Подача милостыни - нравственная обязанность истинного христианина
Человек должен проявлять милосердие, оказывать милость и подавать милостыню ближнему своему. Все это человеку было предписано ещё Ветхим Заветом, рассказанным еврейскому народу пророком Моисеем. Согласно Ветхому Завету человек не должен отворачиваться от нищих, так как отказ в просьбах нищих считался великим грехом. К нищим нельзя было проявлять жадность и нельзя было сожалеть об отданном подаянии, но следовало подавать им согласно их нуждам, то есть удовлетворять необходимые их потребности.
“Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается; берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: “приближается седьмой год, год прощения”, и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему; и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех; дай ему [и взаймы дай ему, сколько он просит и сколько ему нужно], и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей” (Втор.15:7-11).
Согласно Ветхозаветному закону, нищие оберегались Богом от унижений и надругательств. В древнееврейском государстве считалось, что если человек обижает нищего, значит он обижает Бога. Презирать нищего считалось грехом. А за злорадство над нищим было обещано наказание Божие.
“Бедный ненавидим бывает даже близким своим, а у богатого много друзей. Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен” (Притч.14:20-21).
“Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].” (Притч.17:5).
Во времена земной жизни Иисуса Христа наблюдался сильный упадок благосостояния народа. Поэтому прошение милостыни нищими, особенно на улицах Иерусалима, распространено было очень широко. Вследствие политических и экономических причин в те времена раздача милостыни сделалась обыкновенным делом, ставшим почти необходимой обязанностью для состоятельных евреев.
Однако нищие существовали не только в период земной жизни Иисуса Христа, но и намного раньше. Из Ветхого Завета видно, что древним евреям предписывалось терпимое, гуманное отношение к нищим. Согласно Закону Моисея, помощь нищим считалась полезным богоугодным делом. “Не сожми руки твоей пред нищим братом твоим” (Втор. 15,7).
В Новом Завете также предписывается в виде богоугодного дела творение милостыни. В качестве примера этой добродетели в Деяниях Апостолов указывается человек по имени Корнилий, который был сотником из полка, называемого Италийским. О нем, как о примере для подражания в его праведной жизни пишется так: “Благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу” (Деян.10:2).
В тексте Нового Завета при описании добродетельных людей указывается на то, что одним из добрых дел и является творение милостыни. “В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: “серна”; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь” (Деян.9:36).
Согласно религиозно-нравственным представлениям истинных христиан, милостыня не отделима от поста и молитвы, и тесно связана с образом жизни христианина. Сам Иисус Христос поощрял творение милостыни и говорил о том, что за этот поступок люди будут помилованы. “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Матф. 5,7).
Святой Иоанн Златоуст говорил о том, что если человек не совершает милостыни и не проявляет заботу о бедных, то такой человек не достигнет спасения. Святой Василий Великий настоятельно советовал помогать ближним и заботиться о нищих. Этот Святой говорит о том, что если человек имеет два плаща и две пары обуви, и не делится с соседом, у которого ничего нет, то такой богатый человек является просто вором. Эту мысль Святого Василия Великого нужно понимать в том смысле, что все земные богатства людей являются достоянием не человека, а Бога. “Господня земля и что наполняет её, вселенная и все живущее в ней” (Пс.23:1) есть собственность Божья. А люди всего лишь являются хранителями Божьей собственности, и поэтому должны делиться между собой дарами Господа Бога.
Давая ближнему блага, которые дал нам Господь, мы этим действием будем совершать благочестивый поступок, так как в этом мире нет ничего у нас своего, а все есть достояние Божие. “Великое приобретение – быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него” (1Тим.6:6-7).
Согласно философско-нравственным представлениям христиан, скупому богачу трудно достичь спасения своей души и попасть в Царство Божие. “Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу” (Лук.18:24-27).
Богачу трудно попасть в Царство Божие по нескольким причинам.
Поэтому всем людям, в том числе и богатым, рекомендуется вести благочестивый образ жизни. Жить так, чтобы богатство не затмевало их разум, и исполнять заповеди Божии, проявляя любовь к Богу и к ближнему. “Ты же, человек Божий, убегай сего, а преуспевай в правде, в благочестии, вере, любви, терпении, кротости. Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание” (1Тим.6:11-12).