Продолжая излагать Нагорную проповедь, Иисус Христос сказал такие слова: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта” (Матф.5:25-26). Как нужно понимать эти слова?
Поясняя это место, Августин Блаженный задает такой вопрос, и сам отвечает на него: “Кто назван здесь соперником? дьявол не может быть соперником, так как мы должны не только не мириться с ним, но и вести непримиримую борьбу в виде совершения добрых дел. Это не может быть Бог, так как тогда бы Он был представлен обвинителем и судьей в одно и то же время”. И затем Августин Блаженный делает вывод. “Соперник - это закон, который мы нарушаем.
Святой Иоанн Златоуст считал, что соперником Иисус Христос назвал обиженного брата, судьей - обычного судью, разбирающего дела людей в этой жизни, а темницей назвал место заключения.
Епископ Михаил пояснил это место так: “Речь Иисуса Христа иносказательная. Образ взят из римского судопроизводства в отношении к заимодавцу и должнику, которое было введено и в Иудею после покорения ея римлянами незадолго до Рождества Христова. По римским законам посредники старались сперва дома примирить заимодавца с должником если первый требовал уплаты долга. Если посредники не успевали в этом, то заимодавец требовал чтобы должник шел с ним к судье. В случае не соглашения должника, заимодавец тащил его туда силою. У судьи уже не было пощады должнику. Его сажали в тюрьму и заимодавец держал его там, доколе должник или родственники не уплачивали долга. Господь представляет человека немиролюбивого и гневающегося на ближнего должником, этого последнего, находящегося с ним уже на пути к судье, который не выпустит виновного из темницы доколе не уплачен будет весь долг” (Толкование Евангелия. Том 1, стр. 97).
Согласно другому толкованию, под соперником понимается обиженный брат или ближний, под судьей понимается Господь Бог. Слова “пока ты ещё на пути с ним” нужно понимать так: пока живы оба, и должник и заимодавец (то есть обидчик и обиженный), они должны примириться, потому что никто не знает часа когда он уйдет из этого мира, а за пределами этой жизни, в ином мире, невозможно уже раскаяние и примирение. Поэтому человек должен спешить примириться с обиженным человеком пока жив, пока “ещё на пути с ним” к вечной жизни. Мириться нужно пока человек не умер и не предстал перед Богом, своим Судьей. Тогда уже невозможно будет примирение, и человек не сможет искупить свой грех, и навеки останется в том месте, где будут находиться осужденные грешники точно так же, как в земной жизни остается в тюрьме должник, не имеющий возможности заплатить свой долг заимодавцу. Под темницей в таком толковании подразумеваются вечные мучения, а слугами называются Ангелы, служащие Господу Богу.
Некоторые толкователи видят в этих словах Иисуса Христа взаимоотношения между заимодавцем и должником, хотя в словах Спасителя не говорится о давании денег в долг, и сказано не о заимодавце, а о сопернике.
Под соперником подразумевается человек, соперничающий, состязающийся в чем либо с другим человеком. А состязаться, значит:
(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. 22-е издание. Москва, издательство “Русский язык”, стр 749).
Из слов Иисуса Христа возникает такая ситуация, в которой представлены два человека, соперничающие друг с другом, то есть старающиеся превзойти друг друга в чем-либо. Естественно это соперничество не было мирным, спортивным состязанием, а являлось непримиримой борьбой между двумя соперниками, иначе бы победивший соперник не вел бы побежденного к судье. Так вот Иисус Христос и советует в той ситуации, когда человек оказался побежденным в сопернической, ожесточенной борьбе, помириться с соперником своим, то есть не усугублять своего положения “пока ты ещё на пути с ним” к судье, то есть пока ещё есть возможность сделать примирение. Мириться надо с соперником своим, потому что человек не должен был враждебно и ожесточенно соперничать ни с кем, а жить согласно законам Божьим в мире с ближними своими. А соперничество если и допускалось в жизни, то должно носить только мирный характер.
И вот теперь, когда человек проиграл враждебное соперничество, он должен как можно скорее помириться с соперником своим, то есть привести свои отношения в мирное положение с ближним (соперником своим), как это и требует закон Божий. Иначе человека, нарушившего закон Божий тем, что он враждебно соперничал (то есть не ради мирного дела, а ради эгоизма и корысти желал превзойти ближнего своего) и не желал помириться с соперником своим (то есть не желал исправить свое нарушение Закона Божьего жить в мире со всеми), ждет большое наказание. А именно, соперник передаст такого человека судье.
Под судьей в данном случае можно подразумевать представителя власти, относящегося к данному человеку со всей строгостью и жестокостью. Судья это лицо, выносящее приговор, то есть обвиняющее человека в чем либо. Судья может символизировать и Божий Закон воздаяния, согласно которому человеку, не желающему улучшить положение примирением, безжалостно и справедливо воздастся за его поступки. Судья же после своего приговора отдаст этого человека слуге. Слуга в этом случае символизирует собой лицо, причиняющее человеку целый ряд трудностей и неприятностей. И в довершение всех мытарств, человека ещё и ввергнут в темницу (символизирующую место мук и страданий) откуда он не выйдет пока не отдаст до последнего кодранта. Кодрант - это мелкая римская монета равная по своему денежному достоинству полушке в царской России или 1/2 копейки. То есть человек не выйдет из темницы, где будет страдать до тех пор, пока не искупит свой грех до самой малой части, которая символически представлена в виде кодранта.
Таким образом, слова Иисуса Христа о примирении с соперником (а не с заимодавцем денег, как полагают некоторые толкователи) нужно понимать следующим образом. Человек, живущий как добропорядочный христианин, не должен отступать от Божьих правил жизни и не должен ни с кем враждебно, ожесточенно, не мирно соперничать. Потому что против отступившегося христианина ополчится все царство зла, естественного и сверхъестественного, ища малейшую причину, чтобы навредить такому человеку, делая все, чтобы враждующий соперник победил такого человека и жестоко с ним расправился, используя для расправы судью, слугу и тюрьму, которые отберут у этого человека всё до последнего кодранта.
Поэтому Спаситель и советует уйти от неприятностей и защититься от зла лишь одним способом, состоящим в том, чтобы вернуться на путь жизни по Божьим законам. То есть помириться с ожесточившимся и враждебным соперником своим, пока ещё есть возможность. Таким примирением человек оградит себя от дальнейших неприятностей и защитит себя от сверхъестественных сил зла тем, что оставив не мирное, а враждебное соперничество, снова станет жить в мире и согласии с ближним по законам Божьим.
Это не значит, что в этих словах Иисус Христос выступает против всех видов соперничества, например против мирных, спортивных состязаний. Нет, Спаситель осуждает только такое соперничество, которое представляет собой острую, жестокую борьбу между конкурентами, заканчивающуюся причинением вреда друг другу в виде суда, тюрьмы и т.п. Наряду с этим толкованием, эти слова Спасителя Нашего, Иисуса Христа, нужно понимать и как предупреждение в том смысле, что каждый человек живет и не знает своего смертного часа. Поэтому человек должен примириться с соперником своим чтобы как добропорядочный христианин жить в мире со всеми ближними на случай своего ухода в другой мир. Апостол Павел советовал примириться обидчику и обиженному говоря: “солнце да не зайдет во гневе вашем” (Еф.4:26).
Поэтому в этих простых и мудрых словах Иисуса Христа содержится призыв к мирной жизни с ближними, уход от соперничества, связанного с острой борьбой между конкурентами и причинением вреда.