Продолжая излагать свои мысли о милостыне, Иисус Христос в Нагорной проповеди провозгласил: “Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:4). Как нужно понимать эти слова?

В этих словах Иисус Христос призывает к тайному творению милостыни потому, чтобы показать главную роль в совершении добра (в виде делания милостыни) не человека, а Бога. Человек, творящий милостыню, должен не выпячивать себя на первый план, как лицо делающее добрый поступок (в виде творения милостыни), а должен помнить следующие истины:

  1. сам по себе человек ничего сделать не может так как слаб и бессилен, как перед естественным, так и сверхъестественным злом;
  2. и только благодаря помощи Божьей, человеку дарована жизнь и возможность совершать милостыню;
  3. человек совершает милостыню не для того, чтобы прославлять себя и возгордиться, а для того чтобы прославлять Бога, давшего человеку возможность совершать милостыню;
  4. совершая добрые дела, человек не делает ничего особенного, так как исполняет лишь свои обязанности христианина по деланию добра и по соблюдению Законов Божьих.

Совершать милостыню тайно нужно для того, чтобы люди увидели сделанное доброе дело и не видели исполнителя этого дела. Тогда люди подивятся не только доброму делу, но и скромности добродетеля (человека сделавшего добро). И поскольку человек, сотворивший добро и проявивший при этом скромность, делает и живет так, потому что является христианином, то люди и прославят Истинного Бога, чьи философско-нравственные принципы настолько совершенны и высоки, что предписывают его последователям не только делать добро, но и воздерживаться от получения похвалы и прославления за этот достойный поступок.

Совершать милостыню тайно нужно также и потому, что такой поступок вырабатывает в душе человека чисто христианские качества, такие как бескорыстие, смирение, любовь к ближнему, милосердие, удержание себя от гордыни, избежание похвал со стороны людей за совершение добра и самовосхвалений, недопущение корыстолюбия. А вышеперечисленные христианские качества облагораживают душу, украшают и улучшают жизнь человека, так как приводят наши сердца в более тесное общение с Богом.

Бог пребывает в душе человека в той степени, в какой душа признает Бога и верит в Него, то есть отдана Богу. Поэтому в душе человека, в которой пребывает Бог, не нужны похвалы людские. Так как наивысшей наградой человеку за его добрые дела будет внимание и забота Божия, потому что Бог заботится о людях, соблюдающих заповеди Его. “И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним” (1Иоан.3:22). “Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек” (Пс.124:1).

Иисус Христос в Своих наставлениях о милостыне указывает на то, что лучшим способом подачи милостыни является тайное творение милостыни, для того, чтобы люди восхваляли не человека, сделавшего милость ближнему, а Бога, создавшего данному человеку все условия для деланья милостыни. Потому что именно Бог и является первопричиной различных разновидностей добра и истинным настоящим источником всякой милостыни. А человек является всего лишь орудием, при помощи которого осуществляется милостыня, сотворить которую возможно только по воле Божьей, а не человеческой.

Иисус Христос говорит также и о том, что человеку, сделавшему доброе дело в виде милостыни, не нужно афишировать свой добрый поступок. А сделать его тайно, нужно также и потому, что человеку добродетельному не нужно прославление и награда за его добрый поступок от людей. Так как прославит и наградит добродетеля Сам Господь лучше, чем это смогут сделать люди. Потому человек и должен творить свое доброе дело втайне. “И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”. Эти слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. Человек, делающий добро другим людям, становится сопричастным добру так как соприкасается с ним.

Человек, подающий милостыню другим людям, сам получит милость от Бога по закону воздаяния Божьего и как награду за исполнение Законов Божьих. Так и берега реки за то, что они служат руслом, никогда не остаются в убытке за свои труды. Потому что за то, что берега формируют это русло, они получают стократную благодарность от реки. Потоки чистой прохладной речной воды в поощрение берегам за их доброе дело дают им плодородный ил, поят и омывают землю берегов, как бы в награду за их труд по формированию и поддержанию форм и контуров речного русла. Прибрежная трава, напоённая свежей прохладной водой, отличается яркой зеленью, сочной окраской, а деревья пышной листвой. Цветы на прибрежных лугах поражают своим разнообразием, обилием, красотой и яркостью красок. И даже когда в засушливое лето жгучее солнце выжигает на лугах растительность, зеленая полоска травы у самой воды, указывая на путь быстрой речки, обрамляет её свежей, не вянущей и густой зеленью в награду за то, что вода реки дает траве жизнь и в засушливое время.

Так и человек, получив от Бога возможность делать добро (в том числе подавать милостыню), должен стать берегами и руслом реки, по которому распространяется благодать Божия в виде совершения добрых безвозмездных поступков, направленных к своим ближним. Именно о бескорыстной помощи, не ради прославления, а ради сострадания и милосердия к ближним, и говорит пророк Исаия. “Раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет... И будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою... И ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякнут” (Ис.58:7-11).

И пусть не беспокоит человека тот факт, что он сможет оказать маленькую милостыню ближнему своему. Доброе дело, выполненное с искренностью, кротостью и милосердием, даже незначительное по размеру, всегда высоко ценится Богом, так как является доказательством нашего единения с Богом и исполнением Его заповедей. Маленькое благодеяние, совершенное искренне, также является самоотверженным поступком, и подобно небольшому раскрывшемуся цветку, распространяет вокруг себя благоуханный аромат Божьей благодати, и приносит, согласно закону воздаяния Божьего, добрые плоды.

Поэтому совершение милости в тайне имеет большое и благотворное влияние на нашу жизнь. Это происходит потому, что Господь благодетелям, которые бескорыстно и мудро употребляли Его дары для служения людям, дает ещё больше новых даров Своей благодати. А также потому, что люди, которые совершают и развивают в себе христианский характер путем делания добра, сами пожинают в будущем плоды добра. Так как Господь с благоволением взирает на тех, кто исполняет Его заповеди и помогает таким людям в их жизни. “Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его” (Притч.19:17).


Газета "БЛАГОВЕСТ", ноябрь 1997 г.