Выводы в результате философско-логического анализа слов Иисуса Христа о творении милостыни

В Нагорной проповеди существует четыре высказывания Иисуса Христа о совершении человеком милостыни. В этих высказываниях Иисус Христос поучает людей о том, как нужно подавать милостыню и чего нужно не допускать при этом. Все четыре высказывания являются характеристикой отдельных случаев, связанных с подачей милостыни и представляют собой логически взаимосвязанную систему поучений, удерживающих человека от ошибок при творении милостыни.

Два первых высказывания посвящены порицанию тщеславия и эгоизма, как побудительных мотивов подачи милостыни. В этих высказываниях разоблачается и порицается человек лжеблаготворитель, который творит милостыню корыстно, для достижения прославления и похвал. Однако эти два высказывания не являются повторением одной и той же мысли, а фактически дополняют друг друга различными понятиями.

В первом изречении Спасителя о милостыне говорится о том, чтобы не творить милостыню напоказ “пред людьми с тем, чтобы они видели вас”. То есть Спаситель призывает не раздавать милостыню с лжеблаготворительной целью, на глазах у людей, с намерением вызывания похвал и привлечения к себе внимания. Спаситель предостерегает от проявления гордыни и эгоизма, и такого порока как тщеславие. Иисус Христос призывает в этих словах к творению милостыни по искренним побуждениям, ради любви, милосердия и сострадания к ближнему.

Совершение добра в виде подачи милостыни, сделанное из эгоистических целей, во имя прославления и похвал, Иисусом Христом порицается. За добро, сделанное ради самопрославления, человеку не будет награды от Отца Небесного, Бога. Потому что поступок подачи милостыни совершен не бескорыстно, а ради тщеславных и эгоистичных целей.

Проанализировав первое высказывание Спасителя о творении милостыни, можно сделать из вышесказанного следующий вывод. И как уже говорилось, в первом высказывании Спасителя о творении милостыни порицается раздача милостыни напоказ, совершаемая только на глазах людей, для того, чтобы видя раздачу милостыни, люди прославляли лжеблаготворителя. Разоблачая лжеблаготворителя, и порицая показное творение милостыни ради тщеславия, Спаситель говорит о том, что лжеблаготворитель за свой поступок ложного добра не получит от Господа Бога награды небесной, потому что произвел совершение милостыни вопреки Закону Божьему, то есть не из за любви и милосердия к ближнему а во имя проявления эгоистических чувств, направленных на достижение прославления и похвал.

Во втором Своем изречении о творении милостыни Иисус Христос, подводя итог первому высказыванию и дополняя его новой мыслью, говорит “итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою”. В этом высказывании Иисус Христос применяет образное, иносказательное выражение о том, что человек трубит перед собою. Трубить, значит при помощи громких звуков, издающих музыкальным инструментом, трубой, привлекать к себе всеобщее внимание. В данном случае при совершении милостыни. Если в первом высказывании о творении милостыни Иисус Христос порицает лжеблаготворителей, раздающих милостыню напоказ только в присутствии людей и ради тщеславия и прославления, то во втором Своем высказывании о милостыне Спаситель порицает более ярко выраженную форму тщеславия и эгоизма. В этом случае лжеблаготворители не просто раздали милостыню прилюдно, в многолюдных местах, на улицах, площадях и в синагогах, а выслали слуг со специальным предварительным оповещением о раздаче милостыни. То есть трубили о своем благодеянии перед людьми, с целью соискания похвал и восхвалений. Таких людей Иисус Христос называет лицемерами, потому что эти люди пытались представить себя в обществе в виде набожных благодетельных людей. На самом деле эти люди творили добро в виде раздачи милостыни с эгоистическими, тщеславными намерениями только для того, чтобы потешить свое славолюбие и добиться прославления.

Лицемерами лжеблаготворители названы также и потому, что вместо искренней любви к ближнему, лежащей в основе творения милостыни, они на самом деле ненавидят ближних и используют их для своего прославления. За совершение лицемерной подачи милостыни с эгоистическими целями эти люди получат от Господа Бога награду свою в виде карающего воздаяния, как за греховный поступок.

Неразрывная взаимосвязь с одной стороны, дополнение новыми понятиями и их уточнение с другой стороны, проявляется в первом и втором высказывании Иисуса Христа о творении милостыни в вопросе награды от Отца Небесного. В первом высказывании Иисус Христос говорит о том, что за творение милостыни напоказ, перед людьми, не будет награды от Отца Небесного так как раздача милостыни из эгоистических, корыстных и тщеславных целей не вменяется Богом человеку в добродетель. Во втором своем высказывании о творении милостыни Иисус Христос говорит о том, что за лицемерное совершение милостыни человек будет наказан как за греховный поступок. Наказание и будет его наградой. И в том что такое наказание неотвратимо, Иисус Христос заверяет людей говоря “истинно говорю вам они уже получают награду свою”.

