«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Матф.11:11). В разбираемом стихе Христос далее продолжает Свою речь об Иоанне Крестителе. В начале разбираемого стиха Спаситель говорит «истинно говорю вам». Разбираемая фраза говорит о том, что Спаситель подчеркивает важность того, о чем Он хочет сказать Своим слушателям. Для этого Он применяет словосочетание «истинно говорю». Ораторский прием в виде предварения сказанных фраз о том, что они истинны, применяется для того чтобы подчеркнуть особую важность последующих слов Спасителя. Помимо этого, словами «истинно говорю вам» Спаситель говорит о том, что все последующие за этой фразой слова, сказанные Им, являются истинной правдой. Так как они звучат из уст только что признанного народом Мессии, Сына Божьего, Который является Второй Ипостасью Троицы. А в Библии говорится «ибо Господь есть Бог правды» (Ис.30:18).

В последующей части разбираемого стиха в виде высказанных Спасителем слов фигурируют такие слова «из рожденных женами». В данной части разбираемого стиха словом «жена» обозначена земная женщина. Таким образом, выражение «из рожденных женами» нужно понимать следующим образом. Из людей, рожденных от земных родителей, женщиной-матерью и мужчиной-отцом.

Далее в разбираемом стихе говорится «не восставал». Слово «восставать» обозначает «подняться для борьбы с кем-либо» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка», Москва, Азъ, 1994, с.96). «Восстать — воспрянуть, встать, подняться с какой-либо целью» (Д.И. Ушаков, «Большой толковый словарь современного русского языка», Мега-Принт, Москва, 2009, с.98).

Согласно смысловому значению, представленному в словаре Ушакова, смысловое значение слова «восстал» применительно к разбираемому стиху обозначает то, что в древнееврейском обществе возник, появился Иоанн Креститель и стал принимать очень активное участие в религиозно-философской жизни древнееврейского государства.

Из предыдущих стихов мы помним, что Спаситель, оценивая деятельность Иоанна Крестителя перед Богом-Отцом, называл Предтечу пророком «пророка? Да» (Матф.11:9), большим чем пророк «и больше пророка» (Матф.11:9), Ангелом Божиим «Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим» (Матф.11:10).

В разбираемом стихе Спаситель продолжает давать оценку деятельности Иоанна Крестителя и, дополняя её новой чертой, говорит «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя». То есть из всех людей, рождавшихся на земле не появлялся такой духовный учитель, который бы сделал больше перед Богом, чем сделал Иоанн Креститель.

Согласно смыслу слов, произносимых Спасителем, можно предположить то, что Спаситель сравнивает Иоанна Крестителя с самыми достойными людьми древнееврейского народа, которые были рождены человеческими женщинами. Из этих слов следует, что Предтеча за всю земную историю человечества совершил в своей земной жизни наиболее значимые деяния для Бога, чем все остальные люди, отдельно взятые.

Иоанн Креститель был большим потому, что совершал очень много добрых поступков, христианских по своему содержанию. Он первым ввел традицию христианского крещения. Он первым начал пояснять как жить древним евреям по заповедям Благой вести. Более того, он этим заповедям обучал народ. То есть, поясняя фразу Матфея о том, что к Предтече ходили креститься весь Иерусалим и Палестина, можно прийти к выводу о том, что Иоанн Креститель имел большой авторитет в среде древних евреев. И даже книжники с уважением относились к его словам. И царь иудейский тоже.

А такой авторитет Иоанн Креститель мог получить не только благодаря своим проповедям, но и своим поступкам. Можно предположить то, что Иоанн Креститель, давал людям мудрые советы в решении их бытовых жизненных ситуаций, а также пророчествовал. То есть правдиво предсказывал исход будущих событий. Вот это всё вместе и способствовало формированию авторитета Иоанна Крестителя. И все эти действия были направлены на выпрямление пути для Мессии, Который должен был прийти после Иоанна Крестителя. И поэтому Спаситель ставит Предтечу выше всех самых известных Богу и людям ветхозаветных духовных учителей «не восставал больший».

Любознательный читатель может задаться вопросом, а после Иоанна Крестителя были ли люди, считавшиеся и ценившиеся Богом также, или более Предтечи? На этот вопрос предположительно можно ответить так.

