Из истории ереси

Об отрицании клятвы

В
нутри христианства существуют малочисленные течения, которые безосновательно отрицают клятву. Рассмотрим их. Одной из первых против клятвы выступила религиозно-политическая партия есеев. Есеи существовали в Палестине от 100 года до Рождества Христова и до разрушения Иерусалима. Они стремились к тщательному исполнению Закона. Очень строго чтили субботу. Большинство есеев отказывалось от брака и не учавствовало в общественной жизни. Селились они в уединенных местах. Жили они в общественных домах и имели общее имущество. Основным их занятием, кроме молитв, было земледелие и ручной труд. Старые и больные члены их организации окружадись заботой и уходом. Есеи часто совершали омовение (крестились). Носили очень простую одежду, довольствовались скромной пищей, не ели масла, употребляли вместо него воду, отказывались участвовать в жертвоприношениях Иерусалимского храма. Однако отсылали свои дары для этого храма.

После того, когда был разрушен Иерусалим, есеи примкнули к христианам. В результате чего возникло новое направление евионитов. Евиониты отличались строгой жизнью и аскетизмом. Можно предположить, что в послании к Колосянам Апостол Павел высказывался против влияния, которое очевидно и было есейским. Есеи не признавали любую клятву, и поэтому Ирод при вступлении в правление Палестиной освободил их от присяги. Но сами есеи при вступлении в свою партию требовали принесения клятвы. Чтобы вступить в общество есеев, необходимо было пройти трехлетнее испытание. А во время принятия в члены общины испытуемый давал "страшную" клятву, обещая прославлять Бога, проявлять справедливость к людям, делать добро, ненавидеть зло, не искажать учения есеев, сохранять в неприкосновенности тексты этого учения.

Отрицали клятву вальденсы, Лондонские бедняки, которые были последователями еретического направления, появившегося в XII веке во Франции в среде крепостных крестьян. Основал эту секту в 1176 году французский купец Пьер Вальдо. Вальденсы выступали с резкой критикой папства и католичества. Вальденсы отвергали право католических структур на собственность и на сбор десятины, выступали против того, что Папа Римский объявлял себя наместником Апостола Петра, отрицали духовенство как сословие. Не признавали вальденсы католические таинства, такие как: почитание креста, поклонение иконам, отвергали догмат о чистилище и т.д. Вальденсы призывали восстановить принципы раннего христианства и жить по его правилам всеобщего равенства между всеми членами общины. Их учение было осуждено в 1215 году на 4-м Латеранском Вселенском соборе. Папа Римский Сикст IV в XV веке организовал против вальденсов крестовый поход. В 1545 году французские войска устроили расправу над этой организацией. Несмотря на преследования, вальденсы сохранились и в XX веке в ряде областей Швейцарии, Франции и Италии.

Квакеры (именующие себя обществом друзей) также не признают никакой клятвы. Это община в Англии, основанная в 1650 году Дж. Фоксом. Их движение возникло в среде городской бедноты как реакция на политику и религию. Они представляют собой радикальное направление в протестантизме. Квакеры решительно отвергают церковную догматику и культ, но признают Библию, как необходимый источник религиозно-философской истины. В этой секте нет сложной, детально разработанной догматики. Квакеры отвергают все таинства, праздники и обряды, в том числе крещение и причастие. В их религиозных суждениях отсутствует какая-либо символика, не допускаются пение и музыка. По воскресеньям на своих собраниях в молитвенных домах они не совершают предварительно подготовленной проповеди, а погруженные в молчание, ждут пока у кого-либо не возникнет потребности что-нибудь сказать. В некоторых случаях собрания квакеров проходят без единого слова. Квакеры решительно отвергают клятву. Однако при вступлении в брак приносят обещание верности в присутствии старейшин. Квакеры отказываются брать в руки оружие, выступают против роскоши, украшений, чинопочитания, не снимаю шляпы ни перед кем и никому не кланяются. В своем поведении они стремятся к простоте, к краткости речи, к ношению скромной одежды. От членов своей секты требуют искренности и правдивости. Квакеры подвергались гонениям в Англии. И после принятия закона о веротерпимости в США, в 1689 году в эту страну переместился центр квакерского движения. В 1917 году был создан "комитет служения американских друзей" под руководством которого велась активная миротворческая деятельность, энергичная борьба против насилия, рабства, смертной казни и антигуманного содержания заключенных. После первой и второй мировой войны антивоенная, филантропическая и миротворческая деятельность квакеров распространилась на многие регионы Африки, Азии, Латинской Америки и Европы.

Не признают клятву анабабтисты, представители радикальных протестантских сект. Это движение возникло в среде городских низов в Швейцарии в период реформации и распространилось в рядом находящиеся страны. Анабабтисты представляли собой главную силу в рядах повстанцев в период крестьянской войны в Германии в 1524 году и во время Мюнстерской комунны в 1534 году. Потерпев поражение, и скрываясь от преследования католической и большинства протестантских церквей, анабабтисты бежали в Англию, Чехию, Голландию. Затем многие из них переселились в Северную Америку. Учение анабабтистов имеет расхождение с традиционным христианством по вопросу воплощения Иисуса Христа. Анабабтисты выступали за коллективное уравнительное землевладение, за упразднение феодальных и церковных привилегий.

