«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих» (Матф.11:2). Начало разбираемого стиха содержит слова «Иоанн же, услышав в темнице». В начале стиха указано имя Иоанн, которое обозначает Иоанна Крестителя, Предтечу Христа. В этом стихе сообщается о том, что он в это время находился в темнице. В святоотеческой литературе говорится, что Иоанн Креститель находился в крепости Махерской, которая располагалась на берегу Мертвого моря. В эту крепость Иоанна поместил царь иудейского государства Ирод Антипа. «Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее» (Матф. 14:3-4). Из этой цитаты видно, что Иоанн Креститель, как блюститель древнееврейской морали, осуждал Ирода за связь с его родственницей, что порицалось древнееврейскими обычаями.
В разбираемом стихе имя Иоанн употреблено не случайно. Во время земной жизни Иисуса Христа Иоанн Креститель был довольно известной личностью и имел признание и почитание в древнееврейском обществе, как признанного ветхозаветного пророка Божия. «Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Иоан.1:22,23). Можно предположить тот факт, что надзирающие за Иоанном тюремщики, которые по всей вероятности были евреями, с большим почтением относились к Иоанну, как к пророку Божьему. Поэтому они возможно и разрешали Иоанну Крестителю общаться с его учениками.
Словосочетание «услышав в темнице» следует понимать так. Иоанн, будучи в темнице, услышал определенную информацию, которая указывала Иоанну о том, что произошли, совершились «дела Христовы». А так как Иоанн Креститель, будучи Предтечей Мессии, знал от Бога-Отца о том, что Иисус из Назарета и есть истинный Мессия (Иоан. 1:29,36), то можно с уверенностью сказать, что Иоанн услышал в темнице именно о делах, совершенных или совершаемых Иисусом Христом.
Словосочетание «дела Христовы» для всех древних евреев было очень понятным и обозначало те дела, которые должен был исполнить Мессия, придя в мир людей.
Слово «Христос» представляет собой греческий перевод еврейского слова «машиах» и обозначает Мессия. «Мессия, евр. Машиах, т.е. Помазанный — слово, соответствующее греч. слову Христос. Цари, первосвященники и, иногда, пророки помазывались при посвящении на служение священным елеем... Но преимущественно это название обозначает обещанного Израилю через пророков и ожидаемого в течение всех времен Искупителя и Царя. Имя, по своему значению, указывает на то, что Ожидаемый в Своем лице должен соединить три служения, на которые посвящались помазанием, т.е. что он должен быть Царем, Пророком и Первосвященником» (Эрик Нюстрем, Библейский энциклопедический словарь, с.249).
На важность этого события, связанного с тем, что Иисус творит дела Мессии-Христа, указывает и Матфей. В своей книге Матфей называет Иисуса из Назарета Христом до 11-й главы только два раза в 1-й главе. Первый раз во время описания родословной Христа (Матф. 1:1-16). А второй раз, когда описывал Рождество Христа (Матф.1:18-25). И свое повествование в 1-й главе Матфей завершает такими словами «Наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Матф.1:25). И далее в своем повествовании о жизнеописании Спасителя, начиная со 2-й главы по 10-ю включительно, Матфей употребляет только это имя «Иисус» из Матф.1:25. И только в 11-й главе в разбираемом стихе он указывает на ту особенность, что Иоанн услышал «о делах Христовых». То есть о делах, сотворенных Мессией, Иисусом из Назарета. И указывает в своем Евангелии, что Иоанн посылает именно к Нему, Иисусу из Назарета своих учеников.
Итак, какие же «дела Христовы» должен был сделать истинный Мессия, о которых потом услышит Иоанн Креститель? Характеристика этих дел указана в книге пророка Исаии. Древнееврейский пророк Исаия в своей книге, передавая слова Христа, так и говорил о Его помазании и делах. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем» (Ис.61:1). «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5-6). Матфей также дает характеристику этих дел и перечисляет их в 5-м стихе Евангелия от Матфея 11-й главы. «Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Матф.11:5).