Как мы знаем, самыми известными новозаветными духовными учителями были двенадцать Апостолов Христовых. Сравнивая деятельность Предтечи с деятельностью двенадцати Апостолов, можно прийти к следующему. Иоанн Креститель по сравнению с Апостолами имеет более высокий статус в глазах Божиих. Так как Иоанн Креститель имел Духа Святого ещё от чрева матери и на протяжении всей своей земной жизни был безгрешным человеком. Потому его Спаситель и называет Ангелом Моим (Божиим). Это выше охарактеризованное свойство личности Иоанна Крестителя было его преимуществом над двенадцатью Апостолами Христовыми.

Ученики Спасителя были обычными людьми, которые допускали грехи, о которых потом сожалели и в которых впоследствии каялись. Иоанн Креститель не ведал человеческих грехов и страстей. И в отличие от Иоанна Крестителя, двенадцать Апостолов, перед тем как стать учениками Спасителя, получили от Иисуса Христа прощение своих грехов. И только после прощения своих грехов могли молить Господина Жатвы, то есть Бога-Отца, чтобы Он их послал на проповедь Благой вести. «Итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Матф.9:38).

В отличие от Предтечи, Апостолы из двенадцати сначала получали Дары Духа Святого на время своего общественного служения. И только во время праздника Пятидесятницы они получили Утешителя, Духа Божия, Который уже пребывал с ними постоянно.

Апостолы из двенадцати также, как и Иоанн Креститель, проповедовали Благую весть. Но Иоанн Креститель, в отличие от двенадцати Апостолов, имеет целый ряд весомых заслуг. Он раньше Иисуса Христа и до появления двенадцати Апостолов начал проповедовать Мессианское учение и был духовным учителем у будущих Апостолов Андрея и Иоанна (Иоан.1:35). Именно Предтеча крестил Христа в водах Иордана. Именно он является последним ветхозаветным пророком и первым новозаветным пророком. А также первым Апостолом, потому что ещё до появления двенадцати Апостолов давал наставления людям о том, как надо жить, руководствуясь новозаветными понятиями и истинами. То есть Иоанн Креститель был начинателем в распространении Благой вести, а двенадцать Апостолов выступают как продолжатели в распространении христианского учения.

Оценивая работу, проведенную Иоанном Крестителем, по выправлению путей для Мессии, Иисус и указал на неоценимый вклад Предтечи в распространении Мессианского учения, в подготовке перехода древнееврейского народа от Ветхого к Новому Завету и в начальном распространении Благой вести и её пояснении древним евреям. Вот за все эти заслуги именно Иоанн Креститель возвеличивается Спасителем в разбираемом стихе и помещается православной Церковью Христовой на иконостасе с правой стороны от Спасителя.

Все выше названные заслуги Иоанна Крестителя Иисус Христос и обозначил словами о том, что не было большего человека из рожденных женами, чем Предтеча. Таким образом, слова Спасителя о том, что из рожденных женами никто не восставал больший, нежели Иоанн Креститель, является выводом из выше изложенных сведений, которые были хорошо известны древним евреям, слушающим Иисуса Христа.

Во второй половине стиха Спаситель характеризует положение Иоанна Крестителя по отношению к Царству Небесному, и говорит так «но меньший в Царстве Небесном больше его». Как нужно понимать эти слова?

Это место из разбираемого стиха предположительно можно объяснить так. На то время, когда Иисус произносил Свои слова Иоанн Креститель был жив. В описываемый момент в Царстве Небесном находились Господь Бог и Ангелы Его. По сравнению с Ними Иоанн Креститель конечно же был меньшим. А любой небожитель из Царства Небесного, даже самый меньший, был большим Иоанна Крестителя. Любой меньший в Царстве Небесном на время речи Спасителя был больше Иоанна Крестителя по той причине, что на Иоанне Крестителе, как и на всех остальных людях, лежала тяжесть первородного греха, который ещё не был искуплен Спасителем. И Иоанн Креститель, также как патриархи, пророки и праведники древнееврейского народа, был ещё не достоин Царства Небесного.

Можно предположить то, что после того когда Христос искупит первородный грех, иерархия в Царстве Небесном изменится, и Иоанн Креститель займет в Нем достойное ему место. Это и отражается на современном православном церковном иконостасе, где Предтеча располагается рядом со Спасителем. Над Царскими вратами на иконостасе расположен деисусный ряд. В переводе с древнегреческого слово «деисис» обозначает «моление». Деисусный ряд - главный в иконостасе. В центре деисусного ряда помещается икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее Архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), Апостолов Петра и Павла. Так что Иоанн Креститель, по словам Спасителя, не только является большим из «рожденных женами», но и выступает одним из главных ходатаев и молитвенников перед Богом за людей.


Газета "БЛАГОВЕСТ", август - декабрь 2014 г.