«Слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют» (Матф.11:5). В 5-м стихе дается продолжение речи Спасителя, начатое Им в четвертом стихе и адресованное ученикам Предтечи. В предыдущем стихе Он указал им на то, что они должны рассказать своему учителю о том, что «слышите и видите» в настоящий момент. Предположительно Спаситель дал возможность ученикам Предтечи поговорить с исцеленными им людьми. А также, вероятнее всего, в их присутствии производил чудеса в виде совершенных Им исцелений неизлечимых болезней. О том, какие исцеления Спаситель совершил, Он Сам и перечислил в разбираемом стихе.

Можно предположить, что когда ученики Иоанновы подошли к Спасителю, Он в это время исцелял людей. Возможно ученики Иоанновы видели, как к Спасителю подвели слепорожденного. От рождения у этого человека были недоразвиты органы глаз. Когда его поставили перед Иисусом, он протянул вперед руки и дрожащим голосом произнес: «Сын Давидов! Помоги мне избавиться от болезни». Христос подошел к этому человеку и с любовью и сочувствием посмотрел на него. А затем спросил ровным голосом: «Каешься ли ты в своих грехах?» И слепорожденный уверенно заявил: «Каюсь!» Тогда Спаситель спросил у него: «Веришь ли ты, что Я могу излечить тебя?» «Верю» — был ответ. После этого Спаситель посмотрел на этого страдальца, простер над ним Свою руку и сказал: «По вере твоей да воздастся. Отныне будь зрячим». И на глазах изумленной толпы медленно открылись сомкнутые, сморщенные веки из под которых блеснули радостью глаза. А слепорожденный закричал: «Вижу!» Потом он упал на колени перед Христом и начал Его благодарить. Христос поднял его с колен и сказал: «Иди и впредь не греши».

После этого к Христу подошел на костылях хромой человек и начал умолять об исцелении. Поддерживаемый людьми, он начал снимать повязки с ноги и при этом рассказывать, что у него от рождения одна нога короче другой. И когда последняя повязка была снята, люди увидели вместо ноги скрюченную культяпку. Христос и к этому больному обратился с теми же вопросами. И когда больной на них утвердительно ответил, Спаситель наставительно ему сказал, что все болезни даются Богом как наказание за грехи. А потом произнес: «Если ты раскаиваешься и веришь, то по вере твоей да будет дано тебе». А потом сопровождающим хромого человека людям Спаситель сказал, чтобы они эту ногу помассировали. И на глазах удивленной толпы скрюченная нога начала постепенно расправляться и превратилась в здоровую ногу, на которую больной мог самостоятельно встать.

После этого к Христу подошла женщина, которая, сняв повязки с руки показала гниющее тело. Христос обратился к ней с теми же вопросами, как и к двум предыдущим людям. А потом сказал: «Приказываю тебе, болезнь, покинь эту женщину». И все окружающие с удивлением и трепетом увидели, как гниющее на руке мясо начало подсыхать и затем превратилось в сухую корку. Женщина струсила её на землю. И на том месте где у женщины была сухая корка, рядом стоящие люди увидели здоровую розовую кожу на выздоровевшей руке.

После этого, когда отошла женщина с проказой, ученики Иоанновы увидели, как к Спасителю подошла другая женщина с мертвым ребенком на руках. Содрогаясь от плача и глядя на Христа, она закричала: «Я верю в то, что Ты Спаситель мира! Три дня назад умерла моя дочка. Умоляю Тебя, воскреси её!» Спаситель подошел к женщине и спросил, верит ли она в то, что Он может исполнить её просьбу. И когда женщина ответила, что верит в Спасителя, как в истинного Мессию, Христос простер руки над мертвой девочкой и сказал: «По вере твоей, пусть дочь твоя воскреснет!». Толпа, затаив дыхание, внимательно смотрела, что же будет дальше. И вдруг запелёнатый ребенок шевельнулся, а потом разразился плачем. Обрадованная женщина сообщила всем присутствующим, что ребенок плачет перед тем, как хочет кушать, и благодаря Христа, удалилась от Него.

Все эти исцеления со страхом и любопытством наблюдали ученики Иоанновы.

Только после этих исцелений Христос обратил внимание на стоявших недалеко учеников Иоанна Крестителя и спросил у них, что они хотят. И приступив к Христу, они начали говорить: «Мы ученики Иоанновы, присланы к Тебе с вопросом. Перед Лицом Бога всенародно призываем Тебя сказать правду. Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?»

Прямого ответа о том, что Спаситель является истинным Мессией, Он ученикам Иоанна не дает. А говорит о том, что именно Его чудеса указывают на то, что их может совершить только истинный Мессия.

