Продолжая излагать свои мысли о посте, Иисус Христос провозгласил: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.” (Матф.6:17-18). Как нужно понимать эти слова Спасителя?

Для того чтобы разобраться в этих словах, нужно знать о том, что в древнееврейском государстве люди очень часто совершали омовение своих тел (то есть купались). А также очень часто мазали волосы различными пахучими маслами. Об этой процедуре говорили так - умащать волосы маслом. Это увлажняло волосы и одновременно заменяло собой духи. Совершение этих гигиенических процедур было вызвано жарким климатом Палестины.

Книжники и фарисеи, чтобы показать свою чрезмерную набожность во время поста, как правило, не умывали своих лиц, не купались, не смазывали волосы маслом и не расчесывали их. Временная неряшливость помогала им выглядеть более унылыми и печальными. Их тоскливый вид дополнялся также рваной старой одеждой или рубищем, которое они одевали во время поста, и волосами, посыпанными пеплом. Завершающим штрихом внешности постящихся фарисеев была умелая актерская игра с унылым выражением лица, печальными жестами, мимикой грусти и печальным голосом. Именно с таким внешним видом, якобы убитых горем и страданием людей, фарисеи и книжники отмечали все дни поста.

Как уже говорилось, фарисеи и книжники это делали для того, чтобы выглядеть постящимися людьми и продемонстрировать народу свое чрезмерное благочестие, за которым скрывалось лицемерное служение Богу. Потому что искренние чувства осознания своей греховности и раскаяния в сердцах этих комедиантов, какими были фарисеи и книжники, отсутствовали.

Говоря в Своих проповедях о том, что у них есть Отец Небесный, Господь Бог, фарисеи и книжники во время поста из за своего жалкого вида выглядели как несчастные сироты о которых некому позаботиться. То есть своим внешним видом они не походили на служителей Бога у которых есть Отец Небесный, проявляющий свою отцовскую заботу об этих людях.

Иисус Христос справедливо осуждал такое фарисейское служение Богу во время поста. Спаситель призывал Своих последователей в дни поста ничем искусственно не ухудшать свою внешность, не привлекать своим удрученным видом к себе внимание окружающих людей и не быть унылым и мрачным. Наоборот, согласно советам Иисуса Христа, люди, не подражая фарисеям и книжникам, должны умывать свои лица и мазать свои головы маслом, исполнять все необходимые гигиенические процедуры, связанные с омовением тела. Это нужно делать для того, чтобы явиться постящимся не перед людьми, а перед Богом. Иисус Христос предписывает людям предстать пред Господом во дни поста с умытым лицом, с помазанной головой. Такой совет очевидно обусловлен тем, что всё, что делается человеком для прославления имени Божьего и исполнения Его заповедей, должно делаться радостно, от чистого сердца, без печали, досады и уныния. Потому что исполнение Воли Божьей всегда должно быть для человека праздником. Это касается и служения Богу во время поста.

Но главное, о чем говорит Иисус Христос, это то, что человек должен служить Богу искренне и чистосердечно. И даже во дни поста, в противоположность фарисеям и книжникам, человек не должен быть унылым, неумытым, с не помазанной головой. Ведь главное - это искреннее отношение человека к Богу, а не внешние атрибуты: унылые лица и старая потрепанная одежда, при помощи которых фарисеи и пытались продемонстрировать не Богу, а людям свое, якобы усердное благочестие.

Противопоставляя унылое, показное служение Богу, исходившее со стороны фарисеев, искреннему и радостному стремлению человеческой души к Богу, Иисус Христос осуждает в фарисеях хитрость, приспособленчество, высокомерие, гордыню, лицемерие и показное благочестие. И приветствует возникшую у Его учеников и последователей искренность сердец радостно стремящихся к Богу. Человек, представший перед Богом во время поста в искренности своих чувств, желающий покаяться в своих грехах и стать на путь исправления и истинного служения Богу, достоин благоприятного воздаяния, то есть счастливой награды. “И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” - говорит Иисус Христос. Как нужно понимать эти слова?

В этих словах Иисус Христос говорит о Боге-Отце, Который возлюбил людей безгранично и желает им помочь. Но для Бога важно как к Нему относится человек. Для Господа нет никаких тайн и Он, как Всезнающий и Всевышний, видит самые тайные чувства и мысли любого человека. Отец наш Небесный видит любые наши тайные дела, знает наши помыслы, слышит наши молитвы и видит служение Богу, совершаемое втайне от окружающих людей. И видя наши самые тайные мысли и дела, Господь Бог воздаст нам явно.

За добрые поступки Господь Бог посылает нам благоприятное воздаяние, которое проявляется явно. То есть Господь воздаст таким воздаянием, которое станет явным, заметным человеку, которому оно ниспослано, и людям, окружающим его. Например человек, ставший на путь духовного развития, ревностно исполняющий Божьи заповеди, заметно преображается. Это преображение становится видно и самому человеку, и людям, живущим с ним рядом. Такой человек становится добрее по характеру, миловидней по внешности, мудрее в своих речах, осмотрительней в поступках, дальновидней в своих планах и решениях. Это происходит под неизбежным воздействием благодатного влияния Господа Бога на душу человека, который искренне и преданно служит Богу.

Таким образом, Господь Бог, видящий любые тайные поступки и малейшие помыслы и желания человека, воздает ему явно благодатью Божественной любви, которая и становится заметной (явно выраженной) в улучшении характера, здоровья, мудрости и жизни такого человека. Ибо человек “соблюдающий заповедь, не испытывает никакого зла” (Еккл.8:5), потому что пребывать (находиться) “будет Господь с добрым” (2Пар.19:11).

Заповеди Иисуса Христа не запрещают человеку явное, прилюдное исполнение добрых дел и молитв в том случае, когда они совершаются не с мнимой набожностью, не для внешней демонстрации, ради похвал, а для лучшего исполнения добрых поступков, молитв и более осознанного покаяния. Также и явное, прилюдное совершение поста не запрещено Иисусом Христом в том случае, когда постящийся человек не преследует эгоистические и честолюбивые цели выглядеть благочестивым верующим в глазах других людей. Но исполняет пост с искренним чувством в сердце своем, совершая служение Господу Богу нашему чтобы подчинить тело свое духу, очистить душу, осмыслить низменную природу греха и победить грех искренним покаянием.


Газета "БЛАГОВЕСТ", январь 1998 г.