Меннониты тоже отрицают клятву. Они были преемниками анабабтистов. Католический священник Менно Симокс, порвав с католицизмом, в 1535 году объединил разрозненных сторонников умеренно настроенных анабабтистов в Нидерландах. Это объединение произошло после разгрома Мюнстерской комуны в 1535 году и положило начало новому религиозному течению. Окончательно учение меннонитов было сформировано в 1632 году на Дартской конференции. Меннониты признают покаяние в грехах, сознательное крещение, хлебопреломление (причащение), омовение ног, отлучение, а также отказываются от воинской службы, присяги и т.д. Себя меннониты называют "общиной святых" и "возрожденных богоизбранников". В 40-50 годах XVI века в Нидерландах усилились гонения на еретиков и меннонитов. Избегая репрессий, меннониты поселились сначала в Польше, а затем в России. Это произошло после указа Екатерины II от 7 сентября 1787 года по которому разрешался ряд социально-экономических привилегий и льгот. Сначала они селились на правом берегу Днепра в районе о.Хортица. После раздела Польши в 1793 году им были предоставлены обширные земли в Таврической губернии около реки Молочные Воды. В 60-х годах XIX века в их среде возник раскол с выделением новой группировки - братских меннонитов. В 1916 году меннониты в России имели свыше миллиона десятин земли. После революции часть меннонитов эмигрировала за границу. В настоящее время в мире существует около полумиллиона меннонитов. Проживают они и в ряде районов СНГ.

Не признают клятву духоборцы - течение в духовном христианстве, полностью порвавшее с православием. В современном религиоведении духовным христианством называется группа дореволюционных сект: молокане, христоверы, иконоборцы, духоборцы. Название секты происходит от того, что её члены величают себя "борцами за дух и истину", за "одухотворение омертвевшей в православии веры". Основы их вероучения излагаются в "Животной книге", которая состоит из псалмов. Эти псалмы заучиваются членами секты с детства. Главное понятие духоборцев "Бог - есть дух, Бог - есть слово, Бог есть человек... Тело наше храм. Дух Божий живет в вас, оживотворяет вас" - так говорится в первом псалме "Животной книги" духоборцев.

Духоборцы отрицают светскую и духовную власть, а русскую православную церковь считают гонителями свободного духа и веры. Начиная со 2-й половины XVIII века секты духоборцев неоднократно подвергались департации, ссылались на принудительные каторжные работы. По указу Александра I все духоборцы были поселены в степные места в Мелитопольском уезде на Молочных водах (речка Молочная). Таким образом, была создана первая колония духоборцев в России. Вскоре после вступления на престол Николай I издал указ, в котором говорилось "кто не желает принять лоно православия и отныне не будет служить в армии, немедля будет сослан в специально отведенное место". По этому приказу духоборцы были переселены в Ахалкалацкий уезд Грузии. И в наше время в тех горных местах Грузии встречаются деревни с русскими названиями Спасовка, Ефремовка, Орловка, Калинино, в которых живут духоборцы.

В 1898 году несколько тысяч духоборцев переселилось в Канаду и создали там свои поселения. Непосредственно помогал им в этом Л.Н.Толстой. На гонорар, полученный за роман “Воскресенье” он нанял два парохода, на которых духоборцы и отплыли из России. В настоящее время часть духоборских общин проживает на Северном Кавказе, в Азербайджане, Ростовской, Тамбовской и Оренбургской областях, а также на Дальнем Востоке, Украине и в Средней Азии. В 1991 году в городе Целина, расположенном в Ростовской области, состоялся съезд духоборцев, на котором была создана их организация под названием "Религиозное объединение духовных борцов Христа - духоборцев СССР". На этом съезде был избран совет из 7 членов, включая председателя, и исполнительный комитет из 3-х человек. Центром этой организации стал город Ростов-на-Дону. После распада СССР эта организация называется "Региональное объединение духоборцев России" и имеет свои центры в Москве и в других городах.

Против клятвы безосновательно выступали не только секты и направления в христианстве, но и отдельные личности. Например, профессор Вагнер, Л.Н.Толстой. В своей книге “В чем моя вера” Л.Н.Толстой бездоказательно пишет “клятва сама по себе кажется не преступною, но от неё подпадают осуждению и поэтому не клянитесь никак”. Несмотря на то, что Иисус Христос нигде не выступает против клятвы вообще, а уточняет чем нельзя клясться “не клянись вовсе: ни небом ... ни землею ...ни Иерусалимом ... ни головою”, Л.Н.Толстой все же без всяких аргументов упраздняет клятву.

В другом месте этой же книги Л.Н.Толстой пишет “не присягай никогда, никому и ни в чем. Всякая присяга вымогается от людей для зла”. Да, есть присяги направленные на зло: в секте сатанистов, в банде разбойников, на исполнение мести и т.д. Но почему же сказав об этом, Л.Н.Толстой забывает о присягах и клятвах направленных на добро. Например, о клятве Гиппократа, оберегающей здоровье людей, о присягах, связанных с сохранением профессиональной тайны в адвокатской и медицинской профессии, о присяге защищать отечество от врагов и т.п. Например клятва Герцена и Огарева, которой они следовали всю жизнь, произнесенная ими в юности на Воробьевых горах для блага народа и процветания отечества, ничего злого в себе не содержала.

Из сказанного видно, что Л.Н.Толстой выбирает и видит в жизни только то, что соответствует его взглядам, то, что ему нравится. Остальное старается не замечать и взяв в пример клятвы, служащие злу, отрицает любые клятвы вообще. В таком случае о какой же правдивости и объективности в данных суждениях Л.Н.Толстого можно говорить?

Отсутствие объективности и аргументов, пространные бездоказательные речи характерны для всех отрицающих клятвоприношение. Будь это рассуждения отдельных личностей, сектантских направлений или еретических группировок. Именно в этом убеждаешься при детальном анализе их воззрений.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август 1997 г.