Философский анализ непротивления злу
с различных точек зрения

Беседа вторая

Ляжет ли вина за поступок?

Если я утихомирю хулигана, или при помощи силы остановлю разбойника, не дав совершить ему зло, ляжет ли на меня, как на христианина, вина за этот поступок? Ответ на этот вопрос искали лучшие умы человечества на протяжении всего развития земной цивилизации. Большинство различных философско-этических и религиозно-нравственных систем мира, например буддизм, даосизм, магометанство, синтаизм, конфуцианство, рассматривая суть этого вопроса, склонялись к тому, что человек все же имеет право при вынужденных обстоятельствах причинить вред злу во имя самозащиты. Рассмотрим этот вопрос с позиций самой распространенной на свете, занимающей первое место в мире по количеству приверженцев и последователей христианской религии.

Итак, если я, спасая ближнего своего от нападения разбойника, вынужден буду причинить какое-либо повреждение разбойнику, или даже убить его, так как не будет другого выхода, ляжет ли на меня вина за этот поступок как на христианина? Поскольку я причиню вред злодею, то безусловно совершу грех, потому что Иисус Христос рекомендовал любить не только друзей, но и врагов. “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас” (Мафт.5:44).

Но одно дело молиться в безопасных условиях о враге и прощать ему его зло, а другое дело, когда возникнет острая ситуация, в которой вопрос идет о жизни и смерти, когда или враг убьет тебя или ты его. Как же нужно поступить в этом случае с позиции христианства?

Истинный христианин должен жить в мире со всеми, не обостряя ни с кем отношений, чтобы не допустить вообще такой острой ситуации. Если позволяют условия, истинный христианин первоначально должен попробовать всевозможные средства для мирного решения проблемы с врагами. Вот примерный список таких защитных средств:

  1. молиться Богу, Богородице и Святым о том, чтобы они помогли уладить конфликт;
  2. в молитве просить чтобы Бог простил имеющиеся у человека грехи;
  3. попробовать наладить отношения с врагом проявлением кротости, покорности, оказанием помощи в добрых делах врага.

И если же христианин исчерпал все возможности и оказался в печальной ситуации защищаться от врага силой, то христианин должен применить самозащиту, даже если причинит врагу вред. Этим поступком христианин не даст себя победить злу, но победит зло, хотя и вынужденным насилием. За что и будет вменен христианину грех в виде совершения насилия. Однако и Сам Иисус Христос для устрашения грешников свил из веревок плеть - орудие насилия, когда был вынужден выгнать торговцев из храма. “И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.” (Иоан.2:15). Поэтому если мной и был причинен вред разбойнику, нужно учитывать то, что это было совершено:

  1. в безвыходной ситуации;
  2. для защиты и спасения себя или моего ближнего, на которого напал разбойник;
  3. для того, чтобы разбойнику не дать совершить грех в виде насилия над беззащитным человеком.

Останавливая разбойника вынужденным насилием и спасая себя и ближнего, я подвергал и свою жизнь опасности, исходящей от разбойника. Но сделал это исключительно ради служения ближним, так как спас невинного человека, подвергающегося нападению, и спас разбойника от совершения греха насилия. Вот эти два добрых дела оправдают мой вынужденный грех, который искренним покаянием в дальнейшем возможно будет искупить. Во всяком случае остановив разбойника силой, я буду менее виновен, чем если бы позволил свершиться злу и дал разбойнику сделать злодеяние, и таким образом позволил разбойнику взять на свою душу грех злодейства, а также разрешил пострадать невинному, подвергающемуся нападению человеку, или пострадал бы сам.

Поскольку я помимо своей воли оказался в безвыходной ситуации и должен выбрать из двух одно решение: 1 или допустить свершения злодейства; 2 или предотвратить зло вынужденным насилием, то как христианин, я должен выбрать наименьшее зло. Выбрав наименьшее зло, я совершу два добрых дела: спасу невинного человека от нападения разбойника; спасу разбойника от греха насилия. Поэтому мой поступок в виде вынужденного насилия, связанного с усмирением разбойника, по христианской этике хоть и будет считаться грехом насилия, но грехом, оправданным безвыходностью обстоятельств и выбором с совершением наименьшего зла. Поэтому такой грех при моем искреннем сожалении о случившемся и чистосердечном покаянии будет мне отпущен и снят с моей души и совести.


Газета "БЛАГОВЕСТ", сентябрь 1997 г.