Анализ взглядов Л.Н.Толстого
о любви к врагам

Ложное понимание заповеди о любви к врагам

Своеобразно интерпретировал слова Иисуса Христа о любви к врагам Л.Н.Толстой в своей книге “В чем моя вера?”. Он пишет “Любить врагов? Это было что-то невозможное. Это было одно из тех прекрасных выражений, на которые нельзя иначе смотреть как на указание недостижимости нравственного идеала. Это было слишком много или ничего. Можно не вредить своему врагу. Но любить нельзя. Не мог Христос предписывать невозможное”. В последней фразе Л.Н.Толстого звучит кощунственное недоверие к святым словам Спасителя. Если утверждения Иисуса Христа расходятся с его (Толстого) собственными взглядами, то Л.Н.Толстой первоначально отвергает их, сказав “не мог Христос предписывать невозможное”. Для того чтобы убрать неугодные ему слова Спасителя, Л.Н.Толстой обвиняет Иисуса Христа в клевете на Закон Божий. Упрекнув Спасителя в том, что Он к заповеди о любви к ближнему самовольно приписал слова о ненависти к врагу, Л.Н.Толстой сказал о Спасителе следующее: “Он как будто клевещет на закон”. Но видя, что неугодные слова Иисуса Христа убрать невозможно, Л.Н.Толстой прибегает к искажению сути, и ложно объясняет слова Спасителя, вкладывая в них совершенно иной смысл.

В своей книге “В чем моя вера?” он ошибочно пишет “слово “враг” употребляется в Евангелиях почти всегда в смысле врагов не личных, но общих, народных”. Любой человек, читавший Евангелия, не согласится с Л.Н.Толстым, так как в Евангелиях речь идет и о врагах личных, и о врагах, представляющих другие народы. Так что этот бездоказательный вывод Л.Н.Толстого неверен и основывается всего навсего на предположении. Дальше Л.Н.Толстой, развивая свою ошибочную мысль, пишет “стоит только понимать слово “враг” в смысле врага народного, и ближнего - в смысле земляка, чтобы затруднения этого вовсе не было”. Дальше Л.Н.Толстой, пытаясь как-то обосновать свои ошибочные выводы, пишет: “И как только я понял эти слова, так тот час устранилось и другое главное затруднение: как понимать слова “любите врагов ваших”. Нельзя любить личных врагов, но людей вражеского народа можно любить точно также, как и своих”.

Заблуждения Л.Н. Толстого убедительно опровергает Сам Иисус Христос Своими словами, которые идут дальше после утверждения “любите врагов ваших”. Этими ниже следующими словами Иисус Христос поясняет Свое указание о любви к врагам и ясно говорит о том, что имеет ввиду не врагов в виде чужого народа, а именно врагов личных. Истинность этой мысли доказывается следующим образом. Если бы Иисус Христос под врагами, которых нужно любить, подразумевал врагов общих, в виде вражеского народа, Он бы не пояснял что нужно благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящих вас, молиться за обижающих и гонящих вас. Потому что как бы один народ враждебно не относился к другому народу, то весь народ в целом не может испытывать ненависти к определенному человеку, выходцу из другого народа. Так как для того чтобы индивидуально кого-то ненавидеть, проклинать, обижать и гнать, нужно лично познакомиться с этим человеком. И после знакомства, за какие-либо качества или поступки, испытать неприязнь, ненависть и подвергнуть проклятию, обиде, гонению человека с которым познакомился. Может быть и так, что люди из двух разных народов после личного знакомства могут полюбить или будут уважать друг друга несмотря на то, что они принадлежат к двум враждующим народам. Ведь по разному могут сложиться отношения между людьми после личной встречи.

Своими дальнейшими словами Иисус Христос ещё более наглядно подтверждает ту мысль, что ведет речь о любви к личным врагам. В Своих дальнейших словах Спаситель противопоставляет любовь к врагам и любовь которая адресована любящим вас, к братьям вашим, к тем кто делает вам добро. При этом Спаситель указывает на то, что вас любят корыстно, взамен, за определенную пользу. Так любят в основном мытари, язычники и грешники. “Ибо если вы будете любить любящих вас ... и если вы приветствуете только братьев ваших ... что особенного делаете” (Матф.5:46-47). “И если делаете добро тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?” (Лук.6:33-34). Как видим Иисус Христос, говоря о том, что нужно любить не только тех кто вас любит и делает вам добро, но и врагов ваших, указывает на личные отношения между людьми, имея ввиду любовь не ко своему или другому народу, а к индивидуальным отдельным людям. Ведь для того чтобы любить любящих тебя, приветствовать братьев своих и делать добро тем, которые тебе делают добро, нужно лично знать людей, которые любят тебя, братьев своих и тех людей, которые делают тебе добро, затем чтобы именно этих, а не других людей любить, приветствовать и отвечать им ответным добром. Любить вас, приветствовать и делать вам добро может не весь народ в целом, а отдельные его представители. Так как во всем народе, представляющем большое сообщество людей, могут найтись люди, которым вы не понравитесь и которые вместо любви будут вас ненавидеть, вместо приветствия проклинать, вместо деланья вам добра вредить вам. Это произойдет потому, что различные люди, составляющие народ (о котором и пишет Л.Н. Толстой), на вас, как на индивидуума, могут реагировать по разному руководствуясь своими вкусами, моралью, характером, привычками. Например, на одного и того же известного артиста группа случайных людей также будет реагировать по разному. Кому-то этот артист понравится, а кому-то нет.

Поэтому, анализируя слова Иисуса Христа о том, что вы любите тех, кто вас любит, приветствуете братьев ваших и делаете добро тем, кто вам делает добро, можно сделать следующий единственно правильный вывод, основанный на логике, разуме и здравом смысле. Спаситель говорит о личных отношениях между людьми, об индивидуальных контактах, но не о любви вашей ко всему какому-либо народу. Эта мысль подтверждается логическим выводом о том, что весь народ (состоящий из разных людей) не может одинаково любить, приветствовать вас и делать вам добро в силу того что у разных людей проявление вкусов и взглядов на вас будут различны. Да и вы, как индивидуум в свою очередь не можете любить, приветствовать и делать добро всему народу сразу. И в словах Иисуса Христа ясно сказано, что вы любите не весь народ, а выбирая тех людей из народа кто вас любит, приветствуете не весь народ, а только братьев своих, делаете добро не всему народу, а только тем отдельным людям кто делал добро вам.

Нужно учитывать и тот факт что Иисус Христос, обращаясь к толпе людей, адресовал Свои заповеди к каждому человеку индивидуально, чтобы каждый человек в отдельности мог использовать наставления Спасителя, применяя их в своей индивидуальной жизни, а не в жизни своего народа в целом.

Из всего вышесказанного сам собой вытекает вывод о том, что Иисус Христос, осуждая любовь человека только к тем отдельным людям, которые этого человека любят, приветствуют и делают этому человеку добро, призывал любить и врагов, которые данного человека проклинают, ненавидят, обижают и гонят. А под врагами Иисус Христос имел ввиду не народ как общность людей, а врагов личных. Это подтверждается тем, что Спаситель рассматривает личные отношения, которые складываются между людьми. И эти отношения складываются опять таки не со всем народом, а с отдельными и разными людьми, которые вас, в одном случае ненавидят, в другом случае проклинают, в третьем случае обижают и гонят.

Как видим после логического и философского анализа слов Иисуса Христа о любви к врагам становится понятно, что безосновательное утверждение Л.Н.Толстого о том, что под врагом нужно подразумевать не личного врага, а какой-либо народ (общность людей), безосновательны и неверны, так как не выдерживают аргументов критики и противоречат текстам Библии.


Газета "БЛАГОВЕСТ", октябрь 1997 г.