В подтверждение Своих слов Спаситель ссылается на всем известные слова древнееврейского пророка Исаии о том, что истинный Мессия, когда придет, будет совершать такие чудеса. Эти чудеса и перечислил Спаситель в разбираемом стихе, тем самым уточнил то обстоятельство, что пророком древнееврейского народа Исаией было указано, какие действия должен был делать истинный пришедший Мессия. А если Он, Иисус из Назарета, делает эти действия, которые упомянул Исаия, то Он и является истинным Мессией. Так как делает то, что предсказал об истинном Мессии древнееврейский пророк. «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис.35:5-6). «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы» (Ис.61:1).

А истинный Мессия должен был слепым возвращать зрение, хромым излечивать ноги, прокаженных очищать от болезней, глухих излечивать от глухоты, мертвых воскрешать. Все перечисленные болезни и по сей день относятся к категории неизлечимых. Вылечить от этих болезней, в том числе воскрешать мертвых, мог только истинный Мессия, Который помимо целительской деятельности, занимался и проповеднической деятельностью.

Если в цитате из книги Исаии говорится о том, что Христос будет благовествовать нищим, то Матфей, сопровождавший Христа, дополнил слова Исаии из пророчества тем очевидным фактом, что нищие не только воспримут учение Христово, но ещё и сами будут благовествовать другим людям «нищие благовествуют».

Под влиянием проповеднической деятельности Мессии нищие начали благовествовать. Нищие, то есть неимущий класс древнееврейского общества, в первую очередь приняли Иисуса из Назарета, как истинного Мессию. Такое явление объяснялось социальными причинами. В подавляющем большинстве имущие классы древнееврейского общества находились под ложным, искажающим Закон Божий, влиянием книжников и фарисеев. И в результате их ложных наветов на Спасителя богачи сомневались в том, что Он является истинным Мессией. А с нищими людьми книжники и фарисеи в подавляющем большинстве не общались. Потому что нищие не могли щедро наградить за общение с книжниками и фарисеями. В отличие от богатых людей нищие люди не только сразу уверовали в Спасителя, но и начали распространять Его учение, то есть благовествовать.

«Блаженный Феофилакт под нищими разумеет Апостолов, которые как рыбаки были нищими и презираемые за свою простоту» «Нищие - бедные несчастные, по мнению мира, труждающиеся и обремененные (стих 28). Таковые по преимуществу собирались вокруг Господа, возвещающего им наступление Царства Божьего, им принадлежало участие в сём Царстве, если они, как нищие духом, глубоко чувствовали потребность в спасении, с любовью и усердием слушали слово Его и передавали оное другим» (епископ Михаил, Толковое Евангелие, Минск, Харвест, 2000, с.217).

Прочитав такое пояснение разбираемого стиха, найдутся люди, которые могут возразить, что не только нищим Спаситель возвещал о наступлении Царства Божьего, но и всем остальным людям из всех остальных сословий. И не все нищие, то есть неимущие люди, обязательно должны быть нищими духом. Среди богатых и просвещенных людей также встречались нищие духом. Согласно историческим сведениям, рыбаки, которые по словам Феофилакта якобы «были нищими и презираемыми за свою простоту» в действительности часто были богатыми людьми, имели по несколько лодок и наемных рабочих, и отличались культурой и просвещением и знали Закон Божий. А просто нищие люди, не имея денег заплатить врачам, действительно шли к Спасителю для излечения своих болезней.

Согласно культуре древнееврейского народа, подавляющее число людей, в том числе и нищих, с благодарностью относились к человеку, Который исцелил их от неизлечимых болезней. Перед тем как расстаться с Христом, они, чаще всего путем расспросов, собирали сведения о Своем Исцелителе. А также оставались послушать Его проповеди. И придя домой, такие нищие в большинстве случаев рассказывали всем своим знакомым и незнакомым людям о том, что они ранее были больны неизлечимой болезнью. Причем своим собеседникам они подробно описывали свою болезнь и уточняли сколько лет они ею болели, и как они мучились. А потом восхищенно заявляли, что нашелся человек, Который сумел бесплатно их излечить. На вопросы собеседников они рассказывали про то, что это человек по имени Иисус, сын Марии из Назарета. А также добавляли, что, по мнению людей, Он как раз и есть тот самый долгожданный Мессия, Которому надлежит уже прийти. И отвечая на вопросы собеседников, о чем учит Этот Мессия в Своих проповедях, нищие подробно и рассказывали об учении Христовом. Потому что были слушателями проповедей Иисуса Христа. Именно так и надо понимать слова Христа о том, что «нищие благовествуют».

Слова Спасителя «нищие благовествуют» также указывают и на то, что Он, как истинный Мессия, обладает Всезнанием, и знает, что будут говорить и что будут делать излеченные нищие после того, когда они покинут Спасителя.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь - июль 2014 г.