«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите» (Матф.11:4). Для того, чтобы пояснить разбираемый стих, необходимо вспомнить об информации, представленной в 1-м стихе. В нем сказано о том, что Иисус перешел оттуда учить и проповедовать в города их. То есть Иисус пошел в те другие города, в которые ученики Спасителя во время их первого апостольского служения не собирались заходить. В одном из этих городов и произошла встреча учеников Иоанновых с Иисусом из Назарета. Предположительно таким городом можно назвать Капернаум. Такое предположение подтверждается косвенными словами Спасителя. «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Матф.11:23). Такой упрек Капернауму Иисус Христос мог сделать предположительно по той причине, что возможно именно в этом городе состоялась встреча Спасителя с учениками Иоанновыми. А это очень важное событие, потому что при помощи этой встречи было оглашено Мессианское достоинство Спасителя перед древнееврейским народом. Таким образом вероятнее всего встреча Спасителя с учениками Иоанновыми состоялась именно в этом месте. А ученики Иоанновы были посланы Предтечей, который находился в крепости Махерской на берегу Мертвого моря.
Можно предположить, что после того когда ученики Иоанна встретились со Спасителем, они передали Ему вопрос Предтечи. Хотя Матфей о начале диалога, возникшего между Спасителем и учениками Иоанновыми, не сообщает никаких сведений. А говорит уже об ответе Спасителя ученикам Иоанновым. Этим ответом Спасителя и начинается разбираемый стих «и сказал им Иисус в ответ». Слова «сказал им Иисус в ответ» фигурирующие в начале разбираемого стиха, ясно указывают на то, что перед ответом Спасителя, Ему был адресован вопрос, исходивший от учеников Иоанновых. Словосочетание «и сказал им» из разбираемого стиха указывает на то, что им обозначаются не иные люди, а именно ученики Иоанна.
Что же Спаситель им ответил? Можно предположить то, что Спаситель, произнеся слова «пойдите и скажите Иоанну» делает это для того, чтобы ученики Предтечи, возвращающиеся к своему учителю, на пути своего следования могли рассказать всем людям о том, что их посольство от Спасителя получило такие слова, которые поясняются в следующем стихе. Таким образом, слова Христа хоть и адресуются Иоанну, но предназначаются древнееврейскому народу, который внимательно следил за диалогом между Предтечей и Иисусом. И смысл этого диалога состоял в выяснении истинности Мессии.
Согласно тексту разбираемого стиха Спаситель посоветовал ученикам Предтечи пойти и сказать ему. В средней части разбираемого стиха об этом прямо и пишется «пойдите и скажите Иоанну». Что же должны были сказать ученики Иоанна своему учителю? Иисус говорит про то, что им следует сказать Иоанну что они слышат и видят. Слова «слышите и видите» употреблены в настоящем времени.
Для того чтобы вразумительно охарактеризовать слова Христа «что слышите и видите» предположительно можно нарисовать ниже следующую картину, отвечающую на вопрос о том, что же увидели и услышали ученики Иоанновы, придя с вопросом от Иоанна к Христу. Вероятнее всего ученики Иоанна, добравшись к Христу, застали Его, окруженного большим количеством людей. Из других мест Евангелий известно, что Иисуса сопровождали толпы народа. Вероятнее всего в этот момент Иисус занимался исцелением. И присутствующих людей очищал от их болезней. Можно предположить, что пробившись сквозь толпу, ученики Иоанна скорее всего остались стоять в стороне, наблюдая за Его излечением. Закончив исцелять очередного человека, Иисус, вероятнее всего, спросил у учеников Иоанна, чего они желают. Следуя логическому рассуждению, можно предположить то, что ученики Иоанна сообщили Ему о себе, рассказав кто они такие.
Поскольку Иисус продолжал находиться в толпе, то Он, согласно древнееврейским традициям, обратился к окружающим Его людям. И сообщил им о том, что от Иоанна Крестителя прибыло посольство в виде двух учеников. То есть Иисус начал диалог с народом, который Его окружал. А в этой толпе конечно же находились люди, которых Иисус уже ранее исцелил. Вероятнее всего они остались для того, чтобы послушать Его проповеди.
Люди из простого народа чаще всего рассуждали так. Если их и других людей исцелил человек от неизлечимых болезней, то такое чудо мог сотворить только истинный Мессия. А это значит, что после исцеления нужно непременно остаться и ознакомиться с Его Мессианским учением. Потому что именно Мессия и должен был рассказать о новых законах Божиих, по которым людям и надлежало жить. Преимущественно из таких ранее исцеленных людей и желающих ознакомиться с учением Мессии и состояла толпа окружающая Спасителя.
Спаситель, продолжая диалог с толпой людей, вероятнее всего сказал людям о том, что Иоанн прислал к Нему двух учеников с вопросом. Возможно люди из толпы стали спрашивать о том, какой вопрос передает Спасителю Предтеча? И тогда Спаситель, обратившись к ученикам Иоанновым, возможно сказал о том, что люди хотят знать смысл вопроса Иоанна. В ответ ученики Предтечи перед лицом толпы громогласно заявили о том, что Иоанн у Тебя спрашивает «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?». Вероятнее всего в ответ на этот вопрос Спаситель снова обратился к толпе и спросил у людей, как они считают, делает ли Он дела, соответствующие делам Христовым. И тогда из толпы раздались многочисленные голоса о том, что никто, кроме Спасителя, дел Христовых не делает. И что Спаситель исцеляет неизлечимые болезни и проповедует Благую весть. То есть делает то, что надлежит делать истинному Мессии.
Вероятнее всего перед учениками Иоанновыми из этой толпы вышли люди, которые стали говорить о том, что Иисус излечил их от неисцелимых болезней. Возможно один человек показал очищенное тело и при этом заявил, что Спаситель исцелил его от проказы. Другой человек сообщил ученикам Иоанна о том, что раньше был хромым, а теперь избавился от своей хромоты. Иной человек рассказал о том, что Спаситель вылечил его от слепоты. Вероятнее всего в толпе нашлась женщина, которая показала ученикам Иоанновым свою дочь. И при этом добавила, что Спаситель, совершив чудо, воскресил её ребенка из мертвых.
Вероятнее всего после этих слов Спаситель обратился к ученикам Иоанна и сказал им: «Пойдите и скажите Иоанну, что слышите и видите». То есть Спаситель, говоря эти слова, имел ввиду то, что увидели и услышали ученики Иоанна, общаясь с народом, среди которого были и люди, исцеленные Спасителем.
Вот таким образом, при помощи выше нарисованной гипотетической картины и можно предположительно объяснить слова Спасителя, адресованные ученикам Иоанна «что слышите и видите». А в следующем стихе Спаситель, подытоживая возгласы толпы, конкретизирует, какие именно дела Христовы им сделаны. Причем Спаситель подробно анализирует эти дела и перечисляет их. Иисус Христос говорит о том, что Он излечивает людей от неизлечимых болезней, делая слепых зрячими, хромых ходячими, прокаженных чистыми, мертвых живыми.
Своими словами из 5-го стиха Спаситель вероятнее всего и говорит ученикам Иоанновым о том, что же они слышали и видели во время своего путешествия к Спасителю, воспринимая информацию от излеченных Им людей. А также о том, что они слышали и видели в настоящий момент, слушая толпу, окружающую Спасителя и состоящую из многих исцеленных Им людей. А также, вероятнее всего, Спаситель говорит о том, что Его Мессианская деятельность будет продолжаться, и в дальнейшем. Он также будет творить дела Христовы, обозначенные пророком Исаией. То есть проповедовать Благую весть и излечивать неисцелимые болезни.