"Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф.9:13). Этот стих является продолжением предыдущего стиха, потому что в этом стихе дается продолжение речи Спасителя. В этом стихе Спаситель, продолжая разговаривать с фарисеями, говорит им о том, что они неверно понимают Закон Божий. Это неправильное понимание видно из незаслуженного упрека, который сделали фарисеи в адрес Спасителя, заявив в 11-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея о том, что якобы Спаситель виновен в том, что "ест и пьет с мытарями и грешниками". Спаситель в разбираемом стихе говорит им: "пойдите, научитесь". Куда в этом стихе Спаситель отсылает фарисеев и чему советует научиться? Он советует им отправиться в синагогу, или Иерусалимский храм чтобы они там научились Закону Божьему. Правильность этих рассуждений подтверждается тем, что Спаситель отсылает фарисеев научиться правильному пониманию цитаты из Закона Божьего. В данном случае из книги пророка Осии (Ос.6:6). А поскольку правильному пониманию Закона Божьего можно научиться только в специальном учреждении (каким является храм или синагога), то поэтому Спаситель и посылает фарисеев именно в эти заведения.

Более того, в древнееврейском государстве лучше всего Закон Божий толковался именно в Иерусалимском храме. А синагоги, при которых изучался Закон Божий, в первую очередь предназначались для обрядовой деятельности. Поэтому Спаситель советует фарисеям сперва научиться правильно понимать Закон Божий для того, чтобы в дальнейшем не допускать незаслуженных упреков и неверных его трактований.

Чему же советует научиться фарисеям Спаситель Своими словами "что значит: милости хочу, а не жертвы"? Спаситель конкретно указывает на определенное место из Закона Божьего, взятое из книги пророка Осии (Ос.6:6). В этой книге пророка Осии говорится: "Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6). В этом месте Библии устами пророка Осии Господь Бог говорит о том, что Он хочет получить от израильского народа. Он хочет, чтобы еврейский народ не ограничивал свое служение Богу только обрядностью, что проявлялось в виде приношения жертв. Господь хочет от людей и духовного служения, которое должно проявляться в любви к ближнему. Ведь когда человек оказывает помощь своему ближнему, прощает ему его недостатки и обиды и помогает избавиться от грехов, то таким образом проявляет милость к ближнему. Именно об оказании милости к ближнему (а не к Богу, Который в милости не нуждается) и призывает Господь людей. Господь также говорит, что Он хочет "Боговедения более, нежели всесожжений". Всесожжение представляет собой приношение жертв в виде сожжения жертвенных животных. То есть является исполнением обрядов. Боговедение представляет собой духовное познание Законов Божьих. Под Богопознанием имеются ввиду не только теоретические знания о Боге, но и применение этих знаний в жизни. В этом месте Библии Господь также противопоставляет обрядность духовному служению. И указывает на то, что для Бога важно не механическое исполнение обрядов, обозначенное словом всесожжение, а более важно Боговедение, то есть духовное познание Бога с претворением этих знаний в жизни.

Спаситель не зря ссылается на слова пророка Осии. Потому что Осия говорил об обстановке, в которой люди "подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне" (Ос.6:7), то есть Богу.  Упомянув именно это место из Библии, в котором говорится о прегрешениях людей против Бога, Спаситель тем самым намекает на то, что фарисеи также нарушают Закон Божий, при этом лицемерно прикрываясь именем Божьим. Таким образом, Спаситель изобличил ложный упрек фарисеев цитатой из книги пророка Осии. И указал на то, что, как и во времена, описанные Осией, царило искаженное толкование Закона Божьего, так и в это время фарисеи, ложно прикрываясь авторитетом богословов, искажают Писание, приводя свой упрек, который противоречит Закону Божьему.

