"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи" (Матф.4:10). Этот стих представляет собой продолжение описания третьего искушения Господнего, начатого в предыдущих стихах, и являет собой ответ Спасителя на предложение искусителя поклониться ему, как Богу.
В Своем ответе Спаситель говорит искусителю "отойди от Меня сатана". То есть уйди от Меня, не будь рядом со Мною. Тут же Спаситель указывает искусителю на то, кто он такой. Что он не Бог, а всего лишь сатана, дух зла. И как бы он дерзко и гордо не хвастался властью, не принадлежащей ему над всем миром, искуситель всё равно не является Богом, а является лукавым духом, (Матф.13:19), сатаной (Матф.4:10), врагом людей (Матф.13:39), князем греховного мира (Иоан.12:31), (Иоан.14:30), (Иоан.16:11), князем бесовским (Матф.9:34), (Матф.12:24), не устоявшим в истине (Иоан.8:44), противником людей (1Петр.5:8), отцом лжи (Иоан.8:44).
Далее в своем ответе Спаситель уточняет, почему не следует поклоняться искусителю. Потому что поклонения заслуживает только Бог. А искуситель не Бог, а дух зла, и следовательно, поклонения не заслуживает. Причем Свои суждения Спаситель основывает на Святом Писании. Ибо написано "Господу Богу твоему поклоняйся", а не духу зла. Поскольку достоин поклонения только Господь Бог, то сатана, как бы не называл себя ложно повелителем вселенной и хозяином славы царств земных, Богом не является. И, следовательно, не заслуживает поклонения. А Бог, в отличие от искусителя, не только заслуживает поклонения, но Богу, по словам Спасителя, нужно служить. То есть жить, соблюдая Законы Божьи, что и представляет собой выполнение Воли Божьей.
Этим ответом Спаситель показал, что только Господь Бог достоин поклонения и служения, так как именно Он истинный Князь мира всего, Творец и Вседержитель (Повелитель) вселенной. Так как именно Бог сильней и выше искусителя, так как именно Бог является истинным Властителем естественного и сверхъестественного мира. Ибо Он спасение и надежда людей, и самая могущественная сила в мире. Так как именно Бог является воплощением Света, Разума и Добра, Он способен помочь людям защититься от зла, дать счастье и здоровье. "Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его" (Исх.15:2). "Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь" (Пс.61:7). В греческом тексте Библии слова Спасителя переданы с большей выразительностью и силой, и обозначают не просто "отойди от Меня", а значат "прочь с Моих глаз".
В славянском переводе текстов Матфея и Луки сказано дословно "иди за Мною сатана". Это место в древнеславянском тексте вызывало огромное количество споров у толкователей Библии. Были толкователи, которые буквально понимали эти слова. Но такое толкование противоречит разбираемым событиям. Видя искусителя, требующего к себе Божьих почестей в виде поклонения, Спаситель требует его ухода, но не того, чтобы он шел сзади. И слова Спасителя, фигурирующие в греческом тексте Библии, более соответствуют поступку Спасителя, требующего того, чтобы искуситель удалился "прочь с Моих глаз". Именно эти слова и подтверждаются описанием Луки, который говорит о том, что "диавол отошел от Него до времени" (Лук.4:13). Но не следовал за Ним, сзади Него.
Однако ученый монах ХII века Ефимия Зегабен дает интересное толкование этих слов славянского текста Библии. Согласно мнению этого монаха, слова древнеславянского текста "иди за Мною" означают " удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидимым" (Ефимия Зегабен, "Толкование Евангелия от Матфея, стр.48). Целый ряд авторитетных ученых отцов церкви, таких как Иустин мученик (пишущий об этом в своей книге "Диалоги", стр.103), Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Феофилакт и другие, хотя и признают этот текст славянского перевода Библии очень древним, однако считают эту фразу неверной вставкой в виде дополнения к основному тексту из Матфея 16:20 и Марка 8:33, сделанного переписчиками. Такие уважаемые ученые отцы церкви, как Игнатий, Ириней, Иероним, Евсевий и другие, в своих пояснениях эту фразу из славянского перевода Библии выпускают. Эта фраза не упоминается в таких главных Евангельских кодексах-списках как Синайский и Ватиканский. Если бы искуситель не был прогнан Спасителем, а следовал за Его спиной, то не было бы написано у Матфея (4:11) "Тогда оставляет Его диавол". Эта же мысль высказана и у Луки "диавол отошел от Него" (Лук.4:13). Так что слова из древнеславянского перевода Евангелий Матфея и Луки "следуй за мною" являются всего лишь ненужной и неуместной вставкой, противоречащей смыслу Евангельского рассказа и возникшей в результате ошибки переписчиков. Поэтому эти слова не стоит принимать к сведению, и они не вошли ни в греческий перевод Евангелий, ни в современный текст Библии, как ошибочные и неуместные.
