Интересные сведения о Крещении Господнем.
В честь крещения Иисуса Христа у Иоанна Крестителя в водах реки Иордан в христианстве был установлен праздник под названием Крещение Господне. Этот праздник относится к двунадесятым, то есть к двенадцати великим праздникам и отмечается 19 января (6 января по старому стилю). Другое название этого праздника Богоявление произошло оттого, что во время крещения Иисуса Христа на Него сошел Дух Святой в виде голубя. Таким образом Бог был явлен во всех трех Ипостасях Святой Троицы: в виде Бога-Отца (глас с небес), Бога-Сына (Иисуса Христа) и Бога-Духа Святого (представленного в виде голубя). Евангельские события, ставшие основой этого праздника, описаны в следующих книгах Нового Завета: (Матф.3:13-17), (Мар.1:9-11), (Лук.3:21-22), (Иоан.1:32-34).
Крещение Господне в церковный календарь было введено не ранее II века, так как первоначально оно праздновалось 6 января (по старому стилю) вместе с Рождеством. В древности в навечерие этого праздника и в день самого праздника производили крещение оглашенных. После того, когда в IV веке празднование Рождества Христова были перенесены на 25 декабря (по старому стилю), праздник Крещения Господня продолжали праздновать в прежний день. Поскольку древнеславянский языческий праздник Святки совпадал с христианским праздником Крещения, то в бытовой обрядности праздника Крещения Господня нашли отражение многие святочные языческие обычаи, такие как народные игрища, гуляния, гадания. В этот праздник устраивается водосвятие открытых водоемов. И святую воду, полученную в день этого праздника особенно почитают и используют для освящения домов, подворий, в борьбе со всякой нечистью. В этот праздник на Руси был обычай купаться в проруби после погружения в неё креста.
В других Европейских странах этот праздник проходит без особых отличительных событий. А в Египте после освящения воды в Ниле купают также и домашних животных и окунают даже утварь. Особенно торжественно проходит этот праздник в Палестине. Освящение воды совершается в том месте, где был крещен Спаситель мира. Этот праздник также называется “праздником просвещения или “световым”, потому что после крещения Иисус Христос начал Свою проповедническую деятельность, просвещая людей светом Своего учения.
В иконографии отображение Крещения Господнего окончательно сформировалось к X веку. В последующие времена изображение этого события отличается лишь в деталях. Традиционным стало изображать на переднем плане Иисуса Христа с бородой, длинными волосами, вошедшего в воду по бедра или по колено. Его правая рука застыла в благословении, а левая опущена. Чаще всего на левом берегу изображается Предтеча, одетый в звериную шкуру. В левой руке у него находится посох с крестиком на конце или свиток с его пророчествами. А правую руку он возлагает на голову Спасителя мира. За Предтечей видны его ученики, как правило, на фоне гористого пейзажа. Над головой Спасителя изображают чистое голубое небо, из которого видна благословляющая рука Бога-Отца. С неба на голову Спасителя падает светлый луч, в котором виден белый голубь, обозначающий Духа Святого. В конце V века появляется изображение Ангелов с покровами в руках в качестве восприемников Спасителя. Ангелов обычно изображалось двое на правом берегу реки Иордан. В дальнейшем их количество становится различным. На некоторых изображениях присутствуют люди, готовящиеся ко крещению. На ранних фресках Спаситель представлен безбородым.
Самым древним изображением Крещения Господнего считают фреску в катакомбе Люцины (II век) в Риме на которой Предтеча и Спаситель представлены в виде прекрасных юношей. Один из них стоит в воде и сверху на Него нисходит голубь. А второй, стоящий на берегу и одетый в тунику, подает Ему руку. В дальнейшем чаще всего изображением Крещения Господнего украшают наружные стены бассейнов в баптистериях и стены в крестилках. Наряду с этим, данный сюжет присутствует и на иконах и настенных фресках.