Своими первыми двумя высказываниями о творении милостыни Иисус Христос порицает лжеблаготворителя, совершающего милостыню ради эгоистических и тщеславных намерений. Причем в первом и во втором Своем высказывании о творении милостыни Иисус Христос показывает две разных формы проявления лжеблаготворителя. Первая форма лжеблагодеяний проявляется в том, что лжеблаготворитель раздает милостыню перед людьми, делая это напоказ, ради достижения прославления. Вторая форма лжеблагодеяний является более изощренной и усугублена тем, что лжеблагодетель трубит перед собою, то есть оповещает через слуг, людей о предварительной раздаче милостыни, чтобы удовлетворить свои тщеславные чувства. Первым и вторым своим изречением о творении милостыни Иисус Христос осуждает совершение милостыни в лицемерной форме. Порицает тщеславие и эгоизм, ложное исполнение Закона Божьего, когда искренность, милосердие, сострадание и любовь к ближнему заменены лицемерным творением милостыни ради достижения тщеславно-эгоистических целей.

В третьем изречении о творении милостыни Иисус Христос говорит об ещё одной новой ситуации и рассказывает, как нужно в ней поступать. Как уже говорилось, в странах Востока, в том числе в древнееврейском государстве, поступки человека делились на левые и правые. Правыми поступками считались честные хорошие действия. Левые поступки обозначали лукавые окольные пути, ведущие к достижению корыстной цели. Правая рука обозначала праведные честные дела, совершаемые человеком, левая рука символизировала лукавые поступки, направленные в обход справедливости и совести.

Согласно представлениям древних евреев, правая сторона, в том числе и правая рука человека символизирует благородную часть человеческой натуры, в которой обитают возвышенные мысли и желания. В своем третьем изречении о творении милостыни Иисус Христос призывает к тому, чтобы человек совершал милостыню только правой рукой, то есть честно и добросовестно. Причем левая рука не должна знать о подаче милостыни. В данном случае эта рука символизирует и левую сторону духовного мира человека, в котором таятся низменные чувства человеческой натуры. Поэтому не знать о творении милостыни (то есть о совершении доброго поступка) левая рука должна потому, чтобы в левой части духовной человеческой природы (которую в данном случае символизирует левая рука) не проснулась гордыня, не возникли греховные мысли о самопрославлении.

Как видим, в третьем Своем изречении о творении милости Иисус Христос языком иносказаний описывает такую ситуацию, в которой человек из-за того, что творит милостыню, может возгордиться и впасть в грех самовосхваления. Поэтому Иисус Христос дает совет о том, чтобы левая рука не знала о подаче милости. “пусть левая рука твоя не знает, что делает правая”.

Как уже упоминалось об этом, такой совет дается потому, что в данном случае левая рука символизирует собой левую часть духовного мира человека, в котором обитают низменные чувства и мысли, под влиянием которых человек может впасть в грех гордыни и самопрославления.

Своим третьим изречением о творении милостыни Иисус Христос призывает людей к проявлению скромности при подаче милостыни, к подавлению гордости, тщеславия и самовосхваления. В третьем изречении Иисус Христос рекомендует людям проявлять бескорыстие, искренность и чистоту чувств при совершении милостыни и подавлять свои низменные инстинкты, связанные с гордостью, самопрославлением и тщеславием.

В четвертом Своем изречении о творении милостыни Иисус Христос описывает ещё одну ситуацию, в которой может оказаться человек, разъясняя при этом как в этом случае нужно наилучшим образом поступить. В четвертом своем изречении о творении милостыни Спаситель говорит: “Чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно”.

Иисус Христос считает наилучшим способом творения милостыни тайное совершение милостыни. Как уже говорилось, правильность этой мысли обосновывается тем, что при тайном совершении милостыни человек проявляет свою скромность. И делая добро тайно, указывает этим самым на то, что главным источником совершения добра является Господь Бог, создавший человеку все условия для творения милостыни. А сам человек это всего лишь орудие осуществления добра.

В своем четвертом изречении о тайном творении милостыни Иисус Христос говорит о том, что не нужно человеку за совершение доброго поступка (в данном случае за совершение милостыни) добиваться награды от людей. Потому что Господь Бог, “видящий тайное, воздаст тебе явно”. А награда Господа, даваемая человеку за его добрый поступок, многократно превосходит любую человеческую награду. Так как благотворительному человеку Господь “воздаст ему за благодеяние его” (Притч.17:19).

Четвертым изречением о творении милостыни Иисус Христос призывает к выработке чисто христианских черт человеческого характера: к проявлению скромности, к не ожиданию награды за добро, к бескорыстному совершению милостыни, к избежанию гордости, тщеславия и восхвалений. То есть в четвертом Своем изречении о творении милостыни Иисус Христос дает указание о том, каким наилучшим способом надлежит совершать милостыню. Спаситель рекомендует совершать милостыню тайно, чтобы человек, которому совершена милость, мог восхвалять не человека добродетеля, а Господа Бога, позволившего добродетелю совершить эту милость.

