О богатстве праведном.

С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству. Это обусловлено тем, что богатство позволяло удовлетворять людям их прихоти и потребности, иметь сытую безбедную и весёлую жизнь. С распространением христианства резко изменилась философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей. Человечество стало задумываться о спасении души. Истинным богатством стали считаться сокровища небесные, а не земные блага. А по поводу богатства люди услышали слова Иисуса Христа о том, что “трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!” (Мар.10:24).

Однако Иисус Христос осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, употребляемого на добрые дела. Итак, что же можно считать богатством праведным? Во всех отношениях безгрешным и праведным богатством считается то богатство, которое даровал за праведную жизнь человеку Господь. Например, в виде богатого наследства, случайной находки и т.д., без личного участия человека в приобретении богатства.

Праведным богатством считается также то богатство, которое человек достиг честным трудом по благословению Божьему. Благословение Божье создает благоприятные условия, при помощи которых человек своим честным трудом создает себе богатства. К благословленному Богом богатству относится богатство, которое человек расходует на Богоугодные дела и не употребляет на грех.

Таким образом, богатство праведное представляет собой честный труд в соединении с Божьим благословением. Например, Патриарх еврейского народа Исаак, применяя честный и добросовестный труд, сумел праведным путем увеличить свое богатство. Он посеял ячмень и взял урожая со своего посева во сто крат больше. “И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь” (Быт.26:12). Долготерпеливый Иов, за страдания и проявленное при этом терпение, также получил богатство от Бога. Господь не только вернул Иову всё потерянное имущество, но и в два раза умножил ранее существовавшее богатство Иова. “И возвратил Господь потерю Иова, ... и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде” (Иов.42:10).

Как видим, в первом случае Исаак добросовестно трудился на своей ниве, выращивая ячмень. И “благословил его Господь”. А во втором случае Иов проявил огромное терпение в перенесении страданий, продемонстрировал несокрушимую стойкость, связанную с верой в Бога, и за это получил праведное богатство от Бога.

Само по себе богатство не может быть ни плохим, ни хорошим. Важно то, каким путем оно приобретено и на какие цели применено. Например, золотом, которое среди народов стало нарицательным символом богатства, можно покрыть купол храма. А можно использовать его в пагубных целях: для финансирования наркобизнеса и т.д. Деньги человек может тратить на приобретение своих греховных утех и удовольствий, а может пожертвовать нищим и помочь бедным. Таким образом нейтрально приобретенное богатство, в зависимости от того, куда оно применено, для добра или греха, может стать праведным или грешным.

О том, что богатство нужно приобретать честным путем, говорится во многих местах Библии. Например, Патриарх еврейского народа, Авраам, у завоеванного им царя не стал забирать его богатства и обогащаться за счет этого, а поклялся Богом, что не будет обогащаться грабежом. “Авраам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Авраама” (Быт.14:22-23). Как видим, Авраам, стремясь к праведному богатству, не брал чужого богатства, и в доказательство этому простирал свою руку к Богу. А грешники наоборот простирают свои руки к чужому богатству, не задумываясь о том, что оно не принесет им пользы и что за их греховный поступок они получат кару Божью. “И на что имение человеку недоброжелательному? Кто собирает, отнимая у души своей, тот собирает для других, и благами его будут пресыщаться другие” (Сир.14:3-4).

Праведное богатство создается только при помощи Бога, с соблюдением законов Божьих. Только в этом случае оно и пойдет на пользу человеку.

“Бог же силен обогатить вас всякою благодатию, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело” (2Кор.9:8).

Люди же, собирающие богатства неправедные “губят души, чтобы приобрести корысть” (Иез.22:27).

Человек, который надеется на то, что приобретя богатство неправедное, купит на него все блага, земные и небесные, глубоко заблуждается. Потому что без Бога человек никогда не достигнет счастья. А за богатством неправедным стоит не Бог, а злая сила, способная принести человеку только зло. “Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! ... В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род ... Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их” (Пс. 48;7-15).

Даже богатого человека Господь предостерегает от сребролюбия, указывая на то, что богатство земное не главная цель в жизни. “Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс.61:11). Поэтому праведным богатством можно считать богатство, дарованное Богом за праведную жизнь, либо богатство, приобретенное честным трудом, без нарушения Заповедей Божьих и используемое на совершение добрых Богоугодных дел.

А богатство, полученное через грех, не долговечно и не принесет человеку пользы. “А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям” (1Тим.6:9-10).

Но главной целью человеческой жизни является приобретение богатств небесных. А богатства земные, дающиеся от Бога, нужно употреблять на приобретение сокровищ небесных.

“Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам всё обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни” (1Тим.6:17-19).


Газета "БЛАГОВЕСТ", март 1998 г.