“Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря” (Матф.5:1-2). Согласно сообщению Луки (Лук.6:12-13) Спаситель всю ночь провел в молитве и только рано утром, увидев народ, Он взошел на гору. Как известно, Спаситель проводил в молитве ночи только перед самыми важными событиями. Молился Спаситель перед Нагорной проповедью потому, что она была очень важным событием, раскрывающим философскую и морально-нравственную суть христианства, так как на эту проповедь собрались представители всех классов еврейского народа.
Как известно Спаситель изложил в Нагорной проповеди основы основ Своего нового учения, которое направлено на улучшение мира и открывает двери к спасению в Царство Божее и помогает жить счастливо. В этой проповеди было сделано систематическое изложение христианского учения, раскрыты девять заповедей блаженства. До и после этой Нагорной проповеди Он рассказывал притчи и давал наставления как жить. До Нагорной проповеди Он подготавливал людей к восприятию Своего нового учения и доказывал, что Он Мессия. А Нагорная проповедь это первая проповедь признанного людьми Мессии и Бога, в которой звучит новое христианское учение. И с этого момента Он начинает проповедовать как признанный людьми Мессия. К Нему на эту проповедь пришли люди, которые, увидев Его чудеса и исцеления, признали Его как Мессию. И эти люди, убежденные Его предварительными исцелениями и проповедями о том, что Он Мессия, убежденные Его проповедями о том, что время пришло для Мессии, слушали Его, поверив в то, что Он истинный Мессия. Поэтому Он и сказал Своим ученикам: “И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали” (Лук.10:23-24). То есть это первая проповедь признанного народом Мессии, ожидавшего от Него, как от Мессии, обещанных поучений как жить.
Очень часто все четыре Евангелиста словом народ обозначали людей из простонародья, не привилегированных людей. Поэтому Спасителя в подавляющем большинстве окружали люди из простонародья. Так сказать народная толпа, которая слышала о славе Его, видела Его чудеса и жаждала Его слов и учения. Увидев народ, Спаситель взошел на гору, так как решил, что пришло время Нагорной проповеди. Взошел Спаситель на гору после того, когда, согласно Евангелию, увидел народ. А увидел Он то, что в толпе простого народа присутствовали представители двенадцати колен Израильских и представители всех прослоек, сословий и социальных групп древнееврейского царства. Тем, что Он взошел на гору, Он показал, что пришло время произнести проповедь.
О том, как называлась эта гора, и где она расположена, ведутся споры и по сей день. “Что касается самого слова “гора” у Матфея, то до настоящего времени все попытки определить её место нахождения можно считать тщетными” (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.79). “Этой горы до сих пор не могла определить никакая география” (Экзегет Вейс) (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.79).
Некоторые толкователи считали, что это была Елеонская гора. “Но этого, говорит Иероним, ни в коем случае не могло быть, потому что в предшествующей и последующей речи указывается на Галилею. Сам Иероним предполагал, что это была гора Фавор “или какая-нибудь другая высокая гора” (А.П. Лопухин. ук. изд., т.9, с.79).
В древних преданиях указывается гора Джебель-Корун-Хоттин. Она находилась в трех часах пути от Капернаума если идти на запад от этого города. “Мнение о том, что это была так называемая “гора блаженства” (современное Курн или Карн Гаттин) следует считать только правдоподобными, но отнюдь не вполне достоверными” (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.79).
“Как уединенное бдение, так и проповедь на горе происходили надо думать на единственном возвышении, известном в настоящее время под названием Курн-Гаттин” (Ф. Фаррар, “Жизнь Иисуса Христа”, с.98). “Евангелисты не называют имени этой горы, но древние предания указывают в данном случае на Джебель-Корун-Хаттин” (А. Дидон, “Иисус Христос”).
Вопреки бездоказательным утверждениям А.П. Лопухина, мнение о том, что Нагорная проповедь состоялась именно на горе Курн-Гаттин, имеет много веских оснований. На западной стороне Генисаретского озера, где находился Капернаум, есть только эта гора. Она находится в трех часах пути от Капернаума. Она возвышается в тех местах над широким плоскогорьем. Гора имеет две вершины, называемые отроги Хаттина. Между ними лежит прекрасная зеленая долина, будто созданная для того, чтобы собрать уединенную толпу слушателей, жаждущих проповеди. Об этой особенности горы и упоминает Лука, сказав, что Спаситель сначала поднялся на гору, а затем спустился в долину с этими отрогами. “И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте” (Лук.6:17). Долина между ними закрыта от ветра с севера и юга. С этой горы открывается чудесный вид на плодородные равнины. Эта гора в данной местности выделяется подобно островку, как раз удачно предназначенному для проповеди и беседы.
Спаситель взошел на гору, потому что согласно древнееврейским традициям все важные сообщения оглашались либо с крыши храма, либо с какой-либо возвышенности. Тем, что Спаситель взошел на гору, Он показал на то, что будет произносить важную речь. Когда Спаситель взошел на гору, Он сел. Обычно право сидеть во время проповеди у древних евреев предоставлялось уважаемым духовным учителям. Тем, что Спаситель перед проповедью сел, Матфей указал на положение Спасителя, как учителя духовного. Спаситель проповедовал и стоя (Иоан.7:37). Христианские проповедники произносили проповедь стоя в тех случаях, когда проповедь была не учительной, а пророческой (Деян.2:14). “Цан указывает, что Спаситель сел потому, что хотел произнести длинную речь” (А.П. Лопухин, ук. изд., т.9, с.80). После того, как Спаситель сел “приступили к Нему ученики Его”. То есть ученики Спасителя вышли из толпы и подошли к Спасителю как можно ближе. Согласно древнееврейским традициям ученики подходили ближе к учителю перед произнесением Им значительной речи, чтобы указать своим поведением на важность слов учителя и чтобы самим воспринять истину вблизи.
Святой Феофилакт говорит о том, что Спаситель говорил не только для учеников, но и для всего собравшегося народа. В этом стихе описан канун великого и центрального события, которым является Нагорная проповедь для всего мира.
В следующем стихе говорится о произнесении самой проповеди. Во 2-м стихе 5-й главы Евангелия Матфея говорится что “И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря”. Используя этот стих, многие критики говорят неверно о том, что речь Спасителя была адресована только Его ученикам “учил их” (Матф 5:2). Однако под учениками Спасителя можно подразумевать не только Апостолов, но и всех тех людей, которые исповедуют Его учение, претворяя его в своей жизни. Поэтому Нагорная проповедь относилась к ученикам Христовым, то есть ко всем людям, нуждающимся в слове Божьем и строящим по нему свою жизнь. Такими людьми в первую очередь и были Апостолы Спасителя, а также все остальные люди, не призванные на Апостольство, но живущие по заповедям Христовым. То есть на деле являющимися Его учениками. Нагорная проповедь была обращена не только ко всем людям, собравшимся её послушать, но и ко всем дальнейшим поколениям христиан, чтобы они стали истинными учениками Христовыми. “Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики” (Иоан.8:31).