Однако некоторые толкователи, в том числе и А.П. Лопухин, бездоказательно сравнивают слова Спасителя, обращенные к Петру, и слова, сказанные сатане. "Это предположение подкрепляется тем, что подобные же слова Петру не означают повеления ему отходить от Христа, а только не становиться на Его пути, не препятствовать Его намерениям. Отсюда, если бы такое же повеление было дано диаволу, он не был бы отогнан, или мог или должен был следовать за Христом. Диавол отступил от Христа только до времени. Но весьма невероятно то, что Христос мог дать повеление, чтобы диавол постоянно следовал за ним" (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, стр.73). Сравнение слов Спасителя, обращенных к Петру и сатане, является неуместным, так как эти слова относятся к разным эпизодам Евангелия и сходства между собой не имеют. Об этом и говорит содержание и характер двух эпизодов, в которых фигурирует обращение Спасителя к Петру и искусителю. Утверждение А.П. Лопухина о том, что "диавол отступил от Христа только до времени" не является доказательством того, что Христос приказал диаволу следовать за Ним. Потому что тогда не было бы написано у Матфея " тогда оставляет Его диавол" (Матф.4:11). А у Луки "диавол отошел от Него до времени" (Лук.4:13). Если в словах Матфея ясно сказано, что диавол всё же оставил Спасителя, а не шел у Него за спиной, то Лука говорит о том, что диавол оставил Спасителя до определенного времени. И в данный момент, покинув Иисуса Христа, всё же не шел у Спасителя за спиной.
Слова в виде ответа Спасителя, адресованные искусителю, взяты из Второзакония. "Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись,] и Его именем клянись" (Втор.6:13). В переводе 70-ти толковников эта мысль высказана так: "Господа Бога твоего будешь бояться и Ему одному служить". Древнееврейский текст этого места дословно выглядит так: "Иеговы Элохим (Господа Бога) твоего бойся и Ему служи (то есть будь рабом для него)". В этих словах Спасителя содержится отказ совершить поклонение искусителю. Этот отказ Спаситель подкрепил ссылкой на Библию. В ней говорится о том, что все люди Израиля, в том числе и Сам Иисус Христос, должны поклоняться не искусителю, а только одному Господу Богу, Истинному и Единственному достойному поклонения. В более широком смысле эти слова означают, что не только народ Израиля, но и все люди мира должны поклоняться только Господу Богу, Своему Творцу и Владыке, и только Ему одному служить.
В другом смысле этими словами Спаситель, тем, что адресует их диаволу, указывает на то, что искуситель сам должен поклоняться Богу-Отцу, а не требовать не заслуженного поклонения себе. Поскольку согласно религиозному учению Иисус Христос, как Вторая Ипостась Троицы, по Своей сущности равен Богу-Отцу и Богу-Духу Святому, то эти слова в виде ответа Спасителя имеют и ещё один смысл, состоящий в следующем. Так как Сам Иисус Христос является Богом-Сыном, Второй Ипостасью Троицы, то сатана сам должен поклоняться и служить Богу. В том числе и Иисусу Христу. Но не требовать поклонения от Иисуса Христа себе, искусителю. Эту мысль в мировой экзегетике впервые высказал Блаженный Иероним: "Диавол, говорящий Спасителю: если падши, поклонишься мне, слышит противоположное, что ему самому должно боле поклоняться Ему, как своему Господу и Богу".
Словами "отойди от Меня, сатана" Спаситель показывает Свою Силу и Власть над духом зла, который безоговорочно подчиняется Спасителю. Этими словами Спаситель прогоняет искусителя от Себя, чем и прекращает искушения. То есть этими словами Иисус Христос, подъитоживая все три искушения, показал всему миру, кто вышел победителем в искушениях и чья власть сильнее. Из последующих стихов Матфея (Матф.4:11) и Луки (Лук.4:13) видно, что несмотря на хвастливость и гордыню, не смотря на желание искушать грехами, и несмотря на незаслуженные требования поклоняться ему, искуситель вынужден подчиниться Иисусу Христу и уйти тогда, когда пожелал этого Сам Спаситель.
Слова "отойди от Меня, сатана" также указывают и на порядок искушений, и говорят о том, что именно это искушение и есть третье, последнее. Так как именно этими словами прогоняется искуситель, и Спаситель прекращает искушения. Для людей Спаситель третьим искушением дал великий пример того, как с искушениями и искусителем можно справиться при помощи Слова Божьего, которое при истинном веровании в Бога призывает силу Божью и побеждает любое искушение и отгоняет от человека искусителя. В последнем искушении присутствовала похоть очей и гордость житейская, стремление к греховной славе и роскоши. И был дан яркий и убедительный пример того, как нужно отвечать искусителю на его эти соблазны и искушения.