«Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (Матф.11:10). Спаситель, сказав в предыдущем стихе окружающему Его народу о том, что Иоанн Креститель «больше пророка», в разбираемом стихе приводит аргументы в пользу Своего утверждения. Доказательством этого служит слово «ибо». Слово «ибо» обозначает «потому что, так как» («Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, ук. изд., с.230). То есть получается следующая логическая конструкция. Предтеча больше пророка потому что «он тот, о котором написано».

В Своих словах Иисус Христос использует отрывок из книги пророка Малахии 3:1. «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною» (Мал.3:1). При этом Спаситель пересказывает в вольной форме этот текст из книги пророка Малахии 3:1. В пересказе этого текста Иисусом Христом сообщается о том, что Бог-Отец заявляет следующее: «се, Я посылаю Ангела Моего». Слово «се» обозначает «сей, вот, это, сие есть; сей, сие. Се Агнец Божий (Иоан.1:29), Се, мати моя (Матф.12:49)» (Толковый словарь В. Даля, ук. изд.). То есть это слово сообщает нам о том, что повеление Божье должно исполниться. А учитывая утвердительные слова Спасителя «ибо он тот, о котором написано», можно сказать, что это событие уже произошло. И выше приведенная фраза об Ангеле получает следующий смысл. Иисус Христос, как уже признанный Мессия, слова Которого абсолютно истинны, говорит народу о том, что Иоанн Креститель является Ангелом Божиим, которого послал в мир людей Бог-Отец.

В древнееврейской религии Ангел Божий - это сверхъестественная сущность, выполняющая Волю Божью. В разнообразных энциклопедиях слово «ангел» поясняется следующим образом.

«Ангел - это слово в основном тексте (евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках..., в русском переводе — вестник, посол... Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова — существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога» Эрик Нюстрем, «Библейский словарь», ук. изд, с.19).

«Ангел - евр. слово малах и греч. ангелос означают: “посланник”, “вестник”... Но чаще они обозначают небесных посланников Бога... Ангелы. отличаются от библ. -> херувимов и -> серафимов тем, что, будучи Божьими посланцами, предстают перед людьми в человеческом облике... Тем не менее, их главная задача состоит в том, чтобы возвещать Божью волю людям, особенно тем, кого избрал Господь» («Библейский словарь» Брокгауза, ук. изд., с.33).

«АНГЕЛ. Это слово на греческом и еврейском языке значит: вестник. Слово ангел (вестник) часто прилагается и к людям (Лук. 7:24, 9:52)... Из Свящ. Писания и предания мы знаем об их местопребывании и служении, что они владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные, бестелесные, одаренные волею, умом и могуществом, и занимающие высшую степень в ряду творения» («Библейская энциклопедия» архимандрита Никифора, ук. изд, с.47).

Суммируя выше приведенные цитаты, можно сказать о том, что Ангел Божий, как и пророк Божий, является вестником Божиим, то есть возвещает Божью Волю людям. Но, в отличие от пророка, Ангел является не земным, а сверхъестественным божественным существом, предстоящим перед Богом. А также Ангел может исполнять эту Волю Божью, так как наделен от Бога могуществом (сверхъестественными способностями).

Например, в Деяниях Ангел Господень по велению Бога выпускает Апостолов из темницы. «Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (Деян.5:19-20). Или, например, когда Ангел Господень делает Апостола Филиппа невидимым и переносит его в другое место. «Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте» (Деян.8:39-40).

Итак, что же имел ввиду Спаситель, называя Предтечу Ангелом Божиим?

Как мы знаем, Иоанн Креститель ещё от чрева матери имел на себе Духа Святого (Лук.1:15), Который его не покинул до самой его смерти. Ангелы Божии также исполнены Духа Божьего. Предтеча прожил большую часть своей жизни в пустыне в окружении Бога и Ангелов Его. И по достижении тридцатилетнего возраста приступил к исполнению Воли Божьей. И при этом можно предположить, что Предтеча не только давал людям пророческие советы в их разнообразных жизненных ситуациях, но и творил (как и Ангелы Божии) сверхъестественные чудеса. В этом ему помогал Святой Дух, находящийся, как было уже сказано, с Предтечей ещё от чрева матери. Поэтому слова Иоанна Крестителя, подтвержденные его чудесными делами, и вызывали к нему большой интерес со стороны народа.