Такой способ творения милостыни в виде тайного её совершения, является чисто христианским по своей сути и духу, так как основан на проявлении скромности человека, сделавшего милость, что говорит о его бескорыстии и искренности, и о его отказе от восхвалений за добрый поступок. Так поступали и старцы-подвижники, которые оставили людям свои книги и рассуждения о Боге и жизни, пронизанные Божественной мудростью, и отказавшись от восхвалений за свои работы, печатали их без указания свои имен, с одним лишь упоминанием “Работы безымянных старцев”.

Все четыре изречения Иисуса Христа о творении милостыни представляют собой цельную и взаимосвязанную единую логическую систему, в которой все изречения дополняют друг друга. Во всех четырех изречения описаны различные ситуации по совершению милостыни с разной степенью сложности. Причем сложность ситуации от первого изречения к четвертому возрастает. Иисус Христос от первого изречения к четвертому как бы ведет человека ступеньками добра, поднимая сознание человека на более высокий уровень христианской нравственности.

Так например в первом изречении Спасителя говорится о той ситуации, когда не надо совершать милостыню напоказ на глазах у людей для того, чтобы добиваться восхвалений. Чтобы выполнить этот завет Спасителя тщеславному человеку будет трудно обуздать свое славолюбие. Ещё более трудно будет обуздать свое тщеславие человеку, любящему восхваления настолько сильно, что он о раздаче милостыни оповещает заранее, то есть трубит об этом событии. Поэтому во втором своем изречении Иисус Христос касается более сложной ситуации, порицает людей с более ярко выраженным ненасытным стремлением к прославлению. Таких людей Спаситель называет лицемерами, потому что эти люди раздают милостыню не искренне, а с корыстной целью для достижения славолюбия и тщеславия.

В этих двух изречениях Иисуса Христа о творении милостыни говорится и о награде Отца Небесного. Уточняется то, что за раздачу милостыни, совершенную ради эгоизма и тщеславия, награды не будет, так как это не искренний и нечестный поступок. Более того, за такой поступок ложной набожности и лицемерия, совершенный с тщеславной целью, человек будет ещё и наказан Богом как за грех.

Если первые два изречения Иисуса Христа о творении милостыни посвящены порицанию людей, совершающих милостыню для прославления и тщеславия, являющихся ложными благодетелями, то в остальных изречениях Иисуса Христа о творении милостыни рассматриваются уже иные две ситуации.

Так в третьем изречении о творении милостыни Иисус Христос говорит о ситуации более сложной в плане понимания. В третьем Своем изречении о творении милостыни Иисус Христос изъясняется языком иносказания, говоря о том, что только правая рука должна творить милостыню, а левая рука не должна знать об этом. Образно Иисус Христос говорит о том, чтобы левая низменная несовершенная часть духовной природы человека, символом чего и является левая рука, не знала о творении милостыни. Такое незнание нужно для того, чтобы левая, порочная часть человеческой духовной природы не проявляла гордости за то, что человек совершает добро в виде творения милостыни. В третьем Своем изречении о творении милостыни Иисус Христос языком иносказаний призывает человека к проявлению честности и искренности при раздаче милостыни. К подавлению таких порочных чувств как гордость и самовосхваление, эгоизм. Для человека, имеющего эти пороки души, также будет трудно исполнить этот завет Спасителя.

И наконец в Своем четвертом изречении о творении милостыни Иисус Христос говорит о том, что нужно совершать милостыню тайно. В этом изречении Спаситель указывает на чисто христианский подход в совершении добра, когда милостыня творится бескорыстно, без расчета на похвалу. И человек-добродетель, проявляя чисто христианскую скромность, даже не указывает своего имени, чтобы его не восхваляли люди за совершение милостыни. А прославляли Господа Бога, давшего человеку возможность творить милостыню. В четвертом изречении о творении милостыни также указано на то, что человек не должен получать награду за добро от людей. Поэтому он и должен делать милостыню в тайне. А наградит человека за добрые дела Господь Бог, Который видя тайное, воздаст явно добродетелю.

Все четыре изречения Иисуса Христа в Нагорной проповеди о совершении милостыни направлены против лицемерного фарисейского служения Богу, против фальшивой показной набожности и ложного благочестия фарисеев. Это и есть лучший способ милоститворения. Этим примером Спаситель и завершает Свои рассуждения о творении милостыни, указав на то, что тайная подача милостыни является лучшим, предпочтительным вариантом. Все четыре изречения Иисуса Христа о творении милостыни призывают творить добро, в данном случае в виде совершения милостыни, искренне и бескорыстно, без эгоистических и тщеславных помыслов, честно, по совести служа Богу и людям.


Газета "БЛАГОВЕСТ", ноябрь 1997 г.