Развитие обряда крещения
С древних времен люди использовали воду для очищения тела. В христианстве обряд крещения используется с учетом Божественного влияния на человека. И подобно тому, как вода очищает человеческую плоть, так и благодать Божья очищает душу человека и удаляет с неё грехи. Таким образом, крещение это не только плотское, но и духовное очищение. Во многих местах Ветхого Завета встречается обряд омовения, символизирующий очищение от греха и преданность Богу. “И сказал Иаков дому своему и всем бывшим с ним: бросьте богов чужих, находящихся у вас, и очиститесь, и перемените одежды ваши” (Быт.35:2). “И сказал Господь Моисею: пойди к народу, [объяви] и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои” (Исх.19:10). “И привел Моисей Аарона и сынов его и омыл их водою” (Лев.8:6). “священный льняной хитон должен надевать он, нижнее платье льняное да будет на теле его, и льняным поясом пусть опоясывается, и льняной кидар надевает: это священные одежды; и пусть омывает он тело свое водою и надевает их” (Лев.16:4). “Если же не вымоет [одежд своих] и не омоет тела своего, то понесет на себе беззаконие свое” (Лев.17:16). “И собрались в Массифу, и черпали воду, и проливали пред Господом, и постились в тот день, говоря: согрешили мы пред Господом. И судил Самуил сынов Израилевых в Массифе” (1Цар.7:6). “Когда Господь омоет скверну дочерей Сиона и очистит кровь Иерусалима из среды его духом суда и духом огня” (Ис.4:4). “И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас” (Иез.36:25). “В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты” (Зах.13:1).
В Новом Завете омовение, погружения человека в воду или обливание и окропление водою человека называлось словом бабтистерия, то есть омовение. В Новозаветные времена осуществлялось “крещение покаяния” (то есть изменение образа мышления и жизни человека) для прощения грехов. Первым применил обряд Христианского крещения Предтеча. “Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои” (Матф.3:5-6). “И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов” (Лук.3:3). Этим крещением был крещен и Спаситель. Затем после таинства крещения Спаситель вступает на путь проповеднической деятельности и, приобретя учеников, крестит через них более чем Предтеча. “Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн” (Иоан.4:1).
После Своего воскресения Спаситель дал Своим ученикам мессионерское поручение о распространении Своего учения и крещении людей. “Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам” (Матф.28:19-20). Апостолы - ученики Спасителя исполняли это повеление. “Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа” (1Пет.3:21).
В Новозаветные времена учениками Спасителя применялся обряд крещения такой же, какой применял и Иоанн Креститель при крещении. В дальнейшем сущность обряда крещения осталась прежней, но внешне обряд крещения изменился. В Новозаветные времена обряд крещения совершался в реках или прудах с применением полного погружения и выхода из воды. В поздние времена для крещения были сооружены специальные бассейны, называемые бабтистериями, которые помещались вначале под открытым небом, а затем в специальных помещениях - крестильнях. В таких бабтистериях крещаемый сходил в бассейн ступенями, чтобы произвести полное погружение тела в воду и совершить омовение.
Затем в Англиканской церкви и других конфессиях обряд полного погружения был заменен кроплением, а самому обряду крещения было придано чисто символическое значение. В первые века существования христианства крещение производилось в большей части над зрелыми людьми. Например, Святые Григорий Богослов, Василий Великий, великомученница Варвара, Константин и Елена и другие люди крестились взрослыми людьми. В VIII веке широко распространился обычай крестить младенцев. Вначале крещение осуществляли миряне, прошедшие аскетическую подготовку, в том числе и женщины (дьякониссы). В дальнейшем совершать крещение имело право только духовенство.
В период борьбы католической церкви с еретиками (катарами, вальденсами) отрицавшими крещение были выработаны словесные и обрядовые формулы крещения, которые были утверждены IV Лютеранским и Флорентийским соборами. Эти одинаковые правила крещения подчеркивали значение церкви в формировании духовного облика человека. А также указывали на необходимость для каждого человека, как говорилось в соборном документе, иметь “возрождение с помощью воды в слове и совершение покаяния в жизнь безгрешную с Богом в душе”.