В данном стихе Спаситель, отослав фарисеев научиться правильному толкованию Закона Божьего и слов пророка Осии, цитирует эти слова "милости хочу, а не жертвы". И спрашивает перед этой цитатой фарисеев "что значит: милости хочу, а не жертвы?". Слово "милость" означает "1 доброе человеческое отношение; 2 благодеяние; 3 благосклонность" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, 2-е изд., с.348). То есть Господь Бог, указывая людям на то, чтобы они были милостивы друг к другу, говорит о том, чтобы люди соблюдали заповедь Божью о любви друг к другу. И если Господь Бог хочет "Боговедения более, нежели всесожжений" (Ос.6:6), то это значит, что Бог также желает, чтобы и другие заповеди Божьи и постановления Закона Божьего исполнялись людьми. То есть Бог указывает на то, что Он желает от людей не механического исполнения обрядов, а того чтобы люди жили согласно правилам, данным Богом. А люди вместо этого свое служение Богу видят в жертвоприношениях, что является соблюдением и исполнением религиозных обрядов. Поэтому раньше Господь Бог устами пророка Осии, а теперь устами Спасителя взывает к людям и говорит о том, что в первую очередь хочет не жертвоприношений, а милостивого, то есть доброжелательного отношения людей друг к другу как соблюдение заповеди Божьей о любви к ближнему. Наряду с этим и соблюдения остальных заповедей Божьих. Но в первую очередь исполнения заповеди о любви к ближнему. Для того чтобы научить людей исполнять Закон Божий, и в первую очередь любить ближнего и помочь им искупить прежние (ранее совершенные ими) грехи, Спаситель и пришел к грешникам. Об этом Он и говорит во второй части разбираемого стиха "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Эти слова очень важны для понимания деятельности Спасителя как Мессии. В этих словах Он кратко сформулировал и высказал Свою программу действий как Спасителя, Который пришел в мир людей. Согласно этим словам Спаситель пришел призвать грешников к покаянию. Слово "покаяние" означает "1 добровольное признание в совершенном поступке, в ошибке; 2 то же что исповедь" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, ук. изд., с.540). То есть Спаситель пришел для того, чтобы помочь грешникам признать свои грехи и покаяться в них. Потому что когда человек искренне признал греховность (неправильность) своего поступка и раскаялся искренне в нём, то он уже не повторит грешный поступок. Иными словами искренне покаявшийся человек закрыт для зла. Потому что впредь (в будущей части своей жизни) он уже не будет грешить, то есть не будет совершать зло. Поэтому Спаситель и сказал каявшейся блуднице "иди и впредь не греши" (Иоан.8:11).

Слова о том, что Спаситель пришел призвать к покаянию грешников нужно понимать следующим образом. Спаситель пришел для того, чтобы пробудить в грешных людях совесть, разум и логику, показать им ту истину, что грех делать невыгодно и глупо. Потому что за грех грешника обязательно ждет наказание Господне в виде закона воздаяния Божьего за поступки людей. Именно об этом и пишется в Библии "воздаяние человеку — по делам рук его" (Притч.12:14), "какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Матф.7:2). И поскольку грешный человек наделен разумом и волей, то он может понять бессмысленность совершения греха, добровольно откажется от совершения злых поступков и осудит себя за ранее совершенные им злые дела. То есть покается и впредь не станет на путь зла, греха и порока. В итоге деятельность Спасителя, направленная на призвание грешников к покаянию, приведет к тому, что такой раскаявшийся грешник будет недоступен для зла, потому что перестанет быть орудием зла, так как больше не будет совершать злые (греховные) поступки. Через призвание к покаянию Спаситель отвоюет грешников у мира зла и направит покаявшихся грешников на путь истинный. Потому что счастливо человек будет жить только тогда, когда совершает добрые поступки "зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный" (Ефес.6:8). А так как Бог является воплощением Добра, Разума и Света, то добрые поступки угодны Ему. И человека, делающего добрые поступки, Господь возьмет под Свою защиту и будет оберегать его от зла, и поможет решить все трудности и жизненные заботы этого человека. "Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас" (1Петр.5:6-7). И добродетельному человеку Господь дает счастливую жизнь. "Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему" (1Петр.3:10-11). Более того, покаявшийся грешник, ставший праведником, имеет возможность для спасения. Вот для того чтобы спасти людей и через покаяние в их прежних грехах, отвратить их от зла и наставить их на путь праведной жизни и пришел Спаситель к грешникам с проповедью покаяния.

