этим основам в первую очередь оглашенные люди. Оглашенным давались такие знания как учение о Едином Высочайшем Боге и Его отношении к миру, о Святой и Единой Троице, о создании Богом мира и человека, о совершении грехопадения, о важнейших моментах Священной истории, о древнееврейском учении о Мессии, о предсказании древних пророков о Мессии, о воплощении Сына Божьего в человека, о Его спасительной и искупительной миссии, об учении Христовом, о втором пришествии, о всеобщем воскресении и страшном суде для всех людей. Поскольку на оглашаемого епископ налагал крестное знамение и руки свои с чтением молитвы, то считалось, что оглашаемый принадлежит к церкви, но отличается от “верных христиан”, то есть крещенных людей. По выражению отцов церкви оглашаемый принят в лоно церкви, но ещё не получил духовного рождения, то есть не возрожден духовно от Духа Святого и воды, так как не крещен. Оглашенные имели право присутствовать на богослужении до начала литургии “верных”, то есть крещенных людей. За них возносилась особая “молитва об оглашенных” в которой говорилось о том, чтобы они сподобились принять крещение.

Среди отцов церкви долгое время шел спор о том, сколько должен продолжаться катехуменат. На Эльвирском соборе об этом было принято специальное постановление. Правило 24 этого собора указывало двухлетний срок, если болезнь не вынудит сократить это время. Правило 4-е предписывало трехлетний срок для языческих жрецов. Правило 11 и 73 предписывало пятилетний срок для тех людей, которые ранее были оглашенными, но совершили тяжкий грех. Правило 68-е говорит о ношении чина оглашенных до конца жизни по желанию человека, не готового принять крещение. Для ревностных оглашенных правило 8-е предписывало сокращение срока по усмотрению епископа. Согласно строгим правилам первую ступень оглашения представляли собой люди называемые “слушающими”. Они получали право входить в храм, чтобы слушать Святое Писание и поучения. Во вторую ступень оглашения входили люди, которых называли “припадающие” или “преклоняющие колено”. Они имели право присутствовать на протяжении всей литургии оглашенных. К третей степени оглашенных относились люди, которых называли “требующими”. Это были те оглашенные, которые были готовы принять крещение, так как созрели для этого духовно и доказали добрыми поступками на деле исполнение заповедей Христовых в своей жизни. Само крещение для созревших, то есть для подготовленных оглашенных совершалось очень торжественно и приурочивалось к праздничному дню и проводилось в навечерие Пасхи и Пятидесятницы. Обычно перед началом поста епископ в своей специальной проповеди приглашал подготовленных оглашенных к принятию таинства крещения. Обычно в течение сорока дней (или двух недель) достойные креститься получали завершающую часть обучения. В течение этого времени они изучали с толкованием текст Символа веры, который им преподносили как великую тайну и который они затем читали наизусть перед общиной. Только после этого им сообщались слова молитвы Господней, которую также содержали в глубокой тайне. И текст этой молитвы людьми, готовыми ко крещению, торжественно читался на собрании общины. После крещения оглашенные становились полноправными членами общины.

Однако, начиная с V века наблюдается падение катехумената. Первоначально было сокращено время пребывания в чине оглашенных. Затем праздники Пасхи и Пятидесятницы перестали быть исключительным временем для крещения. Со временем становилось меньше взрослых людей, желающих креститься. С другой стороны, стал широко распространяться обычай крещения детей. Затем видоизменились и действия, связанные с крещением. А затем стал другим и сам обряд крещения. Однако катехуменат оставил заметный след в развитии христианства. Он показал, что одного формального желания креститься мало. Что в древнехристианские времена христиане заботились о просвещении людей, желающих креститься и о том, чтобы в дальнейшем научить их жить по-христиански, с соблюдением заповедей Христовых. Именно для избежания формального крещения и был установлен первыми христианами чин оглашения, состоявший из двух главных периодов. Первый период включал в себя начальное подготовительное обучение в познании основ вероучения Христова и наставление того, как в жизни нужно воплощать христианские истины. И только после того, когда оглашенный своей жизнью на практике доказал то, что он придерживается заповедей Христовых, перед совершением крещения он проходил второй период обучения, специально подготавливающего его ко крещению при помощи сообщения ему Символа веры и молитвы Господней.

Институт катехумената говорит о том, что ранняя христианская церковь, установившая его, стремилась к тому, чтобы человек, просветившись учением Христовым, на деле, в своей жизни показал, что он способен жить по-христиански, с совершением добрых поступков через исполнение заповедей Божиих. Ранние христианские общины заботились о том, чтобы кандидат для крещения совершал добрые поступки, потому что в основе человеческой жизни лежит поступок. Именно поступок, сознательно совершенный, указывает на то, на чьей стороне человек, Добра или зла, и кому он служит своими поступками, Богу или противостоящему. Совершение осознанных поступков не происходит бездумно. Поэтому поступок это и результат раздумий, и проявление жизненной философии, и след в душе человека, возникший от переживаний во время и после совершения поступка. Катехуменат помогал человеку разобраться не только в самом себе, но и укрепить своё желание стать христианином, осознанно прийти к Богу через поступки, подтвердив искренность своей твердой веры в Бога. “Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва” (Иак.2:26).

