«И блажен, кто не соблазнится о Мне» (Матф.11:6). В 6-м стихе Спаситель говорит о том, что блаженным будет тот человек, который не соблазнится о Нём. Слово «соблазниться» обозначает «прельститься чем-нибудь, склониться к чему-нибудь. Например, соблазниться заманчивым предложением» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, Толковый словарь русского языка, Аз, Москва, 1994, с.729). «Соблазниться - 1) поддаться соблазну, искушению; 2) прельститься - признать заманчивым что-нибудь, склониться к чему-нибудь» (Д.И. Ушаков, Большой толковый словарь современного русского языка, Альта-Принт, Москва, 2009, с.987). «Соблазн - искушение, приманка, нечто влекущее и обольщающее. Например, ввести кого-либо в соблазн» (Д.И. Ушаков, ук. изд., с.982).

Что же имел ввиду Спаситель, сказав о том, что «блажен, кто не соблазнится о Нём». Слово «блажен» обозначает «счастливый, невозмутимый, радостный». Слово «блаженство» обозначает «высшая степень счастья и наслаждения» (Д.И. Ушаков, ук. изд., с.41).

Согласно религиозным представлениям, слово «блаженство» обозначает «благополучие, счастье, благосостояние, совершенное удовольствие (Рим.4:6; Гал.4:15)» (Полный церковно-славянский словарь протоиерея Г. Дьяченко, Москва, Отчий дом, 2004, с.47).

Согласно взглядам, излагаемым в Библии, слово «блаженство» имеет такое смысловое значение. Блаженными считаются люди, слышащие, познающие и прилежно исполняющие заповеди Божьи. «Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук.11:28). Блаженными считаются те люди, которые своим искренним покаянием искупили грехи свои и не понесли за них наказание. «Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты» (Рим.4:7). Блаженными являются чистые сердцем люди, которые Бога узрят и перед которыми будет открыто Царство Божье. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Матф.5:8). «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Матф.5:10). А также блаженными являются те люди, действия которых описаны в остальных заповедях блаженства (Матф.5:1-11).

А также считаются блаженными люди, которые стойко перенесли трудности жизни, не поддались искушениям и за этот религиозный подвиг им уготована награда великая. «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак.1:12).

Из всего выше сказанного становится ясно то, что согласно взглядам, изложенным в Библии, блаженство очень тесно связано с познанием и исполнением заповедей Божиих.

По религиозным представлениям слово «соблазн» обозначает «собственно значит претыкание на пути, отчего человек иногда упадает (Пс.48:14). Иносказательно берется за духовное преткновение, за сеть, то есть за такие вещи, которые нас на пути жизни вечной могут несколько остановить или вовсе препятствовать к спасению (Рим.14:13). В книге Василия Великого соблазн есть то, что отводит человека от истины, благочестия, к отступничеству или заблуждению, или способствует к нечестию, или что возбраняет повиноваться Закону Божию (Матф.18:7)» (Полный церковно-славянский словарь протоиерея Г. Дьяченко, ук. изд., с.626).

По представлениям, изложенным в Библии, соблазном является такое ниже следующее понятие. Это искушение, которое толкает человека на совершение греха. Причем грех может проявляться в самых различных видах и формах. Как импульс, провоцирующий на грех, соблазн уводит человека от истинной веры Божьей и от спасения души. Таким образом, соблазн является камнем преткновения на жизненном пути человека.

Соблазн многолик и может проявляться в различных формах, в том числе и в сомнении, связанном с истинной верой. Или с верой по поводу истинности Мессии. Впали в соблазн по поводу истинности Мессии книжники и фарисеи, о чем и говорится в Библии. «Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились?» (Матф. 15:12).

Таким образом, по Библейским воззрениям соблазн обозначает сомнение, искушение, прельщение ко греху, что мешает человеческой душе достигнуть спасения.

Можно предположить, что в разбираемом стихе под словами «не соблазнится о Мне» понимается то, что человек не усомнится в том, что Иисус из Назарета является истинным Мессией. Потому что не соблазнившийся человек в делах Спасителя видит то, что Он истинный Мессия. Не усомнившийся человек в истинности Спасителя, примет с открытым сердцем Благую весть и будет жить по учению Христову.

Ярким примером соблазна могут служить поступки книжников и фарисеев, которые соблазняли народ, настраивая его против Спасителя. Главным орудием соблазна у книжников и фарисеев были ложные утверждения, похожие на правду. Например, они объясняли целительские способности Спасителя людям, ложно утверждая, что Христос якобы лечит силой веельзевула. «А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского» (Матф.9:34).

Наряду с этим они утверждали, что главными признаками истинного Мессии должны быть те, что Он должен прийти как Царь царей и Господин господ. Поскольку Иисус из Назарета не сделал богоизбранный древнееврейский народ господствующим над другими народами мира, и не обогатил древних евреев огромными богатствами мира, то якобы Спаситель и не является истинным Мессией.

Соблазн, в который вводили народ книжники и фарисеи, был основан на ловкой фальсификации Закона Божьего и бездоказательной лжи. Например, имея ввиду Спасителя, книжники и фарисеи говорили: «Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Иоан.11:48).

В действительности согласно Писанию, истинный Мессия станет Царем над царями и Господином над господами, потому что Его учение получит мировое распространение и в дальнейшем будет господствовать в мире людей. «Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36) А богатство, которое должен дать Мессия людям, является богатством духовным. В первую очередь в виде Благой вести, которую принес Спаситель. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Матф.6:19-20).

Таким образом, слова Спасителя из разбираемого стиха «и блажен, кто не соблазнится о Мне» обозначает то, что блаженным, то есть счастливым будет тот человек, который не впадет в соблазн лжи, распространяемой книжниками и фарисеями, отвергающими истинное мессианское достоинство Спасителя. И такой человек, разобравшийся в соблазнах, навязываемых книжниками и фарисеями, не только воспримет Иисуса из Назарета, как истинного Мессию, но и поверив в учение Христово, будет исполнять его в своей жизни.


Газета "БЛАГОВЕСТ", июнь - июль 2014 г.