На протяжении веков многие толкователи-богословы писали о том, что именно этот стих вызывает у них затруднение и даже недоумение. "По поводу слов: Я пришел призвать... некоторые церковные писатели задают следующие вопросы: Христос пришел ко всем,– почему же Он говорит, что не пришел к праведным? Следовательно, были такие люди, которым не было нужно, чтобы Он пришел? Неужели Христос действительно хотел выразить ту мысль, что Он пришел только к грешникам? Если же Он и под грешниками, и под праведниками (мнимыми) в действительности разумеет только грешников, то можно ли Ему приписать мысль о разделении грешников на классы?" (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.182).

Одни богословы говорили о том, что судя по этому стиху выходит, что Спаситель пришел только к грешникам для того, чтобы спасать их. Другие богословы говорили о том, что вопреки разбираемому стиху Спаситель пришел ко всем людям, жившим в древнееврейском государстве. Третьи толкователи говорили о том, что Спаситель пришел не только к Своему избранному народу – древним евреям, но и ко всем людям мира. Так как учение Спасителя в дальнейшем должно распространиться по всему миру.

Как же в таком случае эти рассуждения примирить с разбираемым стихом, в котором сказано, что Спаситель пришел к грешникам? Вот как можно ответить на этот вопрос.

Слова Спасителя о том, что Он "пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию" (Матф.9:13) нужно понимать именно в прямом и буквальном смысле. Так как Господь Бог является Отцом Небесным всех людей на земле – Ему не безразлична их судьба. Живя на свете и сталкиваясь с искушениями и трудностями жизни, человек грешит, поддается соблазну. Зная об этом, Бог и дал возможность человеку искренне раскаяться в грехе, чтобы простить грех. Поэтому Он и послал на землю Сына Своего возлюбленного с проповедью о покаянии. "С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Матф.4:17). Проповедь Спасителя о покаянии, как видно из этой цитаты, обращена ко всем людям-грешникам. Фарисеи же ошибочно полагали, что им не в чем каяться, потому что они якобы праведники. Фарисеи неверно считали, что праведность состоит в принесении жертв Богу, предписанных Законом Божьим. Спаситель указывает на неправильность такого понимания и говорит им "пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?" (Матф.9:13). Спаситель указал фарисеям этими словами на то, что Господу Богу угодней не формальное исполнение Его законов в виде совершения обрядов, а проявление милости, то есть доброго человеческого отношения и благодеяния к людям, что является также исполнением Закона Божьего. Как известно, заповедь о любви к ближнему настолько значительна и важна, что занимает второе место и идет сразу после заповеди о любви к Богу. А фарисеи, нарушив эти и остальные заповеди Божьи, и подменив их обрядностью в виде жертвоприношений, на самом деле не были праведниками. Более того, они были более грешными людьми, чем мытари и их товарищи. Потому что не хотели каяться, считая себя и так праведными, не принимали Спасителя, как Мессию и не откликнулись на призыв Спасителя о покаянии.

Далее в Своей речи Спаситель уточняет то, именно к какой категории грешников Он пришел. Он пришел именно к тем грешным людям, которые откликнулись на проповедь Спасителя о покаянии. Спаситель пришел именно к тем грешникам, которые, осознав свою греховность, искренне раскаиваются в своих грехах и просят у Бога милости и прощения. И поскольку Бог-Отец хочет именно милости, а не жертвы, то есть выше ценит не жертвоприношение, как исполнение обрядности, а именно проявление милости и милосердия, то Спаситель в первую очередь и идет к таким грешникам, которые ищут Божьей милости и прощения и способны на покаяние. Поэтому Спаситель и говорит, повторив слова пророка Осии, о том, что "Я пришел призвать... грешников к покаянию" (Матф.9:13). То есть тех грешников, которые способны покаяться и жаждут милости Божьей и прощения своих грехов.

