«Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских» (Матф.11:8). В разбираемом стихе Христос переходит к характеристике другой категории духовных учителей, которые, в отличие от бродячих проповедников, проповедовали при храме и синагогах, и были признаны официальной властью как книжные люди, познавшие книжную мудрость и имеющие право толковать Закон Божий. И предлагает сравнить Иоанна Крестителя с этой категорией духовных учителей.
Разбираемый стих начинается с вопроса Спасителя, обращенного к народу «что же смотреть ходили вы?» И после этого Спаситель уточняет «человека ли, одетого в мягкие одежды?»
Как следует из предыдущего стиха, основной характерной чертой первой категории духовных учителей, бродячих проповедников, было непостоянство их взглядов. И представители этой группы духовных учителей колебались в своих воззрениях как трость, ветром колеблемая.
В разбираемом стихе Спаситель указывает на то, что основной характерной чертой второй категории духовных учителей являются «мягкие одежды». В отличие от бродячих проповедников мягкие одежды носили законоучителя, официально признанные властью как учителя Закона Божьего.
Книжники - это духовные учителя, или законоучителя, которые были знатоками Закона Божьего. В древнееврейском государстве Закон Божий влиял на все сферы жизни. Его применяли в гражданских делах, в политических и экономических ситуациях. Поэтому книжники обладали большим влиянием и властью в жизни древнееврейского народа. Книжники учили Торе. Это письменный закон, который пояснял Пятикнижие Моисея.
«Собственно слово «тора» лишь в узком смысле обозначает пятерку первых книг Библии. В более широком смысле тора охватывает и все другие книги. В самом же широком, под Торой понимается всё вероучение иудаизма... На русский язык наименование «тора» обычно, хотя это и не совсем точно, переводится как закон» (Е.М. Верещагин, «Как читать Священное Писание», Москва, Эксмо, 2008, с.21).
Помимо Торы книжники были толкователями древнего предания или устного закона. Во времена земной жизни Иисуса Христа было несколько школ книжников. Работа книжника была очень почетной, потому что он обладал знаниями как Торы, так и устной традиции. Устная традиция получила название Мишна, что значит «повторение учения». Устная традиция передавалась из века в век. Она формировалась и дополнялась новыми сведениями в связи с меняющимися условиями жизни. Во втором веке от Рождества Христа устная традиция была закреплена письменно. В результате споров древнееврейских книжников появилось толкование Мишны. В последствии к премудрости книжников относилась и Гемарра, что переводилось как полное толкование. Гемарра и Мишна составляли Талмуд, который переводился как изучение Закона Божьего. Окончательно он сформировался в 5-6 веке от Рождества Христова.
Профессия книжника была очень почетной. Потому что книжники комментировали приговоры судей в судах, участвовали в общественной жизни, в управлении народом, заседали в синедрионе. Синедрион представлял собой учреждение на заседаниях которого решались политические и религиозные вопросы. Поэтому книжники были очень уважаемыми людьми. Обычно их хоронили в роскошных усыпальницах, находившихся недалеко от могил пророков и патриархов. Поэтому для того, чтобы стать книжником, устраивались конкурсы. Молодые люди из всех диаспор и из всех концов древнеизраильского царства приезжали в Иерусалим для того чтобы учиться на книжников. Например, будущий Апостол Павел прибыл из Тарса и был долгие годы учеником известного книжника Гамалиила. Книжники считались хранителями древнееврейских традиций и обладали огромнейшими знаниями, в первую очередь религиозно-философского характера. Поэтому чтобы стать книжником необходимы были уникальные человеческие качества: хорошая память, сообразительность, умение логически мыслить, анализировать и уметь соединять между собой исторические факты, а также уметь убедительно выражать свои суждения в доходчивой форме.