У любознательного читателя может возникнуть вопрос, каким образом Иоанн Креститель услышал в темнице информацию о делах Христовых и кто её мог ему сообщить?
Представляется маловероятным то, что Иоанн данную разбираемую информацию о совершении Иисусом «дел Христовых» мог услышать от тюремщиков или от других людей, например, его учеников. Потому что между темницей, в которой находился Иоанн, и местом, в котором Спаситель закончил наставлять Своих Апостолов, было значительное расстояние. Судя по карте Палестины времен земной жизни Иисуса Христа это расстояние насчитывало около двухсот километров. А получить такую информацию через распространявшуюся молву о делах Христа Иоанн бы смог не скоро. К тому же евангелист Матфей событие перехода Спасителя в «города их» и событие получения информации Иоанном о делах Христовых располагает непосредственно одно за другим.
Можно предположить, что эти сведения Иоанн получил сверхъестественным способом, от Бога-Отца. Поскольку Иоанн был пророком Божиим, то Господь Бог общался со Своими пророками без посредников, напрямую, когда у Него возникала такая необходимость. По всей видимости Господь Бог сообщил ему о том, что настало время засвидетельствовать Иоанну, как Предтече Мессии, перед древнееврейским народом тот факт, что истинным Мессией является Иисус из Назарета, потому что Он делает мессианские дела Христовы.
Именно в этот момент Иоанн проявил интерес к делам Христовым не случайно. Можно предположить, что эти дела Спаситель уже сделал, и продолжает делать. Помимо того, что Спаситель совершал дела Христа, именно в этот момент Он закончил обучение своих двенадцати Апостолов. Таким образом, в период, описываемый Матфеем, совпали два очень важных события. Были совершены Иисусом из Назарета дела Христовы, и окончено обучение Спасителем двенадцати учеников Христовых, которые были готовы возвестить двенадцати коленам израилевым о приходе Мессии-Христа.
Предположительно именно эту информацию о делах Христовых и услышал через откровение от Бога находящийся в темнице Предтеча. Поэтому именно в данный момент Иоанн Креститель, как Предтеча Христа и должен был по древнееврейскому обычаю публично обнародовать тот факт, что истинный Мессия уже появился в древнееврейском государстве.
Этот древнеевреский обычай всенародного оглашения нигде подробно не описан, хотя часто упоминается в религиозной литературе. Предположительно этот обычай всенародного оглашения можно описать так. Возьмем пример всенародного оглашения, проведенного синедрионом в отношении Иоанна Крестителя. Вероятнее всего синедрион на одном из своих заседаний решил направить свое посольство к Иоанну Крестителю чтобы всенародно спросить у него, кто же он? После такого решения синедриона делегация из книжников и фарисеев выходила на третий наружный двор, который окружал Иерусалимский храм. На этом дворе храма постоянно было многолюдно. Эта делегация поднималась на специальный каменный помост, который возвышался над головами людей. С этого помоста глава посольства обращался к еврейскому народу с традиционной формулой специального обращения «Израиль, слушай» (Втор.6:3; Мар.12:29). А после этого он кратко рассказывал о том, что сейчас группа книжников и фарисеев идет к Иоанну, чтобы задать ему вопросы. И все желающие могут последовать с ними. Придя к Иоанну на берег Иордана, глава посольства обращался к Иоанну с готовой словесной формулировкой, которая призывала Иоанна правдиво отвечать на вопросы перед лицом Божиим. А после этого глава посольства спрашивал его: «Кто ты? Илия? Пророк? Христос?» (Иоан.1:19-23). А Иоанн обязан был давать правдивые ответы. Получив ответ от Иоанна глава посольства обращался к народу со словами о том, что люди слышали слова Иоанна и, не искажая этих слов, могут рассказывать об этом повсеместно. Вот такой обряд и назывался всенародным вопрошанием.