Главная же задача катехумената состояла в том, чтобы человек, наделенный христианскими знаниями под руководством христианских наставников, сумел научиться жить по христиански, то есть совершать в жизни добрые дела в виде исполнения заповедей Христовых. И только после того, когда душа оглашенного (желающего креститься) человека достаточным количеством добрых дел была очищена от греха, научена противоставлять искушениям терпение и отказ от зла, оглашенный приходил на обряд крещения. То есть после того, когда человек, прошел жизненно важную школу катехумената, он представал перед Богом на обряде крещения. И тогда свершалось чудо и происходило таинство крещения, во время которого человек, добровольно желающий стать христианином и перед этим искренне в поступках своих исполнявший заповеди Божьи, во время обряда крещения начинал чувствовать Бога. Между душей такого человека и Богом устанавливалась тайная, никому не видимая взаимосвязь, так как на человека снисходила благодать Божья, дававшая ему необходимые жизненные силы и помогавшая делать добро и жить праведно. Об этом особом чудесном явлении и говорили первые христиане и называли это состояние таинством. Потому что между душей крещаемого человека и Богом устанавливалась никому невидимая тайная взаимосвязь, представляющая собой Божественную тайну.

Но если человек относится к крещению формально и не соблюдает заповедей Божиих и в жизни не совершает добрых дел в виде соблюдения законов Божиих, то на такого человека снисхождения Благодати Божьей во время крещения не произойдет. Об этом говорят и современные отцы церкви. Так, например, в книге “Памятка приходящему ко крещению” напечатанной по благословению высокопреосвященнейшего Хрисанфа, Архиепископа Вятского и Слободского на странице 1 написано: “Без благодатных сил не может жить ни один член церкви. И они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу”. То есть для того, чтобы получить снисхождения Благодатных сил, человеку мало формального пожелания креститься и механического совершения обряда крещения. Только тогда когда этот обряд крещения станет завершающим звеном в предшествующей ему праведной жизни человека и снизойдет на крещаемого Божья сила.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что крещение в жизни человека играет огромную роль. Оно необходимо и полезно. Акт крещения говорит о том, что человек добровольно становится на сторону Добра, Света и Разума, воплощением чего является Господь Бог, что человек желает жить с Богом в сердце и идти по жизни, исполняя Божьи заповеди. Что он отрекается от сил зла и тьмы, грехов, и готов проявить терпение и противостоять искушениям и соблазнам. Что он отходит от жизни греховной (что символизирует обряд погружения в воду) и рождается для жизни праведной (что символизирует появление (рождение) из воды) рождение от воды и Духа. “Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие” (Иоан.3:5). Но для того чтобы дух человека был закаленным, а человек подготовленным к праведной жизни, первые христиане и установили институт катехумената, который в течение нескольких столетий не только просвещал человека и давал возможность познать христианские истины, но и обучал человека тому, как воплощать их в жизнь через искренние добрые поступки. И только после того, когда человек начал жить по христиански, ведя праведный образ жизни, очистив надлежащими добрыми делами свою душу от предыдущих грехов, такому человеку как завершающий акт, давалось таинство крещения, во время которого душа крещаемого чувствовала контакт с Богом. А на самого человека снисходила Благодать Божья. Такой контакт с Богом для человека просто жизненно необходим, потому что Господь Бог, ниспославший Свою благодать на человека, начинал помогать такому человеку в его жизни. То есть улучшал его жизнь и здоровье, заботился об исполнении благих намерений такого человека, защищал от сил зла и помогал ему жить добродетельно. Такой человек шел по жизни с Божьей помощью и поддержкой. И поэтому был счастлив. В этом сила и значение обряда крещения, обозначающего то, что человек отходит от зла и греха и отныне начинает жить с Богом.

Для того чтобы обеспечить жизнь с Богом и у младенца был введен, а затем широко распространен в христианстве обряд крещения детей. По мнению Святого Григория Богослова, детей следует крестить не ранее, чем с трех лет. То есть тогда, когда они могут давать ответы на вопросы. В православии взрослым человеком, допускаемым ко крещению, считается ребенок с семи лет, так как он уже имеет сформированную психику и способен на осознанные поступки. Детей, которые являются младенцами и не отвечают за свои поступки, тоже крестят. За них перед Богом отвечают крестные родители, называемые восприемниками. Они из вод крещения восприняли духовно рожденного младенца и ответственны за то, чтобы воспитать его в духе благочестивого христианина и наставить на путь истинный. А пока младенец не вырастет до совершения сознательных поступков, он считается духовно родившимся и имеет помощь и защиту Божью и отстранен от сил зла и греха. Восприемники во время крещения за младенцев произносят обеты и исповедание вероучения, тем самым, обязуясь научить младенца, когда он подрастет христианским истинам. Так как на восприемниках лежит огромная ответственность перед Богом, связанная с воспитание младенца, то крестные родители должны знать основы вероучения Христова, не должны быть явными грешниками, иноверцами и монашествующими.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь-декабрь 1999 г.