Другая же категория грешников, которые частично исполняют Закон Божий в виде жертвоприношения, то есть в виде формального исполнения обрядности, которые за то считают себя праведниками (что им не в чем каяться), и которые не откликнулись на призыв Мессии о покаянии, осуждается Спасителем. Поэтому Спаситель, повторяя слова пророка Осии, и выражает волю Бога о том, что Он хочет милости, а не жертвоприношений, сделанных формально мнимыми праведниками "милости хочу, а не жертвы" (Матф.9:13).

Из речи Спасителя становится видно, что Он говорит о двух категориях грешников. К первой категории грешников относятся такие люди, которые каются в своих грехах, и откликнувшись на призыв Спасителя, жаждут Божьей милости и прощения. Именно к ним Спаситель и пришел. К другой категории грешников принадлежат люди, которые ложно считают себя праведниками, и из-за своей мнимой праведности не способны на покаяние, и на то, чтобы принять Спасителя. Поэтому одной из главных идей Евангелий является мысль о том, что одни грешники через Иисуса Христа придут к спасению, а другие грешники спастись не сумеют. Все нераскаявшиеся грешники, как дети зла, будут наказаны. "Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный" (Матф.25:41). Вот как в Библии говорится об участи грешных и праведных людей. "И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Матф.25:46).

Внимательно изучая и вдумываясь в слова Спасителя "ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию", можно прийти к выводу о том, что Спаситель указывает на существующие в мире две категории людей: праведников и грешников. Но если по утверждению Спасителя в разбираемом стихе всё же есть праведники, то как же это утверждение (о праведниках, всё же имеющихся среди людей) согласовывать с утверждениями Библии о том, что "потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим.3:23). "Как написано: нет праведного ни одного" (Рим.3:10). Сопоставляя эти утверждения из Библии, атеисты сказали бы о том, что это библейское противоречие. И аргументировали бы это тем, что не может быть одновременно присутствия и отсутствия праведников в жизни. На самом деле никаких противоречий нет. Просто нужно уметь правильно понимать выше приведенные места из Библии. В этой Великой книге утверждается то, что по сравнению с Богом, Который Свят и Безгрешен, каждый человек, даже праведник, в чём-либо (даже в незначительном) всё равно согрешил. Именно о сопоставлении человека с Богом и говорится о том, что "нет праведного ни одного" (Рим.3:10). "Ибо Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят" (Лев.11:44). Абсолютно безгрешным является только один человек на свете. Это Мессия, Иисус Христос – "Агнец Божий" (Иоан.1:29). "Имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника" (1Иоан.2:1). Но в Библии имеется также и сопоставление людей друг с другом в отношении святости и совершения злых и добрых поступков. В этой книге делается вывод о том, что людей в отношении их служения Богу (по их поступкам, злым или добрым) можно разделить на две большие категории: грешников и праведников. При сравнении людей друг с другом (а не с Богом) к грешникам относятся люди, нарушающие Закон Божий. Причем грешников имеется две категории. К первым относятся грешники, которые не способны каяться и закостенели в своем грехе. Ко второй категории грешников относятся те люди, которые нарушали Закон Божий, но осудили свою греховность и способны к покаянию. При сравнении людей друг с другом (а не с Богом) в Библии и выделяется категория праведников. Это те люди, которые соблюдают Закон Божий, в отличие от грешников. Таковы воззрения на праведников и грешников, отраженные в Библии.

В 13-м стихе 9-й главы Евангелия Матфея Спаситель ясно сказал о том, что "Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию". Обдумывая эти слова Спасителя, читатель может прийти к выводу о том, что Мессия указывал на то, что среди людей существуют как грешники, так и праведники. И может возникнуть вопрос о том, почему Спаситель не пришел к праведникам? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим, кто же является праведником. Вот как понятие праведника характеризуется в научных книгах. "Праведный – по евр. "яшар", т.е. прямой, искренний, справедливый ( Иов1:1)" (Э. Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, 1979г., с.343). "Праведник в православии – святой, который прославился своими подвигами и святой жизнью в обычных условиях, а не в монастыре (святых из монастырствующих называют преподобными)" (Христианство, словарь под. ред. Л.Н. Митрохина и др., М., издат. "Республика", 1994, с.363). "Праведник: 1 у верующих человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов; 2 человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности" (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, М., изд. "Азъ", 1994, с.560).