Именно этот обряд древнееврейского народа и осуществил Иоанн Креститель, когда послал свое посольство из двух учеников к Спасителю. Поскольку в то время не существовало ни радио, ни телевидения, ни газет, то такое всенародное вопрошание и распространяло среди народа правдивую информацию о том, кого вопрошал. Можно предположить, что посольство Иоанново, состоявшее из двух учеников, отправилось сначала в Иерусалим, огласило перед народом цель своего визита к Иисусу из Назарета и пригласило следовать всех желающих с собой. Поскольку евангелист Матфей писал свое Евангелие для евреев, то им этот обычай был очень хорошо известен. Можно предположить, что по этой причине Матфей и не описывает посещение учеников Предтечи Иерусалима, а также не описывает их общепризнанной и традиционной словесной формулировки обращения к Христу, призывающей говорить только правду в ответ на вопрос Иоанна Крестителя. Вероятнее всего после посещения Иисуса из Назарета в Галилее ученики Иоанновы сперва посетили Предтечу в темнице, а затем перед Иерусалимским храмом объявили древнееврейскому народу о результатах своего путешествия к Спасителю.
Такое обнародование согласно обычаю, совершилось Предтечей через послание посольства к предполагаемому Мессии в виде громогласного прилюдного вопрошания Его, Он ли истинный Мессия? О таком посольстве и говорится в разбираемом стихе «послал двоих из учеников своих».
Учениками Иоанна были люди, которые разделяли его учение о том, что настало время прихода Мессии. В своих проповедях Иоанн излагал многие взгляды из учения Христова. Став учениками Иоанна, эти люди показали то, что верят в приход истинного Мессии, разделяют взгляды Иоанна Предтечи о приготовлении путей для прихода Мессии и готовы воспринять принесенный Им Новый Завет. Именно с такими убеждениями люди и шли в ученики к Иоанну.
На вопрос любознательного читателя, почему они не стали учениками Христовыми, предположительно можно дать такой ответ. Христос Сам выбирал Себе учеников Своего ближайшего окружения. Наряду с этим можно предположить то, что Спаситель мог посоветовать тем или иным людям быть учениками именно Иоанна.
Для исполнения выше описанной традиции Иоанн и посылает своих учеников задать Иисусу вопрос о том, является ли Иисус истинным Мессией. Для исполнения этого обычая нужно было чтобы перед лицом древнееврейского общества со стороны Предтечи, как пророка Божия, громогласно прозвучал такой вопрос. И чтобы также громогласно и всенародно Иисус дал ответ о Себе, о том, является ли Он истинным Мессией.
У древних евреев считалось, что ни один человек не мог сказать неправду пророку Божию, равно также и пророк никогда не говорил никакой неправды. Так как человек, отвечая пророку, отвечал Самому Господу Богу, Который Всеведущ, и не допустит обмана. Для подтверждения истинности Иисуса из Назарета, как истинного Мессии, Иоанн и использует эту традицию, посылая двух своих учеников к Иисусу Христу.
Именно двух человек Иоанн Креститель послал не случайно. А исполняя традицию древнееврейского народа. Согласно древнееврейскому обычаю свидетельство именно двоих человек считалось истинным. В разбираемом стихе говорится о том, что посланные к Христу люди были учениками Иоанна Крестителя. Можно предположить, что Иоанн выбрал самых лучших учеников из всего своего окружения. И именно их направил к Иисусу Христу.
Данный стих примечателен тем, что ни один толкователь не указывает, каким же образом два лучших ученика Иоанна должны были найти Христа на территории древнееврейского государства.
Предположительно на этот вопрос можно ответить так. Иоанн Креститель, как пророк Божий, мог иметь откровение от Отца Небесного о том, в какой местности в данный момент находится Спаситель. И эту информацию мог сообщить своим ученикам. И, вероятнее всего, Иоанн Креститель и направил своих учеников к Спасителю в конкретное место где Он будет пребывать, для того чтобы задать Ему вопрос, который озвучен в третьем стихе.
Путешествие учеников Иоанновых к Спасителю, основанное на расспросах людей о том, где сейчас находится Иисус из Назарета, с позиции логики являются ничем не оправданными. Так как значительное расстояние от места нахождения учеников Иоанновых до места пребывания Спасителя (около двухсот километров) не давало возможности им разыскать Мессию при помощи расспросов встречающихся им на пути людей.