Каста книжников была советниками древнееврейского народа во всех сферах его жизни. Поэтому для того чтобы стать книжником, необходима была обширная и основательная подготовка по освоению огромного пласта знаний. Будущий книжник выбирал себе учителя из числа известных книжников. И если учитель был согласен, он становился его учеником. А потом книжник обучался прежде всего Закону Божьему, как в устных, так и в письменных его традициях. Ему рассказывали общенародные и тайные знания о Боге, о происхождении мира и даже о конце света. Когда ученику исполнялось сорок лет, он посвящался в касту книжников и становился профессионалом. Осуществлялся этот обряд очень торжественно и красиво, при стечении очень большого количества народа и производился этот обряд наложением рук учителя на голову ученика. После этого обряда сорокалетний человек имел право называться книжником, знатоком Закона Божьего и его толкователем, а также назывался духовным наставником и учителем.
Для названия книжника существовало особое слово «равви», что переводилось с древнееврейского как учитель. После обряда посвящения он мог носить специальную мягкую красивую одежду, сшитую из дорогой ткани. В синагогах книжникам всегда отводилось почетное место, и они имели право пояснять Закон Божий. Они председательствовали в народных собраниях. «Также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! Учитель!» (Матф.23:6-7).
И завершая описывать характерные черты второй категории духовных учителей, Спаситель вероятно напоминает народу о том, что «носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских». То есть вторым характерным свойством у книжников было их нахождение в «чертогах царских».
Смысловое значение слова «находиться» обозначает «1) смотри слово найтись; 2) наличествовать, иметь место, присутствовать; 3) быть, присутствовать где-нибудь в каком-нибудь месте; 4) Быть в каком-нибудь состоянии» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», ук. изд., с.389).
Так как книжники, как учителя Закона Божьего, не могли по своей сути быть вельможами, либо слугами царя иудейского, ввиду своего иного предназначения, то, скорее всего и жить во дворце царя иудейского они не могли. Скорее всего в данном стихе имеется ввиду то, что знаменитые и прославленные книжники жили в принадлежащих им богатых и красивых домах, наподобие царских чертогов. На этот смысл нас наводят слова из старославянского текста Библии. «Се, иже мягкая носящии, в домех царских суть». То есть эти книжники, носящие дорогие мягкие одежды, проживали («суть») существовали в домах, по сути не уступающих своим богатством и красотой царским домам.
Как видно из выше сказанного, книжники средства к существованию получали за свои способности толковать Закон Божий. Так как в древней Палестине Закон Божий распространялся на все сферы древнееврейского государства, в том числе и на торговлю и юриспруденцию, то услуги книжников были очень востребованы.
Главная задача книжников состояла в том, чтобы пояснить Закон Божий применительно к той жизненной ситуации за объяснением которой и обратился к книжнику пришедший человек. Книжники не только поясняли людям Закон Божий, но и наряду с этим лицемерно рассказывали людям о том, как этот Закон можно ловко обойти, и при этом давали лукавые советы как сделать это так, чтобы хотя бы формально оставаться перед Богом не грешными людьми.
Покажем на примере тот момент, почему книжников осуждал Иисус Христос. В древнееврейском государстве очень широко был распространен грех прелюбодеяния. И многие древние евреи часто обращались к книжникам с просьбой о том, как удовлетворить свою похоть и не нарушить Закон Божий, запрещающий это делать. Книжник очень вразумительно рассказывал своему клиенту о том, что Закон Божий запрещает желать жену, дом и прочее имущество ближнего своего. «Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что есть у ближнего твоего» (Втор.5:21), (Исх.20:17). После этой консультации в большинстве случаев книжник обращался к своему клиенту с лукавыми речами и говорил о том, что если клиент добавит ему денег, то он расскажет о том, как эту заповедь Божью можно ловко обойти. И получив согласие клиента, говорил о том, что древний еврей может согрешить с чужой женой и тем самым удовлетворить свою похоть. Но для того, чтобы оправдаться перед Богом, он должен принести Богу жертву в виде двух овец. При этом книжник ложно уверял своего клиента в том, что якобы после такой процедуры этому человеку не будет карающего воздаяния от Бога. В действительности это было не так. Потому что древний еврей сознательно нарушал заповедь Божью и этим самым усугублял свой грех.
А Иоанн Креститель, в отличие от книжников и фарисеев, не учил как нарушать Закон Божий, а наоборот говорил правду с указанием тех последствий, которые ожидали грешника за этот грех. По аналогии с книжниками приведем предположительный пример ответа Иоанна Крестителя человеку, желавшему чужую жену. В этом случае Предтеча предположительно мог рассказать о том, что такого человека-прелюбодея постигнет бесплодие в виде кары Божьей за сознательно совершенный им грех. Причем Иоанн Креститель свои пророческие советы людям давал бесплатно.
А за свои услуги книжники брали немалые деньги. Поэтому самые известные и почитаемые книжники могли себе позволить не только дорогую мягкую одежду, но и дома, не хуже царских чертогов, и многое другое.
Поэтому за такое лицемерие и искажение толкования Закона Божьего и обличал книжников Спаситель. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Матф. 23:23). «Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матф.23:28).
Обобщая сказанное о книжниках, можно сказать что Спаситель в разбираемом стихе дал емкую и красноречивую характеристику другой категории духовных учителей, книжников, которые признаны властью и относятся к богатым слоям населения. Поэтому носят мягкие одежды и живут в роскошных домах наподобие царских чертогов.
Можно предположить, что именно такое представление о книжниках и имел древнееврейский народ. Поэтому, когда Спаситель спросил у народа, на какого духовного учителя ходили вы смотреть в пустыню? Одетого ли в богатую мягкую одежду, живущего в богатом доме и формально придерживающегося Закона Божьего? То, можно предположить, что окружавший Спасителя народ ответил Ему что нет! Иоанн Креститель, которого они ходили смотреть в пустыню, не похож на книжников ни внешне (так как не носил мягкой одежды и не жил в богатом доме), ни внутренне, своими духовными качествами (так как давал правдивые ответы с емкими характеристиками).
Главное отличие Иоанна Крестителя от книжников состояло в том, что он свято исполнял все заповеди Божии с рождения своего. Это выражалось в том, что Иоанн Креститель никогда не врал, правдиво отвечая на все вопросы, даже несмотря на нежелательные последствия после произнесения его слов. Он, в отличие от книжников, советовал жить по Закону Божьему и другим людям. В отличие от книжников он давал правдивые советы и пророчества от имени Господа Бога со словами «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Матф.3:2). В отличие от книжников, он вел строгую, аскетическую жизнь и не зарабатывал денег на искажении Закона Божьего. И не стремился ходить в мягких одеждах. Предтеча имел одежду из верблюжьего волоса, и кожаный пояс. И жил он не в царских чертогах, а как аскет-отшельник, в пустыне. И, в отличие от книжников, употреблял в пищу не изысканные яства, а питался акридами и диким медом. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Матф.3:4).
Поэтому народ шел именно к нему, а не к книжникам. Потому что в лице Иоанна Крестителя народ видел настоящего пророка Божьего, который может помочь людям не только правильным советом в сложных житейских ситуациях, но и мог на деле, например, исцелить какую-либо неизлечимую болезнь. И народ верил каждому слову Предтечи. Так как слова и предсказания Иоанна Крестителя всегда исполнялись, благодаря тому, что с ним был Дух Божий от чрева матери его. И свидетельством большого доверия к Иоанну было то, что многие люди начинали исполнять в своей жизни советы и слова Предтечи, раскаиваясь в своих грехах и принимая крещение в воде от рук Иоанна Крестителя. И как пишет Евангелист Матфей «тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6).
Можно предположить, что после того когда Спаситель охарактеризовал деятельность Иоанна Крестителя, Он, вместе с окружающим Его народом, сделал вывод о том, что Иоанн Креститель не живет в роскошных чертогах и не имеет мягких дорогих одежд. Таким образом, Иоанн Креститель, в отличие от книжников, является истинным пророком Божиим. И поскольку он проповедовал Благую весть и правдиво отвечал на вопросы людей основываясь на Мессианском учении, то Предтеча был большим, чем пророк Божий. Об этом и рассказывается в следующем стихе.