Не будем забывать, что праведник, описанный в Библии, это человек (по сравнению с другими грешными людьми) совершающий богоугодные поступки. В Библии дается подробная характеристика тех людей, которые являются праведными. И говорится, почему они называются праведными. Например, в Библии сказано "Ной был человек праведный" (Быт.6:9), или "был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный" (Лук.2:25). Далее в Библии говорится о том, что "очи Господа [обращены] к праведным" (1Петр.3:12), "с праведными у Него общение" (Притч.3:32). Для того чтобы понять, почему "Господь любит праведных" (Пс.145:8), нужно посмотреть на то, как Библия связывает праведность с Богом. Об этой связи в Библии сказано так. "Господи Боже Израилев! праведен" (Ездр.9:15). "Отче праведный!" (Иоан.17:25). "Благ и праведен Господь" (Пс.24:8). "Милостив Господь и праведен" (Пс.114:5). Предписания и заветы Бога тоже праведны. "Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра" (Рим.7:12). Из этих характеристик сам собой вытекает вывод о том, что "Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника" (Пс.10:7). А праведник, также как и Господь, любит правду. "Праведник ненавидит ложное слово" (Пр. 13:5). "Промышления праведных - правда" (Пр.12:5). "Праведный да творит правду" (Откр.22:11). "Уста праведника изрекают премудрость, и язык его произносит правду" (Пс.36:30). О праведниках говорится. "Желание праведных [есть] одно добро" (Пр.11:23). "Путь праведных - уклонение от зла" (Пр.16:17). Поскольку Господь Бог и праведники любят правду и творят добро, "Очи Господни [обращены] на праведников, и уши Его - к воплю их" (Пс.33:16). Почему же Господь Бог заботится о праведниках? И на этот вопрос дается ответ в Библии. Кто "поступает по заповедям Моим и соблюдает постановления Мои искренно: то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог" (Иез.18:9). В Библии подчеркивается мысль, что праведник служит Богу. "И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему" (Мал.3:18).

В Библии говорится и о поведении праведника. "Праведник возвеселится о Господе" (Пс.63:11). "Праведник дает и не жалеет" (Пр.21:26). За то, что праведники ведут богоугодный образ жизни, Бог им помогает жить и воздает добром. "Дом праведных стоит" (Пр.12:7). "Корень праведных тверд" (Пр. 12:12). "Молитва праведных благоугодна Ему" (Пр. 15:8). "Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику" (Пс.54:23). То есть за богоугодный образ жизни Божьи "благословения - на голове праведника" (Пр.10:6). Таким образом, из всего выше сказанного становится понятно, что Бог пришел на землю с призывом о покаянии не к праведникам. Потому что они и так принадлежат Ему. Потому что они, уже покаявшись в прежних своих прегрешениях, богоугодным образом своей жизни служат Богу, творя добро. Поэтому Библия и пишет о "праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук.15:7). Потому что праведники, благодаря своей праведности, принадлежат Богу, являясь людьми Божьими. Однако Господь Бог заботится не только о праведниках, но и не оставляет без внимания всех остальных людей и старается их направить на истинный путь жизни и сделать из них праведников. Поэтому Мессия пришел в мир людей, чтобы грешников призвать к покаянию, открыть перед ними возможность спасения. А праведники, благодаря своему богоугодному образу жизни, получат спасение. И Господь Бог с радостью приветствует исправление грешников и их уход от зла. "Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии" (Лук.15:7). Об этом говорится в Библии так: "Он сохраняет для праведных спасение; Он - щит для ходящих непорочно" (Прит.2:7). "Вот врата Господа; праведные войдут в них" (Пс.117:20). "Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек" (Пс.36:29). Поэтому к праведникам Спасителю приходить не надо. А для того чтобы перед грешниками открылась возможность спасения Иисус Христос и пришел именно к ним, чтобы призвать грешников к покаянию и наставить их на путь истинный.