«Сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Матф.11:3). Разбираемый стих является непосредственным продолжением предыдущего стиха, так как развивает мысль, высказанную в нем. Этот стих вызвал противоречивые пояснения многих толкователей. Для того чтобы дать объективное пояснение этого стиха, его нужно рассматривать в неразрывной связи с предыдущим стихом. В предыдущем стихе сказано, что Иоанн Креститель посылал к Христу своих двух учеников. А в разбираемом стихе, продолжая эту мысль, Матфей говорит о том, что эти ученики пришли задать вопрос. О том, что же должны были спросить у Христа посланные от Иоанна ученики, Матфей и рассказывает в 3-м, разбираемом нами стихе. Они должны были спросить «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?».

Как нужно понимать эти слова? Словосочетание «Ты ли Тот» обозначает Иисуса из Назарета. Словосочетание «Тот, Который должен прийти» обозначает истинного Мессию. Фраза «или ожидать нам другого?» указывает на то, что по всем подсчетам и предсказания древнееврейских пророков уже пришло время появиться истинному Мессии. Поэтому Иоанн спрашивает, ожидать нам другого Мессию вместо Тебя? Слово «нам» обозначает весь древнееврейский народ, который свято верил в появление долгожданного и обещанного Богом истинного Мессии, и Который должен был принести Новый Завет.

В разбираемом стихе фигурируют слова «сказать Ему». Слово «Ему» обозначает Иисуса Христа из Назарета. Слово «сказать» имеет четыре смысловые значения. «1) произнести какую-либо информацию. 2) возразить на что-либо. 3) применяется как вводное слово в смысловом значении: например, к примеру. 4) употребляется как вводное слово в значении «скажите на милость, скажите пожалуйста» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, Москва, 2009, с.959).

То есть слово сказать в нашем случае применено в первом его смысловом значении «говорить, передавать информацию». По смыслу разбираемого стиха слова «Ты ли Тот…» обозначают вопрос? Но Матфей вместо слова «спросить» употребляет слово «сказать». Можно предположить, что Матфей это делает не случайно, а для того чтобы указать на ту особенность, что ученики Предтечи прекрасно знают то, что Иисус из Назарета является истинным Спасителем.

Такой вопрос Иоанна Крестителя, переданный через его учеников, у многих толкователей вызвал неодинаковые пояснения. Одни толкователи говорят, что такой вопрос Иоанн Креститель задал потому, что якобы у него исчез пророческий дар. И он якобы хотел убедиться в том, действительно ли Иисус из Назарета является настоящим Мессией. В подтверждение такого толкования приводим цитату из книги А.П. Лопухина Толковая Библия (ук. Изд., с. 212). «В новейшей экзегетике всё более и более утверждается мнение, что сомневался сам Иоанн». Это пояснение не серьезно по той причине, что пророк Божий остается до конца своих дней вестником Божиим.

Другие толкователи говорили о том, что ученики Иоанна Крестителя не верили в истинность Христа из Назарета, как в истинного Мессию. Поэтому якобы Иоанн Креститель и прислал их для того, чтобы они сами убедились в истинности Иисуса из Назарета как Мессии. Вот как об этом пишется в толковательной литературе. «Можно сказать, что по общему взгляду древних церковных толкователей, Иоанн отправил это посольство не ради себя, а только ради своих учеников. Ученики сомневались в Христе и они именно должны были убедиться в Его достоинствах, как Мессии. Представители ортодоксального взгляда на этот предмет: Златоуст, Иероним, Иларий, Иефимий, Зигабен, Феофилакт и другие. По их мнению сам Иоанн столько раз убежденно свидетельствовавший о Христе, как об Агнце Божием, не мог иметь о Нём никаких сомнений. Но так как ученики Иоанна не были расположены ко Христу и завидовали Ему, то, чтобы обратить их, Иоанн посылает их, чтобы они, увидев чудеса, уверовали, что Христос больше Иоанна» (А.П. Лопухин, Толковая Библия, ук. изд., с.212).

Это пояснение также не соответствует истине. Потому что в древнееврейском обществе существовала традиция, согласно которой ученики должны были полностью разделять взгляды своего духовного учителя. В противном случае их духовный учитель заявил бы им, что они не являются его учениками и отказался бы от них. Таким образом, если евангелист Матфей называет кого-то учениками Иоанна Крестителя, то этим самым он указывает на то, что они полностью разделяли взгляды своего учителя по отношению к Иисусу Христу.

Третьи толкователи рассказывают о том, что Иоанн Креститель посылает своих учеников с таким вопросом чтобы удостовериться в том, что Иисус Христос - это тот самый Мессия, которого он крестил на Иордане. «По мнению Альфорда это показывает, что дела Христа, о которых сказали Иоанну, не были делами того человека, которого он знал только как Иисуса... Поэтому Иоанн и пожелал теперь удостовериться в тождестве Иисуса из Назарета и Христа» (А.П. Лопухин, ук. изд., с.211). Такое объяснение не логично по той причине, что Иоанн Креститель, как пророк Божий, знал от Отца Небесного, что Иисус из Назарета и является тем Самым истинным Мессией, Которого он крестил на Иордане.

Итак, попробуем разобраться в том, с какой целью Иоанн Креститель через своих учеников задает вопрос Спасителю?

Как уже упоминалось об этом, в первом стихе сказано о том, что Спаситель закончил давать наставления Своим двенадцати ученикам. После этого события ученики Спасителя должны пойти по городам двенадцати колен израильских для того, чтобы объявить о приближении Царства Небесного и приходе обетованного и долгожданного истинного Мессии.

И в это же время Иисус из Назарета творит в городах галилейских «дела Христовы». То есть те великие чудеса, которые, по предсказаниям древнееврейских пророков, и должен творить истинный Мессия-Христос.

А Иоанн Креститель был Предтечей Христа-Мессии. Он говорил о своем предназначении так: «я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия» (Иоан.1:22,23). Это же об Иоанне говорит и Спаситель. «Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф.11:10). Его авторитет, как пророка Божьего, был подтвержден и признан даже книжниками и фарисеями. И даже царь иудейский почитал Предтечу. «Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мар.6:20).

Поэтому, согласно древнееврейским обычаям, Иоанн Креститель, как Предтеча Христа-Мессии, после того, когда услышал в темнице от Отца Небесного о том, что Иисус из Назарета исполнил все предсказания древнееврейских пророков о Мессии, то есть о делах Христовых, обязан был принародно объявить о приходе истинного Мессии. Это была главная задача Иоанна. И чтобы исполнить это, он и посылает своих двух учеников с выше упомянутым, громогласно объявленным перед лицом всего древнееврейского народа, вопросом именно к Спасителю. И делает это Иоанн Креститель для того, чтобы показать всему древнееврейскому обществу, что являясь Предтечей истинного Христа, он посылает свое посольство с вопросом непосредственно к Иисусу из Назарета, потому что перед лицом всего древнееврейского народа признает Его истинным Мессией.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь - июль 2014 г.