Все эти удивительные дела Иоанна Крестителя приводили к тому, что древнееврейский народ задавался вопросом, а не Христос ли он? «Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» (Лук.3:15).

Анализируя выше сказанное, можно прийти к выводу, что Иоанн Креститель, по своей природе являясь от рождения безгрешным человеком, по внутренней сути своей и по делам своим был Ангелом Божиим. Так как за короткий отрезок своей земной жизни Предтеча проделал такую титаническую работу по подготовке древнееврейского народа к встрече с Мессией, которая обычному человеку просто была не по силам и за более продолжительный период.

Далее следуют слова «пред лицем Твоим». Данное выражение, взятое из разбираемого стиха, предположительно можно объяснить следующим образом. Это выражение предположительно обозначает то, что Спаситель, как Вторая Ипостась Бога, будет присутствовать с Иоанном Крестителем. То есть жизнь и деятельность Иоанна Крестителя будет проходить перед Лицом Мессии.

Спрашивается, каким же образом Мессия будет присутствовать при всей земной жизни Предтечи? Вероятнее всего Мессия присутствовал с Иоанном Крестителем незримо для других людей. Однако сам Предтеча ощущал на себе присутствие Спасителя. О таких случаях и пишется в Ветхом Завете. «И там пред лицем Господа, на медном жертвеннике, который пред скиниею собрания, вознес Соломон тысячу всесожжений» (2Пар.1:6). В Ветхом Завете также указывается на то, что такое присутствие Божье осуществлялось чаще всего посредством молитвы, направленной к Богу, которая исходила из человеческой души. Вот как об этом пишется в Ветхом Завете. «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом... Царь же и весь народ стали приносить жертвы пред лицем Господа» (2Пар.7:1,4).

Из всего, сказанного выше можно сделать вывод о том, что Спаситель всегда незримо присутствовал в жизни Предтечи и Предтеча это ощущал не только своим сердцем. Но наряду с этим, вероятнее всего, как указывается в разбираемом стихе, видел перед собой (невидимое для других людей) Лицо Бога-Сына. Можно также предположить и то, что помимо присутствия Спасителя, перед Лицом Которого проходила жизнь Предтечи, с Иоанном Крестителем постоянно находилась и Третья Ипостась Троицы в виде Духа Святого.

В результате этого древние евреи, приближаясь к Иоанну Крестителю, могли чувствовать в своей душе Божественный трепет и ощущать, как от Предтечи исходит Благодать Божья. А в его пророческих словах видели Божественную правду. По этой причине «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6). Потому что всем обликом своим Предтеча вызывал у людей благоговейное почтение и люди воспринимали исходившую от него Благодать Божью.

Выражение из разбираемого стиха «который приготовит путь Твой пред Тобою» надо понимать следующим образом. Словосочетание «пред Тобою» обозначает перед явлением Мессии древнееврейскому народу. Словосочетание «приготовит путь» обозначает то, что Иоанн Креститель будет громогласно извещать древнееврейский народ о скором великом событии, приходе на землю Истинного, Обетованного Мессии, Который принесет людям Новый Завет. То есть даст людям новые заповеди Божьи, соблюдая которые народ будет иметь милость Божью и Его благоволение Божье.

Помимо извещения о скором приходе Мессии Предтеча также будет приготавливать древнееврейский народ к встрече с Мессией, призывая древнееврейский народ к покаянию. «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Матф.3:5-6).

Разбираемый стих известный экзегет А.П. Лопухин пояснил так. «В этой цитате слово «ангела» следует понимать в смысле «вестника», и притом не как бесплотного существа, а как человека» (А.П. Лопухин, «Толковая Библия», ук. изд., с.215). Причем уважаемый толкователь, написав свое утверждение, ничем его не подтвердил.

Как мы уже разбирали ранее, человеком-вестником Божиим у древних евреев выступали именно пророки, являющиеся земными людьми. А Предтеча, по словам Спасителя «больше пророка». То есть говоря другими словами, Спаситель ясно указал на то, что Иоанн Креститель наряду с человеческой природой отличается и сверхъестественной ангельской сущностью.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август - декабрь 2014 г.