Продолжая изложение Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: “Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою” (Матф.6:2). Как нужно понимать эти слова?

Слово “итак” говорит о том, что разбираемые слова связаны с предыдущим высказыванием Спасителя и подводят этому высказыванию итог. Но в этих словах Иисус Христос не только подытоживает сказанное Им ранее, но и обогащает Cвою мысль о милостыне новыми понятиями. Поэтому слова о милостыне, сказанные во 2-м стихе 6-й главы от Матфея, не являются повторением первого стиха этой главы, так как во втором стихе говорится о целом ряде новых понятий.

В первом стихе указанной главы Иисус Христос осудил человека, творящего милостыню напоказ перед людьми, сказав при этом, что милостыня, совершенная не из искренних чувств, а на показ, для того чтобы окружающие люди видели показную щедрость и хвалили за неё, не достойна награды Отца Небесного. Как видим, в 1-м стихе Иисус Христос осудил человека славолюбивого, стремящегося к похвалам и прославлению, совершающего добро не искренне, а с эгоистической целью. Во 2-м стихе этой главы Иисус Христос говорит о человеке с ещё большей гордыней и тщеславием.

Дело в том, что среди книжников и фарисеев встречались такие люди, которые, стремясь к похвалам и прославлению, пытались представить себя как благотворителей, щедрых и бескорыстных людей. Такие лжеблаготворители в многолюдные места с большим стечением народа, например в синагоги или на улицы, заранее рассылали слуг с оповещением о предстоящей раздаче милостыни, то есть трубили перед собой о своем благодеянии. Затем эти лжеблаготворители привселюдно раздавали милостыню, чтобы обратить на свой поступок внимание толпы.

Естественно такая раздача милостыни не была продиктована бескорыстными чувствами любви к ближнему, а являлась проявлением тщеславия и эгоизма. Именно такую, крайнюю форму себялюбия и славолюбия и осуждает Иисус Христос, называя таких лжеблаготворителей лицемерами. Лицемерами эти люди названы потому, что спекулируют на самых святых христианских чувствах, притворяясь праведниками, делающими в виде милостыни добро ближнему. На самом же деле эти лжеблаготворители ненавидели ближних, так как любили только себя, что доказывается их эгоистическим поступком, связанным с предварительным оповещением о раздаче милостыни прилюдно. И как показывает жизненная практика, чаще всего такие люди беззастенчиво обирают ближних своих. А от избытка награбленных богатств они выделяют небольшую часть на показную благотворительность.

Такие люди, совершая милостыню, делают это не из любви к ближнему, а для того, чтобы прикрыть грязь своей души с одной стороны, и для того чтобы потешить свое честолюбие похвалами и прославлением их ложной щедрости, с другой стороны. Осуждая таких людей, Иисус Христос говорит о том, что они получают награду свою. Под наградой таким людям Спаситель имеет ввиду карающее воздаяние, наказывающее лжеблаготворителей за их эгоизм, лицемерие и тщеславие.


Газета "БЛАГОВЕСТ", ноябрь 1997 г.