Продолжая пояснять Свое учение в Нагорной проповеди, Иисус Христос провозгласил: “И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.” (Матф.6:5). Как нужно понимать эти слова Спасителя?

Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать, что в древнееврейском государстве у книжников и фарисеев существовали определенные часы, строго отведенные для молитвы. И если во время этих часов книжники или фарисеи находились в многолюдном месте “в синагогах и на углах улиц”, на базарах или площадях, то они останавливались и среди суетящейся вокруг них толпы людей, чаще всего громко, начинали выкрикивать или выразительно, как актеры, читать заученные тексты своих молитв.

Люди, находящиеся рядом с книжниками и фарисеями, и видевшие усердное творение молитвы, относились к молящимся с благочестием и выказывали им свое почтение за их ревностное служение Богу. На самом деле очень часто книжники и фарисеи специально посещали многолюдные места и там творили свои молитвы, чтобы получить похвалу и одобрение от окружающих их людей.

Вот такого рода творение молитвы, сделанное не искренне, а для самопрославления и похвал, беспощадно порицал Иисус Христос. А книжников и фарисеев за их показную набожность, за их ложное благочестие Спаситель осуждающе называл лицемерами.

Как видим, в данном конкретном случае Иисус Христос осуждал не коллективное моление, не молитвы в публичных местах, произведенные на глазах других людей, а лицемерное творение молитвы, осуществляемое “чтобы показаться перед людьми”. То есть Спаситель осуждал человека, объятого гордыней и славолюбием, который специально показывался перед людьми (приходил в многолюдные места) и там творил (совершал) свою молитву не искренне, а напоказ, ради получения прославления и похвал.

Таких людей Иисус Христос назвал лицемерами потому, что они совершали молитву не для обращения к Богу, а ради того, чтобы привлечь к себе внимание посторонних людей и чтобы достичь восхвалений.

Такие люди во время своей показной молитвы не думали о Боге, а старались выглядеть благочестивыми, набожными людьми, лицемерно спекулируя религиозными чувствами толпы. Не искреннее совершение молитвы, сделанное специально в многолюдных местах, демонстративно, напоказ, использование творения молитв для самопрославления и приобретения похвал, показная набожность и ложное благочестие – все это является проявлением таких греховных чувств как гордыня, славолюбие, тщеславие и высокомерие.

За грех гордыни, за лицемерное совершение (актерское исполнение) и кощунственное использование молитв, за спекуляцию религиозными чувствами и надругательство над ними, лицемеры - книжники и фарисеи - “уже получают награду свою” - говорит Иисус Христос. В данном случае под наградой нужно понимать справедливое наказание лицемеров за их греховные поступки. Об этом ясно сказано в Библии такими словами: “какою мерою мерите, такою и вам будут мерить” (Матф.7:2). В другом месте Библии говорится о справедливом воздаянии за дела людей: “воздам каждому из вас по делам вашим” (Откр.2:23).

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что разбираемые слова Иисуса Христа нужно понимать следующим образом. “И когда молишься (то есть через молитву обращаешься к Богу), не будь как лицемеры (люди, проявляемые не искрение чувства), которые любят в синагогах и на углах улиц (то есть в многолюдных местах), останавливаясь, молиться (совершать молитву), чтобы показаться перед людьми (то есть делать молитву не искренне, а напоказ, не для искреннего обращения к Богу, а для того, чтобы показаться перед окружающими людьми молящимся и набожным человеком и таким способом добиться похвал и прославления). Истинно (то есть правдиво, честно) говорю вам, что они (то есть лицемеры) уже получают награду свою (то есть эти люди получают карающее справедливое воздаяние от Бога за свои лицемерные, кощунственные поступки).

Как видим, в проанализированных словах Иисуса Христа осуждается не обстановка, в которой производится молитвотворение (не многолюдные места, в которых человек совершает молитву), а тщеславие и гордыня, то есть греховные намерения и цели, ради которых человек пытается предстать перед окружающими его людьми в виде набожного человека, для того чтобы привлечь к себе внимание окружающих. И хотя бы за ложное благочестие добиться от людей прославления и похвал.

Из разбираемых слов Иисуса Христа можно сделать выводы о том, что Спаситель советует человеку, совершающему молитву в многолюдных местах (например во время молитвы в храме) молиться следующим образом.

  1. Не обращать на себя внимания окружающих людей и молится скромно. Не допускать при совершении молитв позерства, то есть не молиться с элементами актерства и наигранности. Иными словами молиться так, чтобы не “показываться перед людьми”. То есть стараться остаться незамеченным. Не привлекать к себе внимание остальных людей. Во внешних действиях проявлять скромность, как в уединении, так и во время молитвы в общественных местах. А также проявлять доброжелательность и терпимость к окружающим тебя людям. Не допускать театральных жестов, вычурных поз и высокомерия.
  2. Молиться нужно без лицемерия. То есть молитву нельзя использовать с лицемерными целями для достижения показной набожности. Молитва не инструмент для приобретения похвал и прославлений. Нельзя спекулировать на религиозных чувствах окружающих людей для достижения ложного благочестия. Это грех, за который последует Божья кара.
  3. Молитва должна быть искренней. То есть во время совершения молитвы, как в уединенных, так и в общественных местах, нужно произносить свою молитву, полностью сосредотачивая все свои мысли на Боге, не отвлекая своё внимание на окружающих людей, и обстановку. И если человек во время молитвы, направляющий свое внимание на Бога, молится усердно и искренне, то он может даже не замечать окружающих его людей.

И таким образом, даже во время общественного богослужения в своих мыслях оставаться наедине с Богом. Только чистосердечная молитва устанавливает прямую связь между душой молящегося человека и Богом. Только искренняя молитва укрепляет душу, очищает помыслы и дает человеку новые силы для жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", декабрь 1997 г.