В Нагорной проповеди Иисус Христос излагает основные философско-нравственные критерии Своего учения. С момента появления Нагорной проповеди и до наших дней она с не ослабеваемой силой притягивает к себе внимание людей в течение многих веков. В разных странах и в разные столетия о Нагорной проповеди были изданы огромные библиотеки книг. В наше время во всем мире продолжается исследование и толкование Нагорной проповеди философами, учеными, богословами и религиоведами. Изучение и пояснение Нагорной проповеди ведется и на страницах нашей газеты.
Условно Нагорную проповедь можно разделить на несколько частей. В современной теологии говорится о том, что до слов Спасителя о милостыне, в Нагорной проповеди Иисус Христос рассказал своим ученикам и последователям о том, что не нужно и что нужно делать для достижения спасения души, блаженства и Царства Небесного. В последующей части Нагорной проповеди Иисус Христос переходит к объяснению того, как с практической точки зрения нужно жить по Его заветам.
Иисус Христос начал излагать практическое осуществление Своих заповедей потому, что книжники и фарисеи, взявшие на себя функции пояснителей Закона Божьего перед народом, во-первых, сами при своем пояснении искажали суть и смысл заповедей Божиих, а во-вторых, сами на практике грубо нарушали Закон Божий. Сам Иисус Христос всегда придерживался выполнения Закона Божьего и заповедовал его исполнение людям. Книжники и фарисеи, под видом исполнения Закона Божьего, на самом деле стремились к самопрославлению и обогащению.
Вот поэтому Иисус Христос в Нагорной проповеди, после теоретических советов, на практических примерах из жизни стал показывать то, как надо осуществлять Его заповеди. Фарисеи и книжники, ложно исполняя Закон Божий, стремились получить небесное благословение и сохранить за собой земные почести, власть и богатство, как награду, данную им за показную добродетель. Иисус Христос показал разницу между истинным духом Закона Божьего и схоластичным и ложным его пониманием сектой фарисеев. Иисус Христос порицал их показную святость и их стяжательство, стремление к самообогащению, их жадность и эгоизм. Иисус Христос указывал на то, что искаженное исполнение Закона Божьего Господь не принимает и не дает за это Своей награды.
Для того, чтобы показать истинное исполнение Закона Божьего в практической жизни, Иисус Христос в последующей части Нагорной проповеди сказал: “Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного” (Матф.6:1). Как нужно понимать эти слова?
Этими словами Иисус Христос говорит не о том, чтобы человек творил милостыню, спрятавшись от людей. Нельзя в этих словах усматривать и запрет давать милостыню в окружении посторонних. Если бы Иисус Христос призывал к творению милостыни скрытно от людей, то Спаситель в той же Нагорной проповеди не изрекал бы таких слов: “Да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного” (Матф.5:16). Как видим из вышеприведенных слов, Иисус Христос наоборот призывает к тому, чтобы Его последователи, истинные христиане, не таясь от людей, творили свои добрые дела и чтобы все остальные люди, видя эти добрые дела, прославляли Отца их Небесного.
В другом месте Нагорной проповеди Иисус Христос провозглашает: “просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отворачивайся” (Матф.5:42). Естественно когда человек, творящий милостыню, будет давать деньги просящему у него и хотящему у него занять, то не будет прятать от них своего лица. А будет совершать свою милостыню не тайно, а открыто перед просящими и хотящими у него занять денег людьми. Как же в таком случае увязать слова Иисуса Христа “не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас” с вышеприведенными словами Спасителя об открытом совершении милостыни? Может сложиться впечатление, что слова Спасителя о совершении добра перед людьми “чтобы они видели ваши добрые дела” и слова “не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас” противоречат друг другу. Ведь в одной фразе призывается творить добро открыто перед людьми, а во второй фразе наоборот говорится о том, что нельзя творить добро в виде милостыни открыто перед людьми.
Естественно, никакого противоречия между приведенными словами Спасителя нет. Просто нужно правильно понимать слова Иисуса Христа о том, что “не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас”. В этих словах Иисус Христос говорит не о запрете прилюдно давать милостыню, не об обстановке, в которой она дается, а о цели и намерении, с которой совершается подача милостыни.
В древнееврейском государстве книжники и фарисеи всячески показывали перед народом свою набожность, благочестие и святость, свое рьяное, точное соблюдение Закона Божьего. Для этой цели книжники и фарисеи активно демонстрировали перед людьми свое, как они считали, усердное служение Богу также и тем, что с показной щедростью и благотворительностью на виду посторонних людей раздавали милостыню нищим. Этим поступком книжники и фарисеи демонстрировали свою ложную добродетель и благотворительность, потому что делали раздачу милостыни не ради искреннего служения Богу, а с целью прославиться, привлечь к себе внимание своей показной святостью и добродетелью, и получить от людей за это похвалы, а также надеялись получить вознаграждение от Бога - Отца Небесного. Порицая такое эгоистическое служение Богу, такое корыстное совершение добра в виде подачи милостыни, Иисус Христос говорит о том, что за милостыню, розданную ради славы и похвалы, с целью показной святости “не будет вам награды от Отца вашего Небесного”.
Таким образом, в словах Иисуса Христа о том, что не нужно творить милостыни перед людьми, чтобы они видели вас, речь идет не о скрытой подаче милостыни, а о том, с какими намерениями и целями эта милостыня совершается. Если человек творит милостыню из лучших побуждений души, из сострадания и любви к ближнему, искренне и чистосердечно, то он может совершать свою милостыню принародно, при посторонних людях. Эта мысль и подтверждается выше приведенными словами Иисуса Христа о том, что “да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного”.
Милостыня, совершаемая во имя похвалы в виде не искренней, показной добродетели, ради эгоистических целей и самопрославления, Иисусом Христом порицается. Потому что совершение милостыни ради корыстных целей, ради стяжания славы, получения награды, ради прославления себя как благотворителя, есть эгоистическое дело, на совершение которого человека толкнула не искренняя любовь к ближнему, милосердие или сострадание, а расчет, эгоизм и корысть, получаемые от совершения такого поступка. Поэтому такой поступок, как совершение милостыни с корыстной целью, добрым делом считаться не может и не будет Богом вменен человеку в качестве праведного поступка.
В этих словах Иисус Христос осуждает и лжеблаготворителей, которые подают свою милостыню только в многолюдных местах, на собраниях, на улицах, в синагогах. Эти люди подают милостыню так, чтобы обязательно обратить на себя внимание. Такие люди, как правило, далеки от христианской добродетели. Они ненавидят ближних, отличаются жадностью и коварством, стремятся к самообогащению и наживе. А раздача милостыни является для них спектаклем, который они разыгрывают перед людьми, чтобы показать свою ложную благотворительность и для того, чтобы получать похвалы и прославления. И такие люди, притворившись щедрыми, не получат награды от Бога.
Из слов Иисуса Христа вытекает мудрая мысль о назначении благотворительности, которая должна быть основана не на ложном демонстрировании добродетели, ради похвалы и прославлений, а на бескорыстии, сострадании, милосердии и любви к ближнему. Поэтому разбираемые и анализируемые слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом: смотрите не творите милости вашей (то есть не совершайте доброго дела) с показной благотворительностью перед людьми (чтобы обратить на себя внимание людей), чтобы люди видели вас (а увидев восхитились вами и прославляли вас). Иначе не будет вам награды (за вашу ложную показную благотворительность) от Отца вашего Небесного (то